Энциклопедия
вспомнила о Псковских железных дорогах в
следующих статьях:
Павлов Владимир Ильич (04.09. 1956) -
заслуженный работник транспорта
Российской Федерации (1993 год), слесарь.
Родился в деревне Грибушино Великолукского
района Великолукской области. В 1974-1976 годах
служил в рядах Советской Армии. С 1977 года
работает на Великолукском
локомотиворемонтном заводе: слесарем по
ремонту подвижного состава, мастером смены
участка по разборке и сборке, старшим
мастером цеха по ремонту дизелей. С 1983 года -
слесарем по ремонту подвижного состава.
Награжден Дипломом Министерства путей
сообщения РФ "Победитель в отраслевом
соревновании за 1994 год".
** О
Великолукском заводе
на
нашем проекте.
Панов Дмитрий Петрович
(08.11.1923 - 07.02.1976) - Герой Советского
Союза, лейтенант. По энциклопедии после
войны продолжал службу в армии до 1956 года,
после жил и работал в Ленинграде.
** Статья иллюстрирована фотографией,
которая
есть на нашем проекте.
** Статья о Панове Д.П. на
нашем проекте.
** Статья из нашего проекта,
где по другому описана история
послевоенной жизни Панова Д.П. В ней
говорится, что после войны он пришел в
Великолукское
депо кочегаром, потом стал одним из
лучших машинистов. Кому верить?
Пантелеев Василий
Лаврентьевич (1923-18.04.1992) - кавалер трех
орденов Славы... После войны работал
ревизором-контролером пассажирских
поездов.
**
О Пантелееве В.Л. на нашем
проекте.
Печоры - город,
административный центр Печорского района.....Есть
железнодорожная станция...
**
О станции Печоры - Псковские
на
нашем проекте.
Плюсса - поселок
городского типа. Поселок возник на месте
железнодорожной станции Плюсса и
находившейся здесь деревни Плюсса. Станция
построена в 1862 году...
**
О станции Плюсса на нашем
проекте.
Покровский Иван Васильевич
(14.01.1912 - 22.09.1984) - Герой Социалистического
Труда, старший машинист паровозного депо
Псков Октябрьской железной дороги. Родился
в городе Пскове в семье рабочего-железнодорожника.
Образование среднее. Трудовую деятельность
начал в 1927 году в паровозном депо Псков
учеником слесаря-инструментальщика. С
ноября 1929 года - помощник машиниста, а с
октября 1934 года - машинист паровоза. В
период Великой Отечественной войны (1941-1945
годы) работал в депо Новокузнецк Томской
железной дороги, затем на прифронтовых
железных дорогах Северо-Запада России. В
сентябре 1945 года вернулся в паровозное депо
Псков, трудился в должности паровозного
машиниста, а затем машиниста-инспектора до
выхода в 1967 году на пенсию. Одним из первых в
отделении дороги начал вождение
тяжеловесных поездов. проявил инициативу в
создании колонны имени XXI съезда КПСС, затем
и возглавил ее. Колонной было проведено 2505
тяжеловесных поездов, которые перевезли
1254516 тонн груза сверх нормы. Подготовил
десятки молодых машинистов и помощников..
Избирался делегатом XXII съезда КПСС.
**
Статья о Покровском И.В.
на нашем проекте.
Порхов - город, районный
административный центр.... В 1896-1897 годах
через Порхов прошла ветка железной дороги,
соединившая Дно и Псков, построен вокзал...
**
Статья о станции Порхов на
нашем проекте.
Псков - вокзал
железнодорожной станции - был открыт
9 сентября 1863 года. Выстроен по проекту
французского инженера Пиреля в связи с
открытием движения в 1859 году поездов по
Санкт-Петербургско-Варшавской железной
дороге. Перестраивался в 1895 году. Одно время
вокзал называли Варшавским. Частично был
разрушен в Великую Отечественную войну
(1941-1945 годы). Восстановлен в 1949 году. К 1100-летию
первого упоминания Пскова в древней
летописи осуществлена реконструкция
вокзала по проекту псковского института
"Спецпроектреставрация". В 1900 году на
вокзале был В.И.Ленин ( в память об этом у
главного входа вокзала установлена
мемориальная доска). В 1905 году здесь
проходили революционные выступления
рабочих. В ночь со 2 на 3 марта 1917 на вокзале
станции Псков император Николай II отрекся
от престола (об этом событии напоминает
памятная доска на северном фасаде вокзала).
В 1941-1945(!?, это уже антисоветчина...) годах на вокзале станции
действовала группа подпольщиков под
руководством С.А.Акулова. За 2000 год вокзал
обслужил 1 миллион 360 тысяч человек.
Начальник вокзала - А.А.Гурин.
** Статья иллюстрирована фотографией,
имеющейся
на нашем проекте.
** Памятная доска об отречении висит на
южной, а не на северной стороне здания
вокзала. На северной стороне - доска о
пребывании Ленина. Группа машиниста
Акулова действовала не на вокзале, который
сожгли в конце 1941 года, а на узле. И, конечно,
после освобождения в июле 1944 года Пскова,
группа на вокзале подпольной деятельностью
не занималась...
** Статья об истории
станции Псков и ее вокзале на нашем
проекте.
** Статья о сегодняшнем дне
вокзала с фотографиями на нашем проекте.
** Рабочий проект института
" Спецпроектреставрация"
Псков - железнодорожная
станция - место остановки на
железных дорогах, с устройством
необходимых зданий. Здание вокзала в городе
Пскове было открыто 9 сентября 1863 года.
Неподалеку от железнодорожных путей
разместились электростанция, водоемное
здание, водокачка (вообще-то, водокачкой в
простонародье называют водоемное здание,
URAKIS), складские помещения и другие
необходимые для нормального
функционирования железной дороги здания.
Станционный поселок разрастался и
благоустраивался, создавая свою,
обособленную от города, инфраструктуру. По
типовым проектам возводили жилые дома,
лечебницы, амбулаторию, школу, пожарное
депо. Здесь все было свое: лавки, харчевни,
питейные заведения, своя транспортная
полиция и жандармерия. В 1862 году было
построено паровозное депо. Появилась
крупная грузоотправительная станция на
железной дороге Петербург-Варшава. После
строительства дороги Псков-Рига и линии
общества Московско-Виндаво-Рыбинской
железной дороги станция Псков в 1904 году
стала узловой. В 1982 году на станции была
сдана в эксплуатацию отделенческая
железнодорожная больница на 250 коек и новая
поликлиника, также была проведена
электрическая централизация станции. Ныне
станция Псков - узловая на Октябрьской
железной дороге.
** О
составе Псковского
железнодорожного узла на нашем проекте.
Псково-Рижская железная дорога
- построена в 1886-1888 годах. В
строительстве этой линии были
заинтересованы промышленные магнаты
Прибалтики, купцы Псковской губернии и
России. Проект постройки Псково-Рижской
дороги с веткой на Дерпт "Высочайше
утвердить изволил" 27 марта 1867 года (1887
года!) император Александр III, хотя изыскательные
работы начались лишь в 1886 году. В связи со
стратегическим значением строительство
дороги велось за счет государственной
казны. Не случайно, эту линию до и после
Октябрьской революции 1917 года называли
казенной, казенными называли и станционные
объекты: казармы, больницы, паровозные депо.
Строили дорогу с двух направлений: от
Дерпта и Санкт-Петербурга (??, так в
энциклопедии!, на самом деле от Пскова).
Сооружение новой дороги возглавил инженер
путей сообщения действительный статский
советник Петр Эрнестович Гетте,
построивший линию Екатеринбург-Тюмень. При
строительстве дороги Псков -Рига был
построен железнодорожный мост через реку
Великую. Возводился он по чертежам Д.И.Журавского
и С.В.Кербедза. Он стал называться Рижским.
На одну версту (1,06 километра) строительства
государственное казначейство выплачивало
примерно 1653 рубля. В целом на всю постройку
было затрачено около 482625 рублей, а
содержание аппарата управления дороги
только в Дерпте обошлось в 619797 рублей. В 1888
году в нескольких верстах от Печор на
опушке леса была построена железнодорожная
станция, название которой было
заимствовано от названия города. В
управление Псково-Рижской дороги вошли еще
несколько станций: Новоизборск. Виллы,
Ливамяэ, Поровицы. Длина главной линии
дороги составила 287 верст (304 километра), а от
Пскова до Риги - 192 версты (205 километров). На
строительство дороги было израсходовано
178023 кубических саженей (379189 кубических
метров) песчано-гравийных смесей, 600 тысяч
шпал, 200 тысяч пудов (3 миллиона 276 тысяч
килограммов) металлических конструкций. 1
января 1889 года дорога была передана
Министерству путей сообщения. Первыми
пассажирами дороги стали 639 новобранцев
латышского города Венден, которые ехали
в Ригу на сборный пункт. Железная дорога
Псков- Рига стала одним из важных путей
сообщения в России. Уже в 1891 году она стала
приносить прибыль. По состоянию на 2002 год
часть линии дороги, проходящей по Псковской
области, относится к октябрьской железной
дороге.
** Об
истории этой дороге
на нашем проекте.
** О составе этого участка на
территории Псковской области.
** О
Рижском мосте на нашем
проекте.
** О строительстве дорог на
территории Псковской губернии.
Псковский железнодорожный
музей - открыт 27 июля 1967 года. Одним
из инициаторов его создания был инженер
Александр Иванович Валентик. Первоначально
располагался в здании Псковского вокзала, с
1983 года - по адресу: город Псков, улица
Вокзальная, дом 46 (правильно 38/29!!). Является историко-краеведческим,
отражает историю строительства железных
дорог на Псковщине. Одними из наиболее
ценных экспонатов музея являются материалы,
рассказывающие об участии псковских
железнодорожников в задержании поезда
последнего русского царя Николая II и
отречении его от престола; в витрине музея
находится аппарат Морзе, которым
пользовались на Псковском вокзале во время
этих событий. Проект архитектурно-художественного
решения экспозиции музея создали художники
Ленинградского промышленно-художественного
училища имени В.И.Мухиной под руководством
Л.В.Карлова.
** О
Псковском железнодорожном
музее на нашем проекте.
** Страничка о
железнодорожных музеях Псковских
Железных Дорог на нашем проекте.
Пустошка
- город,
административный центр Пустошкинского
района, железнодорожная станция на линии
Москва-Рига... От пустоши, купленной для
станционных построек у крестьян деревни
Звяги за два ведра водки, пошло название
железнодорожной станции, а затем и города.
** Очень сомнительная версия Николая
Масолова происхождения названия станции.
Эту землю заселяли потомки гультяев -
пришлых кубанских казаков, состоящих на
службе у Речи Посполитой в качестве
панцирных бояр. Они не так бедно жили до
сталинских раскулачиваний, чтобы что-то за
так продавать.
**
Другая версия
происхождения названия станции и города.
** Статья о станции Пустошка
на нашем проекте.
Пыталово - город,
административный центр Пыталовского
района... Узел железных дорог на Ригу, Псков,
Даугавпилс. Начало городу положила
железнодорожная полустанция (станция
низшего, 5-го класса), которая находилась на
прилегающей к сельцу Пыталово железной
дороге, построенной в 1857-1862 годах...
**
Статья о станции Пыталово
на нашем проекте.
Энциклопедия забыла:
Плющев Константин Петрович (1903) - начальник
Псковского отделения в 1951-1955 годах.
**
Статья о начальниках
Псковского отделения дороги на нашем
проекте.
Пухов Николай Иванович -
электромеханик ПЧ-26
**
Статья о Пухове Н.И. на
нашем проекте.
** Статья о ПЧ-26 на нашем
проекте.