станция Симоновская, Плюсса

 Варшавская дорога 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Южная горловина] [Вокзал] [Северная горловина]

   182 километр Варшавской дороги. Станция возникла в период строительства Варшавской дороги в 1859 году на 170 версте от Санкт- Петербурга. Первоначальное название станция Симоновская.  Рядом есть деревня Симоново. Позже переименована по названию поселка Плюсса, возникшего на берегу одноименной реки. В 1867 году уже называется Плюсса. Входила в состав столичной губернии, была известна среди тамошних дачников низкими ценами на продукты и сдаваемое в наем жилье. 
  В 1867-1868 годах станция Плюсса являлась станцией 4 класса с пассажирским зданием 4 класса и находилась в 171 версте от Санкт-Петербурга. Водоснабжение Плюсской станции из реки Плюсса паровой машиной в 5 сил.
  Статистика движения пассажиров и товаров на станции "Псков" Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги в 1881 году.
  В 1897 году станция
Плюсса входит в состав С.Петербурго-Варшавской железной дороги.
  Что очень интересно: В расписании пригородных поездов и ценах билетов на них 1895 года Плюсса на 171 версте. В расписаниях дальних поездов Санкт-Петербург - Вильно 1895 и 1897 годов Плюса на 171 версте от Санкт-Петербурга.
  То же самое продолжается и в расписаниях лета 1903 года и зимы 1905-1906 годов:
Плюсса для пригородных поездов С.Петербург - Гатчина - Луга - Псков -  Остров и Плюса для поездов С.Петербург - Вильно.  В расписаниях лета 1917 и 1922-1923 годов присутствует станция Плюсса.
  14 октября 1926 года на перегоне Плюсса - Серебрянка произошло крушение ленинградского пассажирского поезда. Паровоз сошел с рельс, было разбито 4 вагона, погибло шесть и ранено 25 человек. На схеме Ленинградской дороги 1941 года эта станция  на 46 километре от Луги и 92 километре от Пскова. На карте Ленинградской железной дороги 1943 года присутствует станция Плюсса на 182 километре двухпутной линии.
    "Партизаны 6-й партизанской бригады под командованием т.т. Объедкова В.П. и Зайцева В.Д. в ночь с 18 на 19 октября 1943 года смелым налетом на главнейшую коммуникацию врага, Варшавскую дорогу, разгромили станцию Плюсса и в решительной схватке уничтожили 136 гитлеровцев... При разгроме станции уничтожено: вокзал, комендатура, здание полиции, склад боеприпасов, 2 склада с продовольствием. Взорваны две водокачки станции, 2 железнодорожных будки, семафор, 300 рельс и подорвано 2 паровоза; сожжено 2 вражеских эшелона....Приказываю: 1. 6-й партизанской бригаде за успешный разгром ж.-д. станции Плюсса и спасение от угона в немецкое рабство мирных жителей - вручить Знамя Ленинградского штаба партизанского движения...." (Из приказа ЛШПД от 23 октября 1943 года)
  "6-я Ленинградская партизанская бригада под командованием тов. Объедкова численностью 470 человек в ночь на 18.10.43 г. совершила налет на ж.-д. станцию и райцентр Плюсса.  В результате налета взорвано: 300 рельсов, 2 водокачки, семафор, 2 стрелки, уничтожено 2 эшелона в составе 2 паровозов и 19 вагонов с живой силой и техникой, 13 автомашин, 2 склада с боеприпасами и 1 с продовольствием, сожжены все станционные и подсобные постройки, 2 ж.-д. будки и 320 тонн сена. Поврежден ж.-д. мост через реку Плюсса." (Из боевого донесения начальника ЛШПД М.Н.Никитина в ЦШПД от 1 декабря 1943 года)
    3 февраля 1944 вновь был вновь совершен налет на
станцию Плюсса
    16 - 18 февраля отряды 6ЛПБ под руководством В.П. Объедкова и 9ЛПБ под командованием И.Г. Светлова вместе с регулярными частями принимали участие в освобождении Плюссы.
 "Темной осенней ночью мы незаметно подошли к исходной позиции. Перед нами железнодорожная станция Плюсса.  Бойцы, сжимая в руках автоматы, залегли на подходах к станции.  Разведка донесла, что на станционных путях стоят три эшелона противника. Медлить нельзя. Командиры отрядов товарищи Николаев, Кайченко и Арттэ по общему сигналу подняли бойцов в атаку.
  Командир тов. Кайченко, начальник штаба Ким со своими бойцами подползли под вагоны, облили их керосином и зажгли. Стон, вопли немцев заглушались ураганным автоматно-пулеметным огнем партизан.
 Разгорелся большой бой. Отважные партизаны во главе с командиром тов. Арттэ громили немецкую комендатуру, забрасывали гранатами броневагон с офицерским составом. Командиры тт. Кайченко и Николаев со своими подразделениями расстреливали немцев в казармах поселка. Взрывался и горел 2-й эшелон с техникой и боеприпасами...
 Гарнизон был разбит. К станции подходил бронепоезд. Однако и это не помогло.
 Через несколько дней немцы начали восстанавливать станцию...
 ... Январь 1944 года. Прорвав оборону врага под Ленинградом, наши части продвигались вперед на Запад. Немцы упорно сопротивлялись. Эшелон за эшелоном проходили на фронт через станцию Плюсса.
  Бригада выступила на помощь фронту.  Перервав телефонно-телеграфную связь, мы совершили вторичный налет на станцию.
 Немцы яростно сопротивлялись, неоднократно переходили в контратаки. Однако партизанский налет взял свое. Первыми ворвались на станцию отряды Зарубина, Лозина и Петрова. Они взорвали 750 рельсов, 15 дотов, 75 автомашин, уничтожили 8 пулеметных точек, 2 орудия и убили до 400 фашистов. Плюсса, как железнодорожная станция, перестала существовать...
 Подходили части Красной Армии... После ожесточенного боя в 23 часа 18 февраля 1944 года Плюсса была полностью в наших руках.."  Командир бригады - В.Объедков (Из корреспонденции из газеты "Ленинградский партизан" 29 марта 1944г.)

  На картах 1944 - 1948 годов
станция Плюсса на 91 км от станции Псков-Пассажирский.
  В атласах 1966,1971 и 1986 годов числится линейной станцией, причем в 1966, 1968 и 1971 годах называлась опять Плюса!? Одна из трех станций на Псковщине наряду с Дно и Новосокольниками, где День города совпадает с Днем железнодорожника.
  Как промежуточная станция 4 класса входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах.

 Схема станции в 2002 году

  "Прилегающие перегоны двухпутные, оборудованы автоблокировкой.  Назначение путей:
  1,2,3,4. Для приема и отправления грузовых и пассажирских  поездов.
  5,6.8. Погрузочно-выгрузочные.
  Стрелочные переводы централизованные".
  "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно".
 
В апреле 2003 года возросли объемы погрузки леса на станциях Псковского региона. В Плюссе, Новоселье отправляли леса в полтора раза больше, чем в соответствующий месяц 2002 года. (Из газет).
   "Совсем недавно снесли водонапорную башню в Плюссе. Для меня это было большим сюрпризом: когда я был там в конце сентября, она еще была, когда был в начале ноября, ее уже не было! А вот еще интересная информация. Когда я был последний раз в Плюссе, то с большим удивлением обнаружил там два настоящих семафора! Они стоят за диспетчерской в тени деревьев, из них теперь сделали радиоантенну. "  Кирилл Кравченко  23 декабря 2005 года.
     Как избавиться от рецидива краж?   "... В списке организаторов хищений числятся и руководители структурных подразделений. Так, в октябре прошлого года начальник станции Плюсса В.Яковлев дал указание на демонтаж 12-го (тупикового) пути своей же станции. За сданный металлолом он выручил 38994 рубля..." Газета "Октябрьская магистраль. 20 января 2007 года.
  "За билетом в соседний город" 16 февраля 2011 года. Газета "Псковская Правда. Вече" о судьбе железнодорожной кассы на станции Плюсса.
 "Продавать ж.-д. билеты на почте начали в Псковской области. Местное управление УФПС сообщило, что услуга «Продажа электронных железнодорожных билетов» действует с 1 августа пока только в четырёх почтовых отделениях: одно в Пскове, два в Стругах Красных, одно в Плюссе. По сообщению местного информагентства, в двух упомянутых райцентрах ж.-д. кассы временно закрыты, так что почта выручает." "Почта, билетик!" 12 августа 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
 
"В Плюссе открыта единая жд- и автостанция" 28 июля 2016 года. Первоисточник - Псковская область. Официальный портал государственных органов.
  "Пешеходный переход через железную дорогу в Плюссе построят до конца года" 11 февраля 2021 года. Первоисточник - "Псковское Агентство Информации".

Ссылки

Расписания

Расписание пригородных поездов Санкт-Петербург – Псков в 1895 году от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов Санкт-Петербург - Вильно в 1895 году (часть 1 и часть 2) от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов Санкт-Петербург - Вильно в 1897 году от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1903 года от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1904 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1905-1906 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1908 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1911-1912 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Петроград - Вильна (до Режицы) и обратно: Вильна - Петроград (от Режицы).
Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов №№36/35 и 38/37 Рига - Ленинград - Рига в 1977 году.
Служебное расписание локомотивного депо Псков лета 1996 года.
Лужское направление
. Четное направление. Нечетное направление.
Расписание пригородных поездов на направлении Псков- Луга. 1999 год. 2000 год. 2001 год.
Расписания на все направления Псковских железных дорог. 2002 год  от Владимира Дукина 2004-2005 годы.   2005-2006 годы.  2006 год. 
Расписание поезда Луга - Псков - Луга  №№6507/6508 на зиму 2008-2009 годов.
Расписание поездов №№6555/6556 и №№6507/65086 Псков - Луга - Псков на лето 2010 года.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS