|
Вагоноремонтный реквием
Локомотив великолукской промышленности отогнали в частный тупик, или Как украсть завод
Особой оригинальностью эта
история не отличается. Тем, что творилось с
государственной собственностью в лихие
годы первоначального накопления капитала и
приватизации, никого сильно не удивишь.
Однако случившееся с
Великолукским
локомотиворемонтным заводом поражает своим масштабом. Это вам не
свечной заводик.
Эхо славных дел
Разменявший свое столетие на рубеже веков Великолукский локомотиворемонтный завод (ЛРЗ) в советское время был одним из крупнейших предприятий в своей отрасли. Слава о нем гремела на всю страну, и ЛРЗ по праву считался визитной карточкой Великих Лук. Несколько тысяч работающих, приличные заработки, развитая инфраструктура, включающая и детсады, и турбазы, и даже Дом культуры со стадионом. Великолукские хоппер-дозаторы - такие специальные вагоны для перевозки сыпучих и других грузов -колесили по всем железным дорогам страны. Дизель- и электропоезда также с успехом ремонтировались в Великих Луках.
Казалось, что позиции ЛРЗ незыблемы. Ведь, по сути, завод занимал фактически монопольное положение на Северо-Западе, имея твердые заказы такого «монстра», как Министерство путей сообщения РФ. Но новейшая история предприятия за 10 последних лет показывает, что это далеко не так. Если раньше количество отремонтированной и построенной техники исчислялось сотнями, то сегодня - это буквально
несколько единиц . Смешно сказать, но чистая прибыль предприятия с миллионными оборотами составляет всего
11 тысяч рублей за 2004 год.
«Это-мое, это тоже мое...»
Начало падения завода многие склонны связывать с приходом на пост генерального директора
Сергея Слесарева. По крайней мере, именно в этом убеждены члены так называемого профсоюза бывших работников и ветеранов
ЛРЗ, в число которых вошли люди, не один десяток лет отдавшие производству. Схема, придуманная Слесаревым, как говорится, проста до безобразия.
В начале девяностых по его инициативе в Великих Луках создается
ОАО «Вагоностроительный завод» (ВСЗ). И потихонечку основные активы некогда государственного
ЛРЗ переводятся на совершенно новую, теперь уже частную площадку. Как переводятся? Элементарно. На ЛРЗ проводится амортизация оборудования, согласно которой станки и многое другое пригодное для производства списываются, как якобы отслужившие свой срок. В то же самое время значительная часть этого оборудования «оседает» в стенах вновь созданного ВСЗ.
То, что уж совсем не подходит для производственного процесса, с легкой руки господина Слесарева сдавалась на металлолом. Поразительно, но на металлолом разобрали даже железные и чугунные полы из заводских цехов. Кроме этого, в ход шли и рельсы, проложенные на территории ЛРЗ. Учитывая же, что все предназначенное для сдачи на металлолом имущество было заблаговременно амортизировано, собственно завод от «металлических операций» мало что получал. Основной доход попадал в карман сами догадайтесь кого.
Симптоматично, что когда ЛРЗ нищал, частный ВСЗ начал неплохо развиваться. Процесс перекладывания халявного добра из государственного кармана в свой собственный проходил (и продолжается!) весьма успешно.
Абсолютно все становится ясно, когда
знакомишься с персональным составом Совета
директоров "Вагоностроительного завода".
Из пяти человек - трое обозначены под
фамилией Слесаревы. И тут уж без особого
труда легко установить межродственные
связи. Предприятием заправляют сам Сергей
Слесарев (52,7% акций), его сын Даниил,
являющийся к тому же генеральным
директором предприятия, и жена Елена,
работающая заместителем генерального
директора (то бишь, своего собственного
сына) по маркетингу ОАО "ВСЗ".
Кстати, если уж говорить о
руководящих постах, распределенных внутри
этой семейки, то отец с сыном входят и в
состав Совета директоров ЛРЗ, причем у
главы семейства имеется и внушительный
пакет акций (31%).
Неподвластная территория
Почему государство в лице бывшего владельца МПС «прошляпило» такой громадный завод, вопрос отдельный. Может быть, на него могут дать ответ ряд бывших (или нет?!) высокопоставленных сотрудников МПС, которые стали обладателями шикарных дачных коттеджей на берегу Жижицкого озера, что в Куньинском районе. Говорят, что многоэтажные чуда современной загородной архитектуры появились там стараниями того же г-на Слесарева, который и сам имеет на Жижице внушительных размеров особняк.
Также можно задать несколько наводящих вопросов представителям властей, как муниципальных, так и областных. Господину Мигрову, господину Михайлову, на глазах которых (или при попустительстве?!) происходили все эти неприглядные события с флагманом великолукской промышленности.
Простой пример
В 1994 году тогда еще ТОО «Великолукский локомотиворемонтный завод» заключило с комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области договор об аренде имущественного комплекса ЛРЗ сроком на 15 лет. Так вот. За прошедшее десятилетие арендная плата не менялась ни разу, и сегодня за территорию размером 26 гектаров (!) руководство ЛРЗ платит всего 30 тысяч рублей в месяц. Хотя, согласно договору, эта сумма вполне могла быть пересмотрена по требованию властей ввиду изменения цен, тарифов, индекса инфляции и других экономических показателей. Ведь понятно, что стоимость аренды в течение 10 лет должна была измениться в разы. Но, видимо, прежние региональные власти по каким-то причинам предпочитали не поднимать этот вопрос перед предприятием. За какие такие заслуги,
непонятно.
Кроме того, согласно вышеупомянутому договору, стороны должны были пересматривать состав арендуемого имущества «с учетом выбытия самортизированного имущества». Беря во внимание, что амортизация на ЛРЗ проводилась постоянно, это было бы логично. Однако никакого пересмотра договоренностей по поводу аренды не было.
По информации «МК», когда новая команда, пришедшая в областную исполнительную власть, обратила внимание на такое расточительное пользование госсобственностью, то, мягко говоря, очень удивилась. Попытки встретиться с гендиректором ЛРЗ для прояснения ситуации пока ни к чему не приводят. Г-н Слесарев словно нарочно не идет на контакты, избегая всех и вся. Создается парадоксальная ситуация: владелец собственности не может попасть на свой объект и проверить, как там идут дела.
«Используется не по назначению...»
Между тем, еще один пункт договора говорит о том, что арендатор «обязуется содержать имущество в полной исправности, своевременно производить текущий и капитальный ремонт за счет собственных средств». Конечно, может, ремонтные работы на ЛРЗ и проводились, только, судя по
аналитической записке территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области, картина получается следующая.
По итогам проведения в ноябре прошлого года инвентаризации объектов недвижимости, являющихся федеральной собственностью и составляющих казну РФ, в число которых собственно и входит Великолукский ЛРЗ, были сделаны недвусмысленные выводы. Чтобы не быть голословными, процитируем документ: «Инвентаризация объектов недвижимости, арендованных ЗАО «ВЛРЗ», выявила аварийное состояние многих объектов, большинство из которых длительное время не используется по назначению и не задействовано в производственном процессе, либо используется частично».
Оценка весьма красноречива. Она фактически подтверждает версию того, что нынешнее руководство ЛРЗ последние годы не слишком-то заботилось о развитии предприятия, что и привело к всеобщему запустению. На что надеялись Слесарев и К°? Может быть, хотели «тихой сапой», при благоприятственном политическом режиме окончательно вывести завод из-под государственного контроля, дорастащить его на кусочки и оказаться хозяином поражающего своими размерами земельного участка? А потом уж делать с землей все, что вздумается: то ли рынок построить, то ли в аренду отдать, то ли еще что-нибудь.
Естественно, вполне можно допустить, что у высшего менеджмента ЛРЗ были благие намерения. Но факты вещь упрямая. А они говорят о том, что могучее предприятие, по сути, превратилось в почти что пустырь.
10 - 17 августа 2005 года. «МК» в Пскове и Великих Луках. Вячеслав САМОХВАЛОВ.
Фотография 1 из этой
газеты.
Фотография 2.
|