Луга -
Скангали
Псков - Нарва Псков - Полоцк Псков - Бологое Псков - Валга Валга - Тарту Тарту - Печоры Бологое - Полоцк Оредеж - Витебск Западная Двина - Посинь Луга - Новгород Новгород - Валдай Чудово - Старая Русса Пыталово - Опочка Печоры - Кудупе Станции Подвижной состав Фалеристика Прогулки автора Нежелезнодорожное |
станция Симоновская, Плюсса Варшавская дорога
[Историческая справка]
[Карты и схемы]
[Южная
горловина] [Вокзал]
[Северная
горловина]
182 километр Варшавской
дороги. Станция возникла в период строительства Варшавской дороги в 1859 году на 170 версте от Санкт- Петербурга.
Первоначальное название станция Симоновская. Рядом есть деревня Симоново.
Позже
переименована по названию поселка Плюсса,
возникшего на берегу одноименной реки. В 1867
году уже называется Плюсса. Входила в состав столичной губернии, была
известна среди тамошних дачников низкими ценами на продукты и сдаваемое в наем
жилье. Что очень интересно: В расписании пригородных поездов и ценах билетов на них 1895 года Плюсса на 171 версте. В расписаниях дальних поездов Санкт-Петербург - Вильно 1895 и 1897 годов Плюса на 171 версте от Санкт-Петербурга. То же самое продолжается и в расписаниях лета 1903 года и зимы 1905-1906 годов: Плюсса для пригородных поездов С.Петербург - Гатчина - Луга - Псков - Остров и Плюса для поездов С.Петербург - Вильно. В расписаниях лета 1917 и 1922-1923 годов присутствует станция Плюсса. 14 октября 1926 года на перегоне Плюсса - Серебрянка произошло крушение ленинградского пассажирского поезда. Паровоз сошел с рельс, было разбито 4 вагона, погибло шесть и ранено 25 человек. На схеме Ленинградской дороги 1941 года эта станция на 46 километре от Луги и 92 километре от Пскова. На карте Ленинградской железной дороги 1943 года присутствует станция Плюсса на 182 километре двухпутной линии. "Партизаны 6-й партизанской бригады под командованием т.т. Объедкова В.П. и Зайцева В.Д. в ночь с 18 на 19 октября 1943 года смелым налетом на главнейшую коммуникацию врага, Варшавскую дорогу, разгромили станцию Плюсса и в решительной схватке уничтожили 136 гитлеровцев... При разгроме станции уничтожено: вокзал, комендатура, здание полиции, склад боеприпасов, 2 склада с продовольствием. Взорваны две водокачки станции, 2 железнодорожных будки, семафор, 300 рельс и подорвано 2 паровоза; сожжено 2 вражеских эшелона....Приказываю: 1. 6-й партизанской бригаде за успешный разгром ж.-д. станции Плюсса и спасение от угона в немецкое рабство мирных жителей - вручить Знамя Ленинградского штаба партизанского движения...." (Из приказа ЛШПД от 23 октября 1943 года) "6-я Ленинградская партизанская бригада под командованием тов. Объедкова численностью 470 человек в ночь на 18.10.43 г. совершила налет на ж.-д. станцию и райцентр Плюсса. В результате налета взорвано: 300 рельсов, 2 водокачки, семафор, 2 стрелки, уничтожено 2 эшелона в составе 2 паровозов и 19 вагонов с живой силой и техникой, 13 автомашин, 2 склада с боеприпасами и 1 с продовольствием, сожжены все станционные и подсобные постройки, 2 ж.-д. будки и 320 тонн сена. Поврежден ж.-д. мост через реку Плюсса." (Из боевого донесения начальника ЛШПД М.Н.Никитина в ЦШПД от 1 декабря 1943 года) 3 февраля 1944 вновь был вновь совершен налет на станцию Плюсса. 16 - 18 февраля отряды 6ЛПБ под руководством В.П. Объедкова и 9ЛПБ под командованием И.Г. Светлова вместе с регулярными частями принимали участие в освобождении Плюссы. "Темной осенней ночью мы незаметно подошли к исходной позиции. Перед нами железнодорожная станция Плюсса. Бойцы, сжимая в руках автоматы, залегли на подходах к станции. Разведка донесла, что на станционных путях стоят три эшелона противника. Медлить нельзя. Командиры отрядов товарищи Николаев, Кайченко и Арттэ по общему сигналу подняли бойцов в атаку. Командир тов. Кайченко, начальник штаба Ким со своими бойцами подползли под вагоны, облили их керосином и зажгли. Стон, вопли немцев заглушались ураганным автоматно-пулеметным огнем партизан. Разгорелся большой бой. Отважные партизаны во главе с командиром тов. Арттэ громили немецкую комендатуру, забрасывали гранатами броневагон с офицерским составом. Командиры тт. Кайченко и Николаев со своими подразделениями расстреливали немцев в казармах поселка. Взрывался и горел 2-й эшелон с техникой и боеприпасами... Гарнизон был разбит. К станции подходил бронепоезд. Однако и это не помогло. Через несколько дней немцы начали восстанавливать станцию... ... Январь 1944 года. Прорвав оборону врага под Ленинградом, наши части продвигались вперед на Запад. Немцы упорно сопротивлялись. Эшелон за эшелоном проходили на фронт через станцию Плюсса. Бригада выступила на помощь фронту. Перервав телефонно-телеграфную связь, мы совершили вторичный налет на станцию. Немцы яростно сопротивлялись, неоднократно переходили в контратаки. Однако партизанский налет взял свое. Первыми ворвались на станцию отряды Зарубина, Лозина и Петрова. Они взорвали 750 рельсов, 15 дотов, 75 автомашин, уничтожили 8 пулеметных точек, 2 орудия и убили до 400 фашистов. Плюсса, как железнодорожная станция, перестала существовать... Подходили части Красной Армии... После ожесточенного боя в 23 часа 18 февраля 1944 года Плюсса была полностью в наших руках.." Командир бригады - В.Объедков (Из корреспонденции из газеты "Ленинградский партизан" 29 марта 1944г.) На картах 1944 - 1948 годов станция Плюсса на 91 км от станции Псков-Пассажирский. В атласах 1966,1971 и 1986 годов числится линейной станцией, причем в 1966, 1968 и 1971 годах называлась опять Плюса!? Одна из трех станций на Псковщине наряду с Дно и Новосокольниками, где День города совпадает с Днем железнодорожника. Как промежуточная станция 4 класса входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах.
"Прилегающие перегоны двухпутные, оборудованы автоблокировкой.
Назначение путей: Ссылки Расписания
Расписание
пригородных поездов Санкт-Петербург – Псков в 1895 году от Дмитрия Фокина. |
[Участки
дорог] [Общая
карта дорог] [Предприятия
и учебные заведения] [Расписания]
[Дороги
узкой колеи] [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное] |