|
Великолукский локомотивовагоноремонтный завод
В январе 1902 года открыты Главные железнодорожные мастерские
Общества Московско- Виндаво- Рыбинской дороги. Мастерские были рассчитаны
на выпуск из ремонта 40 паровозов, 40 тендеров и более двух тысяч пассажирских
и товарных вагонов в год. Позже- это Великолукский паровозостроительный
завод имени Макса Гельца.
На заводе были следующие подразделения:
паровозостроительный цех, вагоносборочная мастерская, паровозосборочная
мастерская, малярная мастерская с лакировочным участком, токарная мастерская,
колесно-токарная мастерская, чугунно- литейная мастерская, главная
кузница и электростанция. Здесь работало более 700 (сравните с сегодняшними
цифрами!) человек. При мастерских были ремесленный курсы.
В декабре
1905 года рабочие железнодорожных мастерских создали вооруженный отряд.
Стачка распространилась на другие станции железной дороги. В местных
железнодорожных мастерских началась революционная биография рабочего
Александра Филипповича Силина. Позже он был руководящим работником транспортной
ВЧК. Погиб в боях с белыми. В честь него в Великих Луках названа улица.
До войны здесь работали будущие
Герои Советского Союза Антонов Николай Дмитриевич,
Родителев Александр
Михайлович и Сизов Василий
Филиппович.
В
паровозосборочном цехе завода в марте- апреле 1945 ремонтировался паровоз
бронепоезда "Александр Невский" из 25 ОДБП. А немного пораньше
здесь были страшные бои, о чем можно почитать в книге
Ф.
Паульмана "В боях за Великие Луки".
Из книги С.Н.
Решетова и З.П. Антоновой "Возрожденный
из руин". ( Лениздат, 1988 год)
можно
узнать много интересного о
восстановлении станции Великие Луки и
завода после Великой Отечественной
войны.
Великолукский локомотиворемонтный завод в 1964 -
1975 годах строил для железных дорог двухосные служебные автомотрисы
АС1А, спроектированные на базе автомотрис АС1.Сейчас это
ЗАО "Великолукский локомотивовагоноремонтный завод". До перестройки
на этом заводе были разработаны и производились хоппер - дозаторы- вагоны
для перевозки сыпучих грузов. Это был единственный производитель таких
вагонов в СССР. Сейчас соперников трое. Основные: ОАО "Днепровагонмаш"
с типом 19-4101 и Крюковский вагоностроительный завод с типом 19-789.
В годы разрухи великолучане занимались только ремонтом, сейчас пытаются
увеличить выпуск вагонов. С 1990 года выпускается хоппер модели 55-76.
В 1992 году заводу европейскими экспертами была присуждена «Золотая
звезда» за высокое качество продукции и профессионализм. В 2000 году
был создан принципиально новый вагон для доставки минеральных удобрений.
Минераловоз обеспечен автоматической системой разгрузки, имеет антикоррозийное
покрытие кузова и съемную крышу. В 2001 году заводом выигран тендер
на производство для МПС хопперов- дозаторов с ограниченной и прерывистой
выгрузкой. Также завод осуществляет ремонт дизель - поездов и электросекций.
Картина завода не была бы полной, если бы не привести аргументы ветеранской
организации ВЛРЗ, которую возглавляет бывший директор завода
П.А.
Сень. Из 17 цехов работают три, заводу, который 10 лет находится
в частной собственности, оказались не нужны теплоэлектроцентраль, кислородная
станция, подсобное хозяйство, санаторий- профилакторий, Дом культуры,
стадион, столовая на 530 мест, две турбазы и здание заводоуправления.
Трудно не согласиться. Ведь ветеранам есть с чем сравнивать, их рекламными
роликами и победными реляциями в связи с юбилеем не убедишь.
Интересную
статью 1986 года о выпуске опытной партии саморазгружающихся полувагонов можно почитать здесь.
В 1976 году в Лениздат к 75- летию завода редакционной
коллегией в составе А.Т. Новикова, П.А. Сеня, А.Ф. Фролова и К.Т.
Чвалаева было подготовлено иллюстрированное издание, с которым можно ознакомиться здесь. Все
фотографии и текст без купюр.
В 2002 году в Великих Луках
вышла книга Николая Казюлина "Самовар
в упряжке ходит". Здесь
есть материал об истории завода.
Ниже приведена
справка, любезно предоставленная Павлом Дунаевым из Санкт- Петербурга.
Великолукский локомотивовагоноремонтный завод, ЗАО
Адрес
182100, Псковская обл., г.Великие Луки, Октябрьский пр., 117
Факс (81153)527-48
Руководство:
Генеральный директор: Слесарев Сергей Иванович,тел. (81153)580-47
Первый зам. генерального директора: ,тел. (81153)580-95
Регистр.данные:
N ?286 30.12.1997
Год основания: 1901
Численность 1000
Деятельность
Выпускают хоппер-дозаторы, саморазгружающиеся полувагоны, вагоны для
цемента и минеральных удобрений, вентиляторные снегоочистители, платформы
для вагонов-цистерн, щебнеуборочный поезд, тележки двухосные. Модернизация
венгерских дизель-поездов. Капремонт дизель-поездов, электропоездов,
цистерн, запасные части к подвижному составу.
Деятельность по классификатору Kompass
3925000 Железнодорожные и трамвайные пассажирские и грузовые вагоны,
вагоны метро
3925015 Вагоны-цистерны железнодорожные. Производство (услуга)
3925016 Вагоны с опрокидывающимся бункером, хопперы. Производство(услуга)
3925029 Вагоны железнодорожные с кранами (локомотивы с кранами). Производство(услуга)
3925055 Услуги по капитальному ремонту и переоборудование грузовых и
пассажирских вагонов железнодорожных и трамвайных. Ремонт, техническое
обслуживание.
3927000 Компоненты, оборудование и принадлежности подвижного состава
3927005 Тележки вагонные подвижного состава. Производство(услуга)
4554000 Машины и оборудование для строительства и технического обслуживания
железнодорожных путей
4554033 Оборудование снегоочистительное, снегоуборочные транспортные
средства для технического обслуживания железнодорожных путей. Производство(услуга).
В 2004 году мэром города Великие
Луки избрана
Лидия Голубева. В свое время
она закончила ЛИИЖТ, до 1991 года работала
инженером на Великолукском ЛВРЗ. (Из
местной печати).
На заводе известна династия
Гоголевых
- Нина, Василий, Виктор и
Николай. Николай Александрович - почетный
ветеран ЛВРЗ. Его жена, Фаина Ивановна,
работала до выхода на пенсию методистом
детского сада-яслей №32 Октябрьской
железной дороги.
"В заводоуправлении сейчас ничего нет. Здание стоит
пустое, равно как и цеха ЛРЗ. На территории завода еще работает ТЭЦ послевоенной
постройки, но по планам администрации города ее ввиду старости планируется
закрыть и построить вместо нее современную котельную, но уже не на территории
завода.
Часть бывшего ЛРЗ (около Лазавицкого переезда - это в районе четных
входных стрелок на станцию Великие Луки) занимает компания "Италформа" - к
железным дорогам никакого отношения не имеет. Так что возможно скоро
историческую территорию ЛРЗ растащат на части разные частные компании и фирмочки."
> Ремонтирует ли завод сейчас дизель-поезда?
"Мне кажется (я думаю, что верно на 99%), что нет. Ибо
на давно уже ни одного дизель-поезда в наших краях не встречал."
Константин Максимов г. Великие Луки, март 2007 года
"ООО
"Великолукский локомотивовагоноремонтный завод (ВЛВРЗ) производит набор на
постоянную и долгосрочную работу" 8 июля 2016 года. Газета "Вперед",
Пустошка.
Ссылки
О заводе на страницах
Псковской энциклопедии 2003 года
О рессорщике Антипове
Александре Михайловиче
О главном
механике Даненберге Эдуарде Францевиче
на страницах Псковской энциклопедии
Об организаторе союза рабочей
молодежи на заводе Дугачеве
Михаиле Григорьевиче
на страницах Псковской энциклопедии
О слесаре Ермоловиче
Михаиле Петровиче на страницах
Псковской энциклопедии
О заместителе директора по
производству
Зайцеве
Борисе Алексеевиче
на страницах Псковской энциклопедии
О бригадире
Козлове
Константине Григорьевиче
на страницах Псковской энциклопедии
О заместителе директора завода Лукьянове
Валерии Петровиче на страницах
Псковской энциклопедии
О бывшем слесаре Минаеве
Николае Александровиче на страницах
Псковской энциклопедии
О бывшем токаре Осипове
Андрее Никоноровиче на страницах
Псковской энциклопедии
О слесаре Павлове
Владимире Ильиче на страницах
Псковской энциклопедии
О бывшем директоре завода Сене
Павле Андреевиче на страницах
Псковской энциклопедии
О бригадире маляров Студненкове
Викторе Михайловиче на страницах
Псковской энциклопедии
О рабочем
кузнечного цеха Михаиле Суворове
на страницах Псковской энциклопедии 2003
года
О заместителе начальника котельного
цеха
Яковлеве Семене
Ивановиче
на страницах Псковской энциклопедии 2003
года
"121 миллион рублей за полгода – еще не предел"
14 августа 2003 года
Газета "Вече"
"Гордость
завода - его дела и люди" 6 августа
2005 года. Газета "Великолукская правда"
"«Локомотив» великолукской промышленности
отогнали в частный тупик" 10 августа 2005
года Псковская Лента Новостей
"Вагоноремонтный
реквием. Локомотив великолукской
промышленности отогнали в частный тупик
или Как украсть завод" 10-17 августа
2005 года. Газета "МК" в Пскове и
Великих Луках.
"... и 70
миллионов собственных средств" 4
ноября 2005 года. Газета "Октябрьская магистраль"
О том, как работники
Главных железнодорожных мастерских ездили
на похороны Ленина
"Матушка железная дорога"
30 июля 2010 года. Газета"Октябрьская магистраль".
Сканы юбилейных знаков и медалей
"Завод имени Макса Гельтца".
В коллекции этого знака 30-х годов нет. Скан заимствован из Интернета.
"Локомотивовагоноремонтный завод имени 50- летия
СССР / 75 лет / г.Великие Луки / Главныя Великолуцкiя мастерскiя
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги / 1901-1976". Памятная
медаль из анодированного алюминия. Диаметр 65 мм. Толщина 3,5 мм.
"Локомотивовагоноремонтный завод имени 50- летия
СССР / 75 лет / г.Великие Луки / Главныя Великолуцкiя мастерскiя
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги / 1901-1976". Памятная
медаль из алюминия. Диаметр 65 мм. Толщина 3,5 мм.
"80 ЛРЗ Великие Луки". 1981 год. 80 лет
Великолукскому локомотиворемонтному заводу. Тяжелый металл. Размер 26 мм х 17
мм. Булавка.
"Великолукский ордена Трудового Красного Знамени
локомотиворемонтный завод имени 50-летия СССР / Основан в 1901 году".
1986 год. Памятная медаль из тяжелого металла. Диаметр 60 мм, толщина 5 мм.
|