Энциклопедия
вспомнила о Псковских железных дорогах в
следующих статьях:
Санкт-Петербурго-Варшавская железная
дорога - построена в 1857-1862 годах.
Строительство осуществляло Главное
общество российских железных дорог. Оно
велось отдельными участками, которые по
мере готовности сдавались в эксплуатацию. В
феврале 1859 года был открыт участок Луга -
Псков, в феврале 1860 года - Псков - Остров, в
ноябре 1860 года - Остров - Динабург (Двинск).
Вся дорога была сдана в эксплуатацию в
декабре 1862 года. Ее длина составила 2546 верст
(2699 километров). На территории Псковщины
протяженность участка этой железной дороги
составила 212 верст (225 километров). Перед
официальным открытием псковского участка
железной дороги по ней проехал император
Александр II, который возвращался из Варшавы.
21 сентября 1858 года царь прибыл на почтовую
станцию Кресты. Выйдя на платформу и
поприветствовав народ, он сел в поезд,
который двинулся на Санкт-Петербург. 10
февраля 1858 года газета "Псковские
губернские ведомости" сообщила об
открытии пассажирского движения через
станцию Псков. Начальником Псковского 4-го
отделения 10 округа Путей сообщения был
полковник корпуса инженеров Путей
сообщения Яков Яковлевич Порозов.
Регулярное движение по всей дороге
было открыто 15 декабря 1862 года. В ее состав
вошло 63 станции, 3 полустанка. Обслуживал
дорогу 101 локомотив (паровозы серии А -
пассажирские и В - товарно-пассажирские,
которые были созданы во Франции, Англии,
Германии). С 1870 года стали вводиться в
эксплуатацию отечественные локомотивы
Коломенского и Путиловского заводов.
Железная дорога повлияла на уклад жизни
населения губернии, ее экономическое
положение. Многие населенные превратились
в железнодорожные станции с большим числом
железнодорожных рабочих и служащих. Города
Псков и Остров стали крупнейшими по
грузоотправлению станциями России. За 10 лет
существования дороги экспорт льна через
Псков возрос в 5,5 раза, зерна и муки - в 42 раза.
Ежегодно более 40 тысяч человек прибывали и
отправлялись через станцию Псков новым
видом транспорта. Железная дорога
перевозила более 60 групп товаров, крупный и
мелкий рогатый скот. Общественное
управление города Пскова получило
разрешение Государственного Совета в
пользу городских доходов на денежный сбор с
товаров, перевозимых через город Псков.
Из Пскова в столицу "поезды" (именно
так говорили тогда) отправлялись
первоначально два раза в день: утром и после
полудня, и находились в пути по 8 часов.
Проезд по железной дороге по ценам того
времени обходился дорого, но это было в
несколько раз дешевле и быстрее, чем
поездка в экипаже. Товарный парк паровозов
насчитывал 160 инвентарных единиц, а к 1907
году парк пассажирских и товарных вагонов
составлял 605 единиц, из которых товарных
было 344 паровоза. Вагонный парк состоял из
вагонов заграничной постройки. Позже
вагоны стали изготовлять Ковровские
мастерские Главного общества Российских
железных дорог. Освещение вагонов вначале
было свечным, затем спиртово-скипидарным, а
с 1887 года - электрическим. Телеграф строился
одновременно с самой дорогой. На станциях
были установлены аппараты Морзе. Для
устройства телефонного сообщения
строились или самостоятельные линии, или же
к существующим телеграфным проводам
подвешивались телефонные.
В 1895 году железная дорога была
выкуплена государством. В 1906 году Санкт-Петербурго-Варшавская
железная дорога объединилась с Балтийско-Псково-Рижской
железной дорогой в Северо-Западные
железные дороги. К началу 1991 года бывшая
Санкт-Петербурго-Варшавская железная
дорога находилась в основном в составе
Белорусской, Октябрьской и Прибалтийской
железных дорог. По состоянию на 2002 год линия
дороги, проходящей по Псковской области,
относится к Витебскому отделению
Октябрьской железной дороги.
** Об
истории
строительства дороги на нашем проекте.
** О составе Псковского
участка этой дороги на нашем проекте.
** Статистические данные,
характеризующие роль железной дороги в
истории Псковской губернии.
Сень Павел Андреевич (25.07.1929)
- заслуженный работник транспорта
РСФСР (1985 год), инженер-транспортник.
Родился на хуторе Земляное
Александровского района Луганской области.
В 1934 году семья переехала в Краснодон. После
окончания Великой Отечественной войны
(1941-1945 годы) окончил 7 классов
общеобразовательной школы и специальную
школу Военно-воздушных сил, затем
Ленинградский институт инженеров
железнодорожного транспорта. В 1950 году стал
работать в паровозовагоноремонтном заводе
города Великие Луки, где трудился 40 лет, из
них 20 лет - директором завода (1970-1990 годы).
Под его руководством предприятие стало
одним из лучших в своей отрасли, получило
статус завода 1-й группы. В 1990 году вышел на
пенсию, три года работал на заводе
инженером по патентной и изобретательской
деятельности. Награжден орденами Трудового
Красного Знамени, "Знак Почета",
медалями, нагрудными знаками: "Почетный
железнодорожник", "Изобретатель СССР".
** О
Великолукском заводе на
нашем проекте.
Середка - село, центр
волости Псковского района. Название
связано со строительством железной дороги
Псков - Гдов. Населенный пункт - село
Маслогостицы, через который прошла
железная дорога, оказалось посередине
дороги на село Ямм. Отсюда и закрепилось
название Середка, хотя станция, пока
действовала железная дорога (до 1944 года),
называлась Маслогостица.
** Строилась дорога, конечно, Псков - Нарва.
Во-вторых, село
Середка находится в 35
километрах от станции Ямм и 40 километрах от станции Запсковье, т.е. 42 километрах от станции
Псков. Не говоря уж о
платформе Середкино
на 45 километре от станции Псков и в 30 километрах от станции Ямм. Вот
станция Маслогостицы,
действительно, находилась посередине
участка железной дороги Псков - Ямм , но от нее до Середки около 5
километров. На этой карте 1935
года хорошо видно, как далеко находилось
от станции село Середка. Если и привязывать
название села к середине, так это к середине
шоссейной дороги Псков - Ямм. В самой
Середке станции не было ( в двух километрах был разъезд, а потом платформа
Середкино), в отличие от Маслогостиц, где была крупная станция с
большим (для этого малодеятельного участка)
пунктом погрузки скота.
** Об истории этой железной
дороги на нашем проекте.
** О составе псковского
участка этой железной дороги на нашем
проекте.
Сидорович Александр
Николаевич (05.01.1924 - 27.03.1957) - Герой
Советского Союза, подполковник. Родился на
станции Маслогостицы в семье
железнодорожника...
** О
Сидоровиче А.Н. на нашем
проекте.
Сизов Василий Филиппович
(24.01.1915 - 23.08.1942) - Герой Советского
Союза, старший лейтенант. Родился в деревне
Боровая Великолукского уезда в рабочей
семье. Работал на Великолукском
паровозовагоноремонтном заводе...
** О
Сизове В.Ф. на нашем
проекте.
Сиротин Николай Яковлевич
(21.05.1922 - 22.08.1944) - Герой Советского
Союза, старший сержант. Родился на станции
Дно в рабочей семье. Работал слесарем в депо...
** О
Сиротине Н.Я. на нашем
проекте.
** О локомотивном депо станции
Дно на нашем проекте.
Станция "Владимирский
Лагерь" - железнодорожная станция
(ранее называлась "Платформа Броневской")
в Стругокрасненском районе, затем военный
городок (возник в начале 20 века). Для
устройства артиллерийского полигона и
лагеря указом императора Николая II в 1905
году было введено военному ведомству до
шести тысяч десятин земли. Военный городок
и железнодорожная станция сохранили свое
название до настоящего времени.
** Страничка
станции
Владимирский Лагерь на нашем проекте.
Столбинина Евгения
Федоровна (06.01.1903 - ?) - заслуженный
учитель СССР. Родилась в городе Пскове...В 1938
- 1941 годах работала завучем железнодорожной
школы № 47...
** О
бывших железнодорожных
школах станции Псков на нашем проекте.
Струги - Белая - см.:
Струги-Красные - железнодорожная станция.
Струги - Красные - железнодорожная
станция в Стругокрасненском районе.
Открыта в 1856 году на железной дороге Санкт-Петербург
- Варшава. Первое название станции - Белая,
связано с тем, что рядом находилась деревня
с таким же названием. С развитием железных
дорог оказалось, что несколько станций с
названием Белая. В 1905 году, чтобы не
допустить путаницы в доставке грузов, было
решено переименовать станцию в Струги-Белая.
Стругами называлось небольшое местечко,
принадлежащее генералу Лахтинову, которое
находилось на месте нынешнего разъезда
"197 километр". Название станции
изменили на Струги-Красные в период
Гражданской войны (1918-1920 годы), когда
произошло деление воюющих на "красных"
и "белых". Станция переименовывалась
несколько раз. Струги становились то Белыми,
то Красными. в зависимости от того, какая из
воюющих сторон занимала станцию. 6 ноября 1919
года она окончательно получила название Струги-Красные. Есть здание вокзала. От
старых (1859 года) построек сохранились
боковая низкая посадочная (булыжная),
промежуточная низкая и грузовая открытая
платформы.
** Статья иллюстрирована фотографией
вокзала
станции Струги - Белая , которая есть на
нашем проекте.
** Статья о станции Струги-Красные
на нашем проекте.
Студненков Виктор
Михайлович (11.04.1941) - заслуженный
работник транспорта Российской Федерации
(1995 год). Родился в деревне Медведково
Великолукского района в многодетной семье.
Трудовую деятельность начал в 1957 году. С 1959
года работает на Великолукском
локомотивовагоноремонтном заводе маляром
вагоностроительного цеха, руководит
бригадой маляров. Ударник трех пятилеток
(1971-1985 годы). Награжден орденом Трудового
Красного Знамени, медалями, знаком "Почетный
железнодорожник".
** О
Великолукском заводе на
нашем проекте.
Сухобский Николай
Феофилович (07.11.1915 - 11.10.1943) -
Герой
Советского Союза, лейтенант. Родился в
деревне Будани Себежского уезда в рабочей
семье. Жил в городе Красноуфимске. Работал
слесарем на железной дороге....
** О
Сухобском Н.Ф. на нашем
проекте.Энциклопедия забыла:
Савицкий Серафим Григорьевич (1910) - начальник
Псковского отделения в 1947-1950 годах.
Слепенюк Василий Семенович
(1915) - начальник Псковского отделения в
1955 году.
**
Статья о начальниках
Псковского отделения на нашем проекте.
Смирнов Евгений Сергеевич
(1931) - начальник Псковского отделения в
1983-1986 годах.
**
Статья о Смирнове Е.С. на
нашем проекте.