|
Псковская Энциклопедия 2003 года
Начало | А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я
Энциклопедия
вспомнила о Псковских железных дорогах в
следующих статьях:
"Рельсовая война" - кодовое
название военной операции, проведенной
советскими партизанами в период Велико
Отечественной войны (1941-1945 годы) в августе-сентябре
1943 года в тылу противника в соответствии с
приказом центрального штаба партизанского
движения при Ставке Верховного
Главнокомандования, массовое разрушение
партизанами железнодорожных (конечно,
железных!) дорог с целью нарушения
работы железнодорожного транспорта
противника, уничтожения перевозимых по
железным дорогам живой силы, техники и
материальных средств. С первых месяцев
войны партизанские отряды и соединения,
действовавшие на территории Псковщины,
регулярно наносили удары по
железнодорожным магистралям. За период
партизанской борьбы на территории
Псковщины и Новгородской области было
выведено из строя 1602 паровоза, около 25 тысяч
вагонов, взорвано 2690 железнодорожных и
шоссейных мостов, разрушено 190672 рельса и 2699
километров телефонно-телеграфных линий.
"Рельсовая война" срывала военные
операции врага, отвлекала его силы с фронта,
не позволяла противнику своевременно
доставлять на фронт резервы,
деморализовала войска противника. "Рельсовая
война" прекратилась на Псковщине с
освобождением ее территории от немецко-фашистских
войск.
** О
"Рельсовой войне" на
нашем проекте.
"Реостат" - промышленное
предприятие. Завод низковольтной
пускорегулирующей аппаратуры. находится в
городе Великие Луки. Организован в октябре
1960 года... Завод является ... одним из
основных производителей некоторых видов
электрооборудования для вагонов
метрополитена и наземных электропоездов.
Коллектив предприятия участвует в
капитальном ремонте вагонов Московского
метрополитена....
Рижский железнодорожный
мост - начал строиться в городе
Пскове в 1886 году при прокладке железной
дороги Псков-Рига (1886-1888 годы). Вначале был
наведен временный деревянный мост с
рельсами для подвозки тяжестей. После этого
строители приступили к подготовке кессонов
для спуска их на дно реки. Глубина доходила
до трех саженей (более 6 метров). 14 сентября
1886 года состоялась торжественная закладка
моста. Строился мост по чертежам Д.И.Журавского
и С.В.Кербедза. В феврале 1888 года псковичи
впервые наблюдали работу водолазов,
подымавших со дна реки большие обтесанные
камни, сорванные ледоходом с быков.
Последние подформенные камн были уложены в
апреле-мае, а 20 мая мостостроители
приступили к склепке железных арок. Ровно
через два месяца (20 июля) успешно прошла
проба моста - три локомотива провели по нему
30 вагонов с камнем и песком для строящегося
полотна дороги. Мост получил название
Рижский. В 1918 году его взорвали немецкие (кайзеровские)
войска, но вскоре был восстановлен.
Вторично мост взрывали во время Великой
Отечественной войны (1941-1945 годы) при
отступлении советских войск 8 июля 1941 года.
Героизм при уничтожении моста проявил
младший лейтенант С.Г.Байков. С
освобождением 23 июля 1944 года города Пскова
от немецко-фашистских захватчиков началось
восстановление моста. С 26 июля по 3 августа
1944 года силами 19-го отдельного мостового
железнодорожного батальона (командир майор
В.А.Шагаев), Мостопоезда № 9, 64-й отдельной
эксплуатационной роты при поддержке
жителей города и окрестных деревень мост
был восстановлен.
** Мост немцами в 1941 году был восстановлен, а
при отступлении взорван. При этом масштабы
разрушений были несопоставимы с
последствиями взрыва от 8 июля 1941 года.
** О
Рижском железнодорожном
мосте на нашем проекте.
Родителев Александр
Михайлович (18.12.1916 - 07.07.1966) - Герой
Советского Союза. Родился в деревне
Берлякино Великолукского уезда. Работал
токарем на паровозовагоноремонтном заводе
города Великие Луки....
** О
Родителеве А.М. на нашем
проекте.
Рудакова Ольга Семеновна
(24 июля 1916 года) - заслуженный учитель
школы РСФСР (1966 год). Родилась в городе
Великие Луки. Окончила фабрично-заводскую
школу и Великолукский педагогический
техникум.... С 1937 по 1941 год работала учителем
Великолукской железнодорожной школы № 11...
В 1945 году возвратилась в Великие Луки, где
проработала в [железнодорожной ]школе № 70
до выхода на пенсию в 1971 году. Награждена
медалями "За трудовое отличие", "50
лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов", знаком "Отличник
народного просвещения СССР".
** О
бывших железнодорожных
школах Великих Лук и, в частности,
грустной судьбе школы № 70, на нашем проекте.
Румянцев Игорь Анатольевич
(4 июля 1960) - генеральный директор
открытого акционерного общества (ОАО) "Электрофарфор"
(город Великие Луки). Родился в Великих
Луках. В 1979 году окончил Великолукский
техникум железнодорожного транспорта, в 1987
году - заочно Ленинградский
государственный институт железнодорожного
транспорта..
** О
Великолукском
железнодорожном техникуме на нашем
проекте.
Рыбаков Алексей Миронович
(1925) -
государственный и политический
деятель. Родился в деревне Ворок
Великолукского уезда. В городе Великие Луки
учился в средней школе и железнодорожном
техникуме. Окончил Ленинградский институт
железнодорожного транспорта. Участник
Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).
Принимал участие в освобождении территории
Псковской области от немецко-фашистских
захватчиков... После войны работал
инженером на железнодорожном транспорте,
инструктором политического отдела
Великолукского отделения железной дороги.
В 60-е годы перешел на выборную партийную
работу. С ноября 1971 года до июня 1987 первый
секретарь Псковского областного комитета
партии...
** О
станции Великие Луки на
нашем проекте.Энциклопедия
забыла:
Ритупе (Жогово) - станция на
Варшавской дорооге.
**
Статья о станции Ритупе
на нашем проекте.
Русакова Елена Николаевна -
руководитель Великолукского резерва
проводников.
**
Статья о Великолукском
резерве проводников на нашем проекте.
|