Дороги Псков - Нарва и Псков - Полоцк
Ясное прошлое

  На "Карте железных дорог и водных сообщений Российской империи межведомственной комиссии по выработке плана экономических железнодорожных изысканий на трехлетие 1915-1917г.г.", опубликованной в феврале 1914 года дороги Веймарн (или Нарва) - Полоцк нет ни в находящихся в эксплуатации, ни в строящихся или разрешенных к постройке, ни в рассмотренных и одобренных в комиссии о новых дорогах, но не получивших разрешение. Однако началась война. 
 

Псков (Березки) - Полоцк

   В 1915-1917 годах для нужд Северного фронта и в целях улучшения маневрирования войсками была построена  военными рокадная (вдоль линии фронта) железная дорога Псков – Опочка - Идрица - Полоцк. В результате Полоцк и Петроград через Псков были связаны прямым железнодорожным путем. В Полоцке были размещены огромные армейские склады с оружием, боеприпасами, интендантским имуществом. В это же время была построена линия  разъезд Лавково (деревня Девицы нынешнего Себежского района)- Юховичи (Беларусь).
  Дорога от Полоцка тоже заканчивалась фактически на станции Березки. С этого времени
Березки и стали крупной станцией.
  В 1940 году в состав Ленинградской железной дороги входит линия
Псков – Идрица. Граница с Западной дорогой проходила по станции Идрица.
  В июле 1941 года во время боев за город Остров немцы выбросили два десанта, один из них в район станции (?, такой станции не было) Шванибахово. Дорога Псков - Полоцк была основательно разрушена при отступлении Красной Армии, взрывы партизанских мин в 1942 году дополнили картину. Немцы особого значения ей не придавали из-за неудачного направления, потому вначале и разобрали. Позже, когда дела оккупантов стали плохи, дорога понадобилась для подвоза материалов для строительства оборонительной линии "Пантера".
  "Грабеж государственного имущества. Немцы разобрали полностью железную дорогу, идущую из Пскова на Полоцк, вывезли все рельсы, шпалы, прокладки, костыли и все железнодорожное оборудование в неизвестном направлении." (Из доклада секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А.Н.Шинкарева и старшего батальонного комиссара А.А.Тужикова о боевой деятельности 2-й ЛПБ в ноябре-декабре 1941 года).
  В марте 1944 года дорога
Псков - Идрица была перерезана нашими войсками в районе станции Русаки.
  В 1946 году в составе Западной дороги еще упоминается участок
Полоцк - Опочка. Значит дорога еще не была разобрана?
 

Сегодняшний день

  От станции Березки полотно начинается сразу же за путепроводом автомобильной дороги Санкт- Петербург- Киев, проходит мимо деревень Горнево, Ложнево, Клишово  и выходит к реке Черехе около деревни Хахино. Полотно дороги в хорошем состоянии, хоть сейчас рельсы клади. На Черехе хорошо сохранились центральная опора моста и один из береговых устоев. Другой взорван немцами. Рядом с мостом остатки фундамента здания. По сведениям сторожилов, здесь была остановка у деревни Приборок. Из разговора с ними также стало известно о построенной немцами линии Карамышево - Приборок. Эти сведения требуют проверки.
   В настоящее время насыпь почти везде сохранилась и на участке Сошихино (бывшая станция рядом с Воронцово, а сейчас нежилой населенный пункт) - Пустошка Себежского района до границы с Беларусью используется под вполне приличную по российским меркам дорогу. В деревне Гривы Опочецкого района дорога пересекает трассу М20.
 

Березки (Псков) - Нарва (Гдов)

   С 1915 по 1916 года Обществом Московско- Виндаво- Рыбинской дороги по заказу правительства для нужд того же Северного фронта была построена рокадная дорога Псков - Гдов - Нарва. Строительство велось с двух сторон: от Пскова и от Нарвы. Главным инженером строительства был Н. Новокуинский. По его просьбе начальником инженерных сооружений Северного фронта на строительство прикомандировали 300 военнослужащих. Темпы строительства были в 2 версты в день. 15 февраля 1916 года состоялась смычка этой линии, а 1 апреля открылось временное движение. На линии насчитывалось 60 охраняемых и 116 неохраняемых переездов, 11 казарм и 19 полуказарм. На станции Гдов имелось паровозное здание на три стойла. Участок длиной в 211 километров пропускал за сутки 25 поездов. На дороге числилось 25 дорожных мастеров, 139 стрелочников, 149 барьерных сторожей, 179 дорожных обходных сторожей. 
  14 марта 1917 года линия
Псков - Нарва перешла в ведение казны.   
   В то же время от
станции Псков в сторону нынешней станции Запсковье был построен  прямой выход, который виден на многих картах и планах, начиная с 1924 года. А расписание 1922-1923 годов свидетельствует, что поезд уже не менял направление движения по станции Березки, как летом 1917 года.  Именно в этом году отправление поезда на Гдов (и прибытие) стало осуществляться от бывших платформ Псково-Рижской дороги у западной стороны вокзала Псков-Пассажирский со сменой направления по станции Псков II.
   После гражданской войны по участку Псков - Гдов перевозились грузы, было организовано и пассажирское сообщение. Участок от разъезда Поля  до Нарвы попал в зону затопления при строительстве электростанции и был разобран. В 1940 году был принят в эксплуатацию участок Сланцы - Веймарн.
   "Официально Сланцы-Веймарн открыли в 1940 г., касательно конкретных станций и ОПов вот даты:
07360 Веймарн 1870
07324 Кленна (оп) 1940
07323 Криуши (оп) 1964
07322 Туганы (оп) 1940
07321 Оп 183 км ????
07325 Вервенка 1940
07311 Ищево (оп) 1940
07310 Рудничная 1922
????? Сланцы-Пасс ????
07300 Сланцы-Товарные 1924 (до 1934 г. Рзд.№ 9)
   Неясно с датой открытия станции Рудничная, так как она расположена на линии, открытой в 1940 г. Либо ошибка в источнике, либо станция была открыта на отдельной ветке, вошедшей позже в состав линии Веймарн - Сланцы, либо путаница со станцией Рудник, находящейся севернее станции Сланцы-Тов., на отдельной ветке ныне, которая является частью затопленной линии Сланцы - Нарва." (Дмитрий Фокин)

   В первый год войны немцы дорогу не перешивали и, используя трофейный подвижный состав, подвозили грузы к Ленинграду, благо сюда не долетала советская авиация.  Перешита на европейскую колею весной 1942 года. Уже в августе 1941 года немцы приняли в эксплуатацию участок (по всей видимости, восстановили) Гдов- Веймарн.  На этой карте военных лет можно посмотреть эту дорогу.
    В изданной по заказу МПС в 1994 году книге "История железнодорожного транспорта России" (том 1) по состоянию на 1917 год числится дорога Веймарн (??) - Гдов - Псков постройки 1916 года длиной 213 км. Дорога Псков- Полоцк вообще не упомянута. Стыдно должно быть авторам из Санкт- Петербургского университета путей сообщения.   
   В июне 1944 года в докладной Середкинского райкома партии в адрес Ленинградского обкома ВКП(б) сообщалось о полном уничтожении Гдовской железной дороги и станции
Маслогостицы. Сейчас в пяти- шести километрах к югу от Середки есть одноименная деревня. 
Карта Псковской губернии 1917 года, на которой уже есть дороги Псков - Гдов и Псков - Полоцк.
Карта Псковской области 1944 года, на которой уже нет дорог Псков - Гдов и Псков - Полоцк. 
 

Сегодняшний день

    В сторону Гдова от станции Березки железная дорога идет по путепроводу через улицу Льва Толстого, затем по мосту через реку Пскова. Далее начинается так называемый Северо-Восточный промышленный узел. Это бывшая станция Запсковье: пять путей и несколько подъездных путей к различным воротам. В 2017 году рабочих пути только два.
 

Туманное будущее

    В «перспективах» развития железнодорожного транспорта в Псковской области, опубликованных в газете «Вечерний Псков» 7 августа 1998 года говорилось о сохранении старых направлений по трассам Псков - Гдов, Псков - Полоцк для их возможного перспективного строительства. А в генеральном плане Пскова предусмотрено восстановление дороги Псков - Гдов, даже намечено построить пригородную станцию в створе улицы Звездная (деревня Панино). В сохранение можно поверить, в строительство в свете последних реорганизаций на железной дороге- немыслимо.  К тому же с октября 2000 года поезд N673/674 сообщением Санкт-Петербург- Варшавский- Гдов перевели в разряд пригородных, а в 2006 году достоянием гласности стало намерение Октябрьской дороги вообще разобрать участок Гдов - Сланцы.

  "Постройка железнодорожной линии Псков - Нарва" Март 1916 года.
  "Военно-исторический сборник. Труды военно-исторической комиссии". Выпуск 4. Москва, 1921 год. Инженер Гонзаль. "Обзор сети железных дорог Северного фронта".
  Переписка Псковского обкома ВКП (б) с секретарем ЦК ВКП (б) Г.Маленковым о восстановлении железной дороги Псков - Гдов в 1945 году.
  "
Концепция развития Псковской области с 2004 по 2014 год." Серия популистских предвыборных мечтаний областной администрации 2004 года.
  "Октябрьская железная дорога планирует восстановить линию "Псков – Гдов" 16 мая 2007 года. Псковское Агентство Информации
  "Два квартала подряд"  18 августа 2007 года. Газета "Октябрьская магистраль"
  "В связи с развитием порта Усть-Луга надо восстанавливать железную дорогу Псков - Гдов: мнение эксперта" 24 марта 2011 года.  Источник: Псковская Лента Новостей
  "Отсутствие инвестора не позволяет восстановить железную дорогу Псков - Гдов" 24 марта 2011 года.  Источник: Псковская Лента Новостей
  "Восстановить дорогу" 1 апреля 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
  "У РЖД нет отдельных планов в отношении Псковской области - Якунин" Источник: Псковская Лента Новостей  7 декабря 2011 года. "Руководством РЖД поставлена точка в фантазиях о восстановлении дороги Псков - Гдов, как минимум,  до 2030 года"
 

Состав участка Псков-разъезд №8 и дороги Псков-Полоцк


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS