Земля крестьянская,
Леса партизанские,
Дороги немецкие,
А власть советская.
Надо признать, что в этом стихотворении партизаны явно скромничали, так как
дороги немецкими назвать было трудно.
В этой статье перечислены наиболее
крупные диверсии партизан на Псковских
железных дорогах, имеющие точную привязку
по датам и железнодорожным участкам. Налеты
и разгромы станций приводятся в разделах,
посвященных этим станциям.
Сразу надо оговориться, что до войны нынешние Псковская (северная часть) и Новгородская области входили на правах районов в состав Ленинградской области. В то же время южная часть нынешней Псковской области была в составе Калининской области. Основываясь на архивных документах, я кратко остановлюсь на участии ленинградских, калининских и местных партизанских отрядов и диверсионных групп в боевых действиях против немецких войск только на железных дорогах в границах нынешней Псковской области. Источники самые разные, разумеется, не полные. Буду благодарен за дополнения и уточнения.
Указания о развертывании партизанской войны были даны уже 29 июня 1941 года в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей. В этом документе в частности было сказано: « В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде».
3 июля, в день выступления Сталина, начались бои за Остров. 6 июля этот город пал, 9 июля та же участь постигла Псков, 16 июля- Невель, 17 июля- Гдов, 19 июля-
Дно, в конце июля- Новосокольники, в августе-
Пустошку и Великие Луки.
18 июля 1941 года ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск», в котором подчеркивал, что борьба на оккупированной врагом территории должна принять характер партизанской войны. Это постановление было разослано всем центральным комитетам союзных республик и партийным комитетам областей и краев. В отличие от других областей в Ленинградской области наступление немецких войск было очень стремительным. Специальных подпольных органов не создавалось, в подполье уходили обычные партийные и советские работники, за плечами которых в лучшем случае был опыт гражданской войны. Поэтому на начальном этапе партизанское движение было эпизодическое, среди руководителей подполья было много жертв.
27 сентября 1941 года был создан Ленинградский штаб партизанского движения. Всего в Ленинградской области в 1941 году было создано и вступило в борьбу с врагом 4 партизанские бригады, 6 полков, 4 батальона и 287 отдельных отрядов. По неполным данным, партизанские силы области, созданные в начальный период войны, насчитывали не менее 14 тысяч человек.
В декабре 1941 года в оккупированной части Калининской области действовало 55 партизанских отрядов с количеством 1652 человека личного состава. Кроме того, было переброшено 33 диверсионные группы с общим количеством 283 человека. В июле 1942 года был создан партизанский штаб на Калининском фронте. В августе перед этим фронтом действовало 14 бригад, насчитывающих до 7 тысяч партизан.
В декабре армейскими и чекистскими группами был совершен ряд диверсий на железных дорогах Дно- Псков и Резекне- Псков. Поэтому немцами были приняты чрезвычайные меры, в частности на всех станциях гарнизоны увеличены до роты.
Псковский
узел
О подпольных группах
псковского узла
можно
почитать здесь.
О группе И.С. Иванова из
книги "Крах
"Цеппелина"" Г.И.Пяткин, Лениздат, 1987 год
О разгроме станции Кеб из книги
"Крах
"Цеппелина"" Г.И.Пяткин, Лениздат, 1987 год
О действиях Первой Ленинградской партизанской
бригады в 1944 году из книги
"Крах
"Цеппелина"" Г.И.Пяткин, Лениздат, 1987 год
Варшавская
дорога
В июле 1941 года состояние дорог между Псковом и Лугой определяло положение Ленинграда. Сразу после захвата территории Псковского края немецкие войска стали перешивать железнодорожную колею, прежде всего, дорогу на Ленинград. Первые партизанские отряды из Ленинграда пришли в район Пскова. Здесь же были сосредоточены все местные отряды, в том числе отряд псковских железнодорожников под командованием М. Светлова и С. Верязова. Большая концентрация немецких войск вблизи Пскова вынудила партизанские войска отойти от города.
В сентябре 1942 года ленинградские партизаны совершили 64 диверсии на железной дороге.
14 сентября подрывники из отряда Макарова между Плюссой и Стругами Красными пустили под откос сразу два эшелона с автомобилями, горючим и боеприпасами.
19 сентября диверсионная группа 4ЛПБ подрывает эшелон севернее станции Струги Красные, дорога выведена из строя на четверо суток. Очень крупное крушение – потери у немцев более 300 человек.
20 ноября вблизи станции Остров в товарные вагоны с боеприпасами врезался пассажирский поезд с немецкими отпускниками.
В январе 1943 года группа
Бурлакова из 1ОПП пустила под откос
военный эшелон противника на ж.д.
Остров - Псков. Уничтожено: паровоз, 5
вагонов с живой силой и 9 платформ с
танками.
С лета в районе Острова действовала спецгруппа Васильяна. На ее счету 7 эшелонов противника.
7 мая подрывники полка 2ЛПБ
под командованием Синельникова взорвали полотно между станциями Новоселье и Лапино. В течение мая ими был совершен ряд диверсий на разных участках дорог Псков – Луга и Псков- Гдов.
11 мая группа Туркина из отряда
Новикова 1 ОПП на ж.д. Остров - Псков
пустила под откос эшелон с
неустановленным грузом.
13 мая группа Купцова из отряда
Выскубова 1 ОПП на ж.д. Остров - Псков
пущен под откос эшелон, разбито 12
вагонов с продовольствием.
15 мая группа Иванова из отряда
Новикова 1 ОПП уничтожила 10 вагонов с
живой силой.
15 мая 2ЛПБ совершила крупную диверсию на дороге Псков- Луга, уничтожив два эшелона, два моста и рельсы на более, чем километровом участке. Движение было остановлено на двое суток.
28 мая вернулись группы Шумилина и Финюшина
из 2ЛПБ, которые пустили под откос два эшелона с техникой и живой силой противника.
28 мая группа тов. Капралова из
1ОПП на дороге Псков -Остров в районе
дер. Бахарево (не ясно, где она была) спустила
под откос поезд с продовольствием. В
разбитые вагоны врезался поезд из
Пскова со скотом. Окруженная группа
подорвала себя гранатами.
В июне этой же бригадой пущено под откос 3 эшелона и выведено из строя 450 рельсов.
24-25 июля 1 отдельный полк возле станции Стремутка разрушил мост
и 3 км пути.
31 июля около станции Плюсса 5ЛПБ уничтожила 286 рельс.
18 октября 4 отряда 8ЛПБ в районе
Стремутки уничтожили 531 рельс на
протяжении 6637 метров, взорван мост 12х75
метров.
В ночь на 31 октября 6ЛПБ на участке
Плюсса - Струги Красные взорвала 755
рельсов.
В ночь на 1 ноября 7ЛПБ на участке
Торошино - Новоселье взорвала 1915
рельсов.
15 ноября 8 ЛПБ в результате
налета на дорогу взорвала 500 рельсов,
1 ж.-д. мост
19 ноября группой Макеева 4-го
отряда 8ЛПБ спущен под откос поезд на
дороге Псков - Остров. Ценой жизни
двух подрывников уничтожен паровоз и
4 вагона.
23 ноября 1943 на Варшавской дороге партизанами 7ЛПБ пущен под откос эшелон с техникой. Выведен из строя паровоз.
Зимой минеры Шестакова из первого отряда
7ЛПБ севернее станции Торошино подорвали эшелон с танками, следовавший со стороны Пскова.
В январе были совершены налеты на станции Мшинская и Серебрянка. Было взорвано 400 рельсов и два железнодорожных моста.
20 и 21 января была блокирована станция Мшинская.
В январе 7ЛПБ было взорвано 2817 рельсов, спущено под откос 12 эшелонов.
4 февраля 7ЛПБ уничтожено 1700
рельсов, цистерна и ремонтный поезд.
Накануне партизаны подорвали путь на
большом участке. Днем 4 февраля появился
ремонтный поезд и 300 немцев. Партизаны 5
февраля вернулись, уничтожили поезд и 400
рельсов.
10 февраля группа Логунова на участке Струги Красные-
Котяжи спустила под откос эшелон с боеприпасами. В результате
проведенной диверсии разбиты 1 паровоз и 12 крытых вагонов.
16 февраля отряд Фомина из 8ЛПБ между
Стремуткой и Черской, у н.п. Харчевня
взорвал ж-д. двухколейное полотно на
расстоянии 2500 метров. Взорвано 450 рельс.
16 февраля 9-й отряд 1ЛПБ
произвел налет на дорогу Псков -
Остров, уничтожено 55 рельсов.
На 19 февраля отряд Попова 8ЛПБ на
участке Псков - Остров уничтожил 580 рельс,
взорвал ж.-д. мост размером 10х8 м.
19
февраля группа 15 ЛПБ взорван эшелон, разбит паровоз и 12 вагонов.
В
этот же день отряд 8ЛПБ под командованием Мельника на участке Псков-
Остров взорвано 600 рельс (350 - на
участке Зарница - Кирпичный завод, 250 - на
участке Рожкополье).
21 февраля группой Васильяна 8ЛПБ на
участке Псков- Остров разбиты паровоз и 2 вагона со снаряжением.
Витебская дорога
24 августа 1941 года группа Герасимчука
взорвала мост в 10 км севернее станции
Насвы.
В сентябре за станцией Морино группой И. Шматова из дновского отряда «Дружный» подорвана дрезина.
В октябре у полустанка Бокач группой М. Тимохина взорван эшелон с танками, орудиями и автомашинами.
С сентября в районе озера Полисто базировалась спецгруппа Мыхасика. На ее счету 10 составов, 29 платформ с орудиями и танками, 30 цистерн с горючим.
В октябре 1941 года отряды 2ЛПБ совершили налет на станции Судома и
Плотовец.
Здесь же находилась спецгруппа «Быстрый» Анипкина. Этой группой в октябре трижды взорвана линия в районе станций Сущево и Чихачево,
12 ноября взорван путь южнее разъезда Лозовицы,
13 ноября пущен под откос состав в районе 2 км южнее станции Чихачево,
22 ноября в районе 3 км севернее Сущево пущен под откос состав из восьми вагонов,
26 ноября взорван эшелон с боеприпасами.
В начале 1942 года разъездной механик
Евгений Андреевич Дзень поджег
ремонтные мастерские на станции
Невель-2. Взорвались 10 танков.
28 февраля Новосокольническим
отрядом "За Родину" на железной
дороге Насва - Новосокольники
взорван эшелон с боеприпасами.
8 марта группа Шимчика, на счету которой было несколько крушений, пустила под откос эшелон с платформами, гружеными боеприпасами.
29 марта группа Гайнулина из
Великолукского городского
диверсионного отряда произвела
подрыв моста у станции Изоча.
16-20 апреля группа Гайнулина
произвела подрыв ж.-д. мостов в районе
Альфино и Бретьково на дороге Невель
- Новосокольники.
С 20 мая по 15 июня Новосокольническим
отрядом "За Родину" на участке
Локня - Новосокольники взорвано 4
моста и спущен под откос поезд с
живой силой и беприпасами.
В мае в двух километрах от станции Судома группа Ситдикова из 1
Особой
ЛПБ подорвала эшелон противника.
8 мая отряд Бучнева 1 полка 2ЛПБ у
д. Батково уничтожил ремонтно-восстановительный поезд.
За июль подрывниками 2ЛПБ совершено 4 крушения, в результате
которых уничтожено 4 паровоза, 20 пассажирских вагонов, 5 платформ,
6 грузовых вагонов, повреждены 600 метров полотна и 50 вагонов.
20
июля группа Волкова на участке Дедовичи- Дно уничтожила состав из
нескольких вагонов и трех платформ с машинами.
22 июля группа
Смекалова на участке Дедовичи- Чихачево (вблизи деревень Межник,
Смородовка, Клинок) уничтожила паровоз, 6 вагонов. Было повреждено
около 30 вагонов, движения не было 3 суток.
30 июля группа Цветаева
в районе деревни Канино на участке Чихачево- Ашево пустила под откос
6 товарных вагонов и 5 платформ.
8 августа группа Титова в районе
станции Ашево (севернее деревни Железна) уничтожила состав в
составе: паровоз, 1 пассажирский вагон, 2 платформы с танками, 9
товарных вагонов.
9 августа группой Мудрова 2ЛПБ на
дороге Дно - Вязье пущен под откос
эшелон. В результате крушения
разбиты: 1 паровоз и 9 вагонов с
боеприпасами.
11 августа группой Естратова в 1 км южнее разъезда
Лозовицы взорван ремонтный поезд - паровоз и две платформы.
12 августа группой партизан под
командованием Анучина на участке Дно
- Плотовец пущен под откос эшелон
противника в количестве 40 вагонов, из
которых 36 платформ с орудиями ПТО и
автомашинами, 2 вагона со снарядами, 2
пассажирских. Полностью разбито 14
платформ с 27 пушками, 9 автомашинами и
снарядами.
10
сентября группа Корюкина на участке Дно- Локня между Клюкино и
Рогалево уничтожила паровоз и 8 вагонов. В этот же день группа
Балабаненко подорвала немецкую дрезину.
В октябре 83-й отряд 2ЛПБ у станции Сущево пустил под откос три эшелона с живой силой и техникой.
9 января 1943 года группа Соколова из
отряда Войчунаса 2ЛПБ пустила под
откос эшелон, шедший со ст. Дедовичи
на г.Дно, в составе 32 вагонов и
платформ. Диверсией уничтожено:
паровоз, 7 платформ с автомашинами и 4
вагона с зерном. Движение
приостановлено на 8 часов.
19 января 13 ЛПБ совершила диверсию в районе станции Бакач, уничтожено 1640
рельс и семафор. В эту же ночь спущен под откос эшелон в 50 вагонов,
шедший со станции Вязье в сторону станции Дедовичи.
29 января группой Чечухи из отряда
тов. Объедкова в 5.00 взорвано 24 м ж.-д.
полотна на ж.д. Лозовицы - Сущево (южнее
Лозовицы 1 км).
6 марта группа Дмитриева из 5ЛПБ
спустила под откос поезд 16 км южнее
ст. Дедовичи. Состав разбит.
10 августа 4ЛПБ между станциями
Вязье и Дно уничтожила 16 вагонов с
живой силой и 4 платформы с
бронемашинами.
На 10 августа группа Сергеева 4ЛПБ
у разъезда Лозовицы взорвала склад
боеприпасов.
17 августа группа Лобановского
Дедовического межрайонного центра
разгромила продовольственный склад
на ст. Судома.
22 августа на участке Судома - Плотовец
отряд Аникина
Дедовического межрайонного центра
взорвал 85 рельс, сорвав движение на 38 часов.
В феврале 1944 года пушкиногорские минеры 15КПБ пустили под откос более 10 эшелонов с живой силой и техникой.
Дороги
Псков - Гдов и Псков - Полоцк
На дороге Псков - Гдов - Сланцы - Веймарн для подвоза боеприпасов к осаждавшим Ленинград войскам поначалу применялся трофейный подвижный состав. Поэтому до весны 1942 года
здесь было сделано исключение- дорога не перешивалась на европейскую колею. Учитывалась и удаленность дороги от нашей авиации. Уже в начале августа немцы организовали движение по дороге Псков- Веймарн,
что оказалось неожиданностью для партизан.
Гдовские партизаны открыли счет взорванным эшелонам 7 сентября 1941 года.
Это случилось возле станции Гдов, у деревни
Варваровщина. Диверсионной группой
руководил Печатников.
Всего в сентябре на дороге Псков- Веймарн гдовские партизаны пустили под откос 14
( по другим данным 12) эшелонов, полновские – 6, а сланцевские – 3.
Диверсии привели к выходу из строя всего
трофейного подвижного состава.
В конце сентября движение поездов прекратилось, всю зиму дорога не работала, а весной открылось движение по перешитой колее.
Полновские партизаны до 31 января
1942 года спустили под откос 6 эшелонов.
уничтожено 6 паровозов, 37 вагонов. По
трем крушениям материальный ущерб не
установлен. Взорвана 1 автодрезина,
полотно железной дороги в 8 местах...
В конце сентября группа Зацепина из
отряда имени Чкалова (командир С.Д. Пенкин)
взорвала мост и полотно на участке Идрица-
Полоцк. Этот же отряд "заботился" и о
дороге Бологое- Полоцк. Надо сказать, что
участок Идрица- Полоцк в течение нескольких
месяцев 1942 года вообще бездействовал, так
как находился на территории Братского
партизанского края.
22 июня 1942 года полновские партизаны пустили под откос эшелон, следовавший из Пскова, также здесь подорвались прибывшая аварийная автодрезина из Гдова и паровоз ремонтного поезда.
В июле этого же года группа Богданова у поселка Ямм пустила под откос большой эшелон с боеприпасами.
В ночь с 1 на 2 августа группа Печатникова у
станции Гдов установила две мины, на
которых в августе подорвались два эшелона.
В это же время группа Гаврилова из этого же
отряда заложила две мины между станциями
Добручи и Сланцы- еще два эшелона были
пущены под откос.
Зимой 1943 года около станции Боровик был взорван эшелон с боеприпасами,
в мае на пятом разъезде близ деревни Язба- эшелон с продовольствием,
в июне- диверсия на железной дороге возле деревни Глушь.
8 августа партизаны 2ЛПБ одновременно подорвали три моста, четыре стрелки, рельсы на протяжении более полукилометра. Не успели немцы восстановить движение по железной дороге, как партизаны снова взорвали путь между поселком Ямм и станцией Боровик.
А спустя пять дней между станцией Замогилье и
Шестым разъездом были взорваны два моста.
С 21 на 22 сентября 4ЛПБ на участке
Пушкинские Горы - Опочка уничтожила
976 рельс.
15 октября группа Савельева из 1ЛПБ
в 2-3 км севернее ст. Ямм взорвала мост
вместе с эшелоном. Уничтожен мост и 18
вагонов с продовольствием.
В ночь с 7 на 8 августа партизанами 3 полка 3 ЛПБ на участке Псков-Полоцк было взорвано
более 550 рельсов.
7 ноября
отряды 2ЛПБ нанесли удары по железной дороге между станциями Новоселье- Маслогостицы- Ямм.
На
этой дороге проводила диверсии и группа
молодежи, работавшая на Долгорепицких
торфоразработках.
В январе 1944 года партизанами было совершено
несколько взрывов на дороге Опочка- Идрица.
О диверсии на участке Идрица - Полоцк
(предположительно, у станции Нища) из книги
"Уходили мальчишки в партизаны" О.С.
Смирнов, Лениздат, 1982 год
Дорога Москва
- Рига
На станции Великие Луки действовала
подпольная группа машиниста паровозного
депо Николая Николаева. В Великолукском
районе действовал отряд железнодорожников
"Смерть фашизму!". Учащийся Псковского
железнодорожного техникума И.П.Чекланов
сконструировал мину, на которой на участке Великие Луки- Невель подорвался
паровоз и бронепоезд. Фотография партизана размещена на Варшавском вокзале. Несколько поездов
пустил под откос М. Пискунов. Организатором
партизанского отряда "За Родину!" был
плотник депо станции Новосокольники Н.
Кудрец.
В августе 1941года
новосокольнический отряд взорвал
мост и полотно железной дороги. В
результате было крушение поезда с
боеприпасами между станциями
Забелье и Маево.
В сентябре подрывниками пущены под откос два эшелона возле Новосокольников в сторону Себежа. Всего в этом районе спущено под откос 29 железнодорожных составов и взорвано 10 мостов.
Еще о подвигах партизан в этом районе
можно найти здесь.
В начале 1942 бойцы отряда из города Кувшиново Калининской области в районе Пустошки пустили под откос бронедрезину и вагон с офицерами.
В феврале бойцы отряда Ганева у разъезда Брыканово спустили
под откос эшелон с техникой и две
бронедрезины с прицепными вагонами.
В период с 1 ноября 1942 года по 27
января 1943 г бригада Рындина на ж.д.
Идрица - Пустошка взорвала 4 моста,
движение было приостановлено.
4 КПБ с декабря 1941 по март 1943 в Себежском районе пустила под откос свыше 40 эшелонов, в том числе бригада подрывников Лукина – 11.
Бригада В.И. Марго в Себежском и
Пустошкинском районах пустила под откос 24 эшелона, взорвала 196 различных мостов,
осуществило ряд взрывов вблизи станции
Забелье.
Летом 1943 года во время
операции "Рельсовая война" после
взрывов партизан дорога Себеж-
Новосокольники не работала несколько
дней.
Поздней осенью 1943 эти же подрывники уже бригады имени Дениса Давыдова недалеко от Себежа взорвали в одном месте с интервалом в сутки два эшелона.
11 октября, когда партизаны приготовились взорвать поезд с артиллерийской батареей на платформах, в него врезался другой, с живой силой противника. Всего этот отряд пустил под откос 12 эшелонов, в том числе один курьерский.
О действиях партизан и
разведывательных групп в районе Великих
Лук можно почитать в книге Ф.
Паульмана "В боях за Великие Луки", 1973
год. Таллин.
О диверсии у станции Заваруйка из
книги "Уходили мальчишки в партизаны"
О.С. Смирнов, Лениздат, 1982 год
О картине "Штурм Савкинского моста" из
книги "Уходили мальчишки в партизаны"
О.С. Смирнов, Лениздат, 1982 год
О диверсии у разъезда Яловка из книги
"Уходили мальчишки в партизаны" О.С.
Смирнов, Лениздат, 1982 год
Старорусская дорога
В апреле 1942 разведывательная группа «ВРК» передала об остановке на станции Порхов эшелона с авиационным горючим. После налета нашей авиации пожар полыхал сутки.
1 августа группой 2ЛПБ на линии Псков -
Порхов пущен под откос эшелон противника в
количестве 55 вагонов. Полностью разбиты: 1
паровоз, 6 платформ с автомашинами, 5
платформ и 6 крытых вагонов с
неустановленным грузом. Остальные вагоны
пошли под откос. Движение остановлено на 1,5
суток.
1 августа группой из подразделения тов.
Воронова на участке Дно - Морино пущен под
откос эшелон в составе: 1 паровоз и 17 вагонов
с неустановленным грузом.
10 августа партизанами 2ЛПБ под
командованием Трофимова на участке Порхов -
Дно пущен под откос эшелон в составе 20
вагонов с танками и орудиями.
11 августа на железной дороге Дно - Порхов
пущен под откос эшелон. При этом разбиты:
паровоз и 26 вагонов с продовольствием...
12 августа на том же участке пущен под
откос еще один эшелон. В результате
крушения повреждено 9 вагонов с живой силой,
10 - с продовольствием, 12 платформ с орудиями.
Осенью разведывательная группа Шимчика на участке Порхов- Карамышево подорвала эшелон в 48 вагонов с личным составом.
Осенью в этом районе рейдовал 1 полк 2ЛПБ.
11 октября группа Рудакова на
участке Псков- Порхов уничтожила 7 пассажирских вагонов, 3 платформы с техникой
и 4 крытых вагона.
16 октября группа Объедкова между станциями Тригорша
(Льносовхоз) и Роща подорвала эшелон с живой силой.
6 января 1943 года пущен под откос
вражеский эшелон в составе 40 вагонов и 2-х
паровозов. В результате взрыва примерно
половина вагонов пошла под откос. Вагоны
были крытые, состав двигался из Порхова по
направлению Пскова.
26 января группа Повалова из отряда
Объедкова 2ЛПБ в 23.00 пустила под откос
эшелон в 2 км восточнее ст. Подсевы, шедший
со ст. Подсевы на ст. Порхов, в составе 39
вагонов и 1 платформы. Уничтожено:1 паровоз,
15 вагонов.
В марте подрывниками 3ЛПБ было пущено под откос три эшелона, в июне- 7 эшелонов, в сентябре- 5, в декабре –61.
Диверсионная группа Загребина этой
за 1942-1943 годы пустила под откос 9 эшелонов противника, за что командир группы награжден орденом Ленина. Весной 1944
В июне 1943 минеры отряда "Храбрый"подорвали два эшелона.
10 октября взорван мост через реку Курею.
7 ноября минер Пахоруков с зарядом боеприпасов бросился под паровоз – 7 платформ с автомашинами и пушками полетели под откос.
17 ноября в 22 часа на дороге Псков- Порхов пущен под откос эшелон. Разбито 8 вагонов и 6 платформ, груженных танками и автомашинами.
18 ноября в 23 часа на этой же дороге пущен под откос эшелон с живой силой.
Выведен из строя паровоз. Дорога не работала 10 часов.
Почитайте письма немецких солдат из
верхней Силезии, служивших в
Карамышевском районе.
26 октября группа 8ЛПБ между Карамышево и
Порховом пустила под откос эшелон с живой
силой, разрушен паровоз и 8 вагонов.
5 января 1944 года на ж.д. Псков - Выра, в районе
населенного пункта Проницы, группа Отряда
Арсентьева под командованием лазарева
организовала крушение воинского эшелона
противника, в результате которого
уничтожены паровоз, 7 вагонов со скотом, 8
вагонов с живой силой.
В январе партизанами 10ЛПБ разбит полустанок Роща.
В январе командир 755 восстановительного (или,
по Виноградову, 753-го восточного) полка особого назначения Клобе докладывал,
что 800-1000 партизан 3ЛПБ напали на участок
Порхов- Подсевы. Были разрушены станции Уза, Карамышево, Подсевы, Локоть. Был
осуществлен ряд взрывов около разъезда Уза. На самой станции сожжено 40 вагонов,
разбито 2 паровоза. На станции Подсевы разбито 5 вагонов и 2 паровоза.
2 февраля отрядом Никифорова 1ЛПБ на
участке Псков - Карамышево уничтожено 50
рельсов.
3 февраля отрядом Чеканова 1ЛПБ на
участке Псков - Карамышево уничтожено 50
рельсов.
4 февраля группой Фомичева 1ЛПБ на этом
участке огнем из ПТР уничтожен паровоз.
4 февраля вечером здесь же группой 1
полка пущен под откос эшелон с техникой и
живой силой. Уничтожен паровоз и 4 вагона с
техникой. Противник выслал ремонтно-восстановительный
поезд. В ночь на 5 февраля отрядом
Никифорова 1ЛПБ произведен в этом же месте
налет на железную дорогу. Разгромлена
ремонтно-восстановительная команда,
взорвано 112 рельсов, выведен из строя
паровоз.
7 февраля отрядом Чеканова 1ЛПБ взорван
ж.-д. мост и уничтожено 60 рельсов.
8 февраля отряд Никифорова 1ЛПБ взорвал
120 рельсов.
9 февраля группой Семенова из отряда
Сидько 1ЛПБ спущен под откос воинский
эшелон противника. Уничтожены паровоз и 2
платформы.
9 февраля группа Фомичева из отряда
Сидько 1ЛПБ подбила из ПТр паровоз.
12 февраля 1 ЛПБ произвела удар по дороге
Псков - Подсевы. взорвано 3 моста ( два в
районе Крякуша, один - в районе Дворец).
уничтожено 1014 рельсов.
14 февраля группой 8ЛПБ под
командованием Фальцева на участке Псков- Порхов взорван эшелон. Взрывом
уничтожен 1 паровоз, 7 вагонов с боеприпасами и 5 платформ с автомашинами.
14 февраля отряд Сидько 1ЛПБ взорвал
114 рельсов, уничтожил мост, ж.-д. будку,
семафор.
15 февраля отрядом Чеканова 1ЛПБ на
дороге Псков - Карамышево уничтожено 147
рельсов.
16
февраля группа 10ЛПБ под командованием Круглова на участке Дно- Морино взорвала
паровоз и 8 пассажирских вагонов.
19 февраля группа Степанова на
участке Дно- Морино разбила паровоз, 3 платформы с автомашинами и 6 вагонов.
20 февраля группа 1ЛПБ под командованием Степанова на участке Карамышево- Псков
взорвала 250 рельс ( в других источниках 520), один мост.
22 февраля полком Матвиенко 1ЛПБ на
дороге Псков - Карамышево взорвано 660
рельсов.
23 февраля 2 полк 1ЛПБ произвел налет
на дорогу Псков - Карамышево и взорвал 82
рельса
24 февраля было
освобождено Дно (12 залпов из 124 орудий), а 26
февраля -Порхов.
Бологое -
Полоцкая дорога
В октябре 1941 года группа Логинова из
отряда имени Чкалова осуществили налет на
станцию Железница- взорван мост и
станционное здание. Одновременно
осуществлен налет на разъезд Молокоедово. В
ноябре этот отряд влился в бригаду
Литвиненко.
Осенью на станциях
Молокоедово и Клястица был разгромлен
немецкий железнодорожный батальон,
перешивающий путь на европейскую колею. В
это же время был взорван мост через реку
Плиссу (вблизи Невеля).
14 февраля 1942 года группа Токарева из
Великолукского городского диверсионного
отряда подорвала в 4 местах полотно у
станции Чернозем.
В 1942 году Тимофей Гордин и Дмитрий Андреев
организовали крушение поезда на станции
Невель-1.
Ночью 23 марта вблизи станции
Опухлики (около деревень Хватынь и
Колесниково) группа Д.А. Халтурина взорвала
немецкий бронепоезд. Один броневагон пошел
под откос, второй остался на рельсах. Ремонт
8 часов.
24-27 марта группа тов. Мяги подорвала
паровоз бронепоезда. 18 часов меняли рельсы
и ремонтировали бронепаровоз. 27 марта эта
группа подорвала полотно в 2-х местах на
узкой и широкой колее. Т.е. одна колея
немцами была перешита на европейскую.
29-30 марта на участке Опухлики - Чернозем
группа Токарева подорвала ж.-д. мост
В ночь с 26 на 27 апреля этого же года
группа Халтурина во время разгрома красноармейцами
станции Фенино взорвала железнодорожный
мост через реку Балаздынь ( рядом с
Опухликами).
Дорога Тулебля - Белебелка- Дедовичи,
построенная немцами в годы оккупации
"Еще весной немцы
мобилизовали трудоспособное население
района на строительство железной дороги
Дедовичи - Волот. Всего на постройку этой
дороги было мобилизовано из Дедовического,
Пожеревицкого и Порховского районов 25 000
местных жителей." (Донесение оперативной
группы ЛШПД на СЗФ в ЛШПД 19 октября 1943 года).
"... В сентябре группа Цвенской
организовала переход нам в отряд 17 человек
военнопленных со строительства новой
железной дороги.... Когда немцы в мае
развернули строительство новой железной
дороги и шоссейной дороги по маршруту
Дедовичи - Белебелка - Волот и мобилизовали
для этой цели 25 000 рабочих, партцентр повел
работу на срыв строительства этих дорог:
систематически проникали в рабочие лагеря,
организовывали уход рабочих со
строительства, в результате ежедневно со
стройки убегали по 250-300 человек по домам и
лесам. Немцам приходилось высылать
полицейских на облавы, вылавливание
рабочих, прибегать к карательным мерам за
побег с работы вплоть до расстрела, но все
же побеги все время продолжаются. Срок [окончания]
строительства дорог был назначен на 1
августа 1943 года. В результате массового
бегства рабочих к этому сроку и половина
дороги не была построена. Был назначен
новый срок - 1 октября 1943 года, и этот срок
также сорвался. Строительство дорог
выполнено не более чем на 70%.
К рабочим, занятым на строительстве
дорог, писали листовки, призывали их
уходить со строительства и т.д., а также на
построенном участке дороги организовывали
диверсии, рвали рельсы железнодорожного
полотна, спустили под откос
железнодорожный эшелон. Немцам, работающим
на строительстве, также писали листовки, в
них рассказывали о победах Красной Армии и
указывали на провал всех их планов. В одной
из таких листовок писали:
Не поможет вам эта дорога,
На восток вам пути больше нет,
И домой вас вернется немного,
А остатки проклянет весь свет.
(из отчета Дедовического подпольного
межрайонного партийного центра от 21
октября 1943 года)
28 августа 1943 года диверсионной группой
Дедовического межрайонного подпольного
партцентра взорвано 20 рельсов в 8 местах на
новой ж.д. Дедовичи - Ясски. Этой же
диверсионной группой совершено нападение
на гарнизон охраны ж.д., размещаемый в дер.
Ломатицы. Убито 26 немцев.
3 сентября на новой железной дороге
Дедовичи - Ясски взорвано 28 рельс. В
диверсии участвовала группа подрывников
Богданова из Дедовического партцентра.
Движение на железной дороге было сорвано на
14 часов.
13 ЛПБ начала свою боевую деятельность с 14 января 1944 года.
22 января ею разрушен участок дороги в районе Алексино- Тучино, произведено 34
взрыва, выведено из строя 68 рельс. В эту же ночь группой Лобановского взорван
мост длиной 25 метров в районе Мосиха.
26 января совершена диверсия в районе
Мосиха- Березовка. Произведено 272 взрыва. Тем самым уничтожено 550 рельс (8
км).
5 февраля произведено 345 взрывов, уничтожено 690 рельс на протяжении 21
км в районе Алексино- В.Село.
9 февраля произведено 250 взрывов, уничтожено
500 рельс, выведен из строя участок длиной 6 км в районе Ясски- Б.Клинец.
В
ночь на 11 февраля совершен новый налет на железную
дорогу Белебелка-Дедовичи. Только в эту операцию полотно железной дороги было
разрушено на протяжении 13 км, взорвано 1340 рельс. Это участки Петрово-
Островки и Алексино- Костры. Были разрушены 2 моста длиной 6-8 метров в
районе Костры- Алексино.
Дорога Абрене - Опочка, построенная немцами во время
оккупации
О диверсии на участке Пыталово -
Красногородское из книги "Уходили мальчишки в
партизаны" О.С. Смирнов, Лениздат, 1982 год
Итоги
Сводная таблица
за май-октябрь 1943 года
Наименование ущерба |
2ЛПБ |
3ЛПБ |
5ЛПБ |
1 ОПП |
Месяц |
7 |
8 |
10 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6 |
7 |
8 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Спущено эшелонов |
4 |
5 |
|
3 |
5 |
9 |
10 |
7 |
8 |
|
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
|
Разбито вагонов, платформ и
цистерн |
45 |
48 |
|
75 |
77 |
102 |
239 |
107 |
154 |
4 |
26 |
|
|
|
23 |
36 |
|
Взорвано ж.-д. полотна, м |
1118 |
2686 |
920 |
500 |
|
|
4057 |
|
8170 |
|
|
967 |
2500 |
|
3000 |
232 |
45 |
Взорвано ж.-д. мостов |
|
7 |
|
1 |
|
|
13 |
|
11 |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
Наименование ущерба |
4ЛПБ |
6ЛПБ |
7ЛПБ |
8ЛПБ |
9ЛПБ |
Лен. полк |
Отряд Буравцева |
Группа |
1ЛПБ |
Всего |
Месяц |
6 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
10 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Спущено эшелонов |
1 |
2 |
4 |
|
2 |
|
3 |
6 |
3 |
5 |
4 |
7 |
19 |
18 |
10 |
30 |
Разбито вагонов, платформ и
цистерн |
|
19 |
27 |
|
43 |
42 |
44 |
52 |
32 |
78 |
75 |
81 |
196 |
323 |
139 |
459 |
Взорвано ж.-д. полотна, м |
|
950 |
1810 |
577 |
675 |
2239 |
|
86 |
2124 |
1506 |
3000 |
|
4118 |
7942 |
3136 |
16933 |
Взорвано ж.-д. мостов |
|
|
2 |
1 |
10 |
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
2 |
20 |
1 |
25 |
Справка
Ленинградского штаба партизанского
движения
Центральному штабу партизанского
движения
о количестве взорванных рельс за период
с 1 августа 1943 г. по 1 января 1944 г.
31 декабря 1943 года
1-я ПБ
Степанова |
Псков - Остров |
3878 |
Псков - Порхов |
587 |
Пушкинские Горы -
Сошихино |
45 |
Итого по бригаде |
4510 |
2-я ПБ
Синельникова |
Псков - Гдов -
Сланцы |
2080 |
Псков - Луга |
3777 |
Псков - Порхов |
173 |
Итого по бригаде |
6030 |
3-я ПБ им.
Германа |
Псков - Дно |
21105 |
Дно - Чихачево |
3129 |
Итого по бригаде |
24234 |
4-я ПБ Кондратьева |
Опочка -
Пушкинские Горы |
967 |
5-я ПБ
Карицкого |
Струги Красные -
Луга |
3932 |
Батецкая - Дно |
5186 |
Дно - Старая Русса |
95 |
Луга - Батецкая |
121 |
Дно - Порхов |
55 |
Итого по бригаде |
9389 |
6-я ПБ
Объедкова |
Струги Красные -
Луга |
2051 |
Сланцы - Веймарн |
150 |
Итого по бригаде |
2201 |
7-я ПБ Алексеева |
Псков - Струги
Красные |
4557 |
8-я ПБ Цинченко |
Псков - Остров |
1077 |
9-я ПБ Светлова |
Веймарн - Сланцы |
450 |
10-я Богомолова |
Псков - Порхов |
5314 |
11-я
Волховская ПБ |
Батецкая - Вырица |
1544 |
Луга - Новгород |
256 |
Новолисино -
Новгород |
1936 |
Луга -
Красногвардейск |
350 |
Дивенская - Чудово |
2103 |
Итого по бригаде |
6189 |
Партгруппа
Михайлова |
Псков - Гдов |
132 |
Партгруппа
Дианова |
Псков - Гдов |
96 |
Партгруппа
Ингинен |
Кингисепп -
Красногвардейск |
52 |
Партгруппа
Поруценко |
Дедовичи -
Чихачево |
106 |
Разведгруппа
Смирнова |
Струги Красные -
Плюсса |
64 |
|
Всего по штабу |
65368 |
Начальник ЛШПД М.Никитин
Ст. пом. начальника оперативного отдела
штаба В.Антоненко
С 1 по 10 января 1944 года партизаны на территории
Ленинградской области спустили под откос 37 эшелонов, в результате
чего разбито и повреждено 37 паровозов и 270 вагонов и платформ.
За
время с 14 января по 25 января 1944 года партизанами взорвано 34
железнодорожных моста, в том числе крупные железные мосты в районе
станции Торошино Варшавской ж.д. через р. Пскова длиной 22,4 м, на
Старорусской ж.д. через р. Кебь. Взорвано 22075 шт. ж.-д. рельс,
разрушено и разобрано 29400 м ж.-д. полотна; разгромлено 11 ж.-д.
станций и разъездов, в том числе: Серебрянка, Мшинская, Торошино на
Варшавской ж.д., Карамышево, Подсевы, Локоть и разъезды Кебь, Уза,
Сосонье на Старорусской ж.д., ст. Судома на Витебской ж.д. и др. При
разгроме станций партизаны уничтожили 57 ж.-д. стрелок, 11
семафоров, водокачки, разогнали и истребили 12 гарнизонов. На
участках, где не было прекращено движение, партизаны спустили под
откос 36 воинских эшелонов, разбив и повредив при этом 42 паровоза и
до 400 вагонов и платформ, кроме того, партизаны спустили под откос
3 бронепоезда и 1 бронедрезину.
С 20 января по 1 февраля 1944
года партизанами в полосе 2-го Прибалтийского фронта было пущено под
откос 84 эшелона, разбито 78 паровозов и 692 вагона. Крушения
воинских эшелонов по железным дорогам и участкам распределяются
следующим образом: на железной дороге Остров- Резекне пущено под
откос 14 поездов, Псков- Порхов - 11, Псков- Луга - 11, Псков-
Остров - 10, Псков- Дно - 8, Дно- Дедовичи - 7, Дно- Порхов - 6,
Чихачево- Сущево - 3, Дно - Сущево - 2, Псков- Выра - 2, Дно-
Чихачево - 2, Дедовичи- Сущево - 2, Дедовичи- Чихачево - 1, Дно-
Сольцы - 1, Осров- Карсава - 1, Чихачево- Ашево - 1, Старая Русса-
Дно- 1, Дно- Морино - 1. За это время уничтожено 18081 рельс, в том
числе на дороге Псков- Порхов- 6475 рельс, Псков- Луга - 5091,
Дедовичи- Белебелка - 2074, Дно -Чихачево - 1640, Остров- Псков-
1808, Дно- Дедовичи- 600, Старая Русса- Дно - 243, Остров- Резекне -
150.
Сведения ЛШПД о
потерях противника,
понесенных в результате действий
партизан
Ленинградской области в годы
войны
Уничтожено |
1941 г. |
1942 г. |
1943 г. |
1944 г. |
Всего |
С начала
наступления |
Ж.-д. рельс |
- |
- |
65368 |
85541 |
150909 |
58563 |
Эшелонов |
69 |
297 |
466 |
274 |
1106 |
133 |
Паровозов |
66 |
266 |
440 |
278 |
1050 |
137 |
Вагонов |
870 |
3970 |
4374 |
8429 |
18643 |
7117 |
Дрезин |
4 |
11 |
3 |
4 |
22 |
3 |
Ж.-д. мостов |
1 |
20 |
97 |
83 |
201 |
51 |
Ж.-д. станций и раз. |
5 |
- |
28 |
15 |
48 |
15 |
Бронепоездов |
- |
1 |
4 |
5 |
10 |
3 |
"За указанное
время ими спущено под откос 751
воинский эшелон и 15 бронепоездов, при
этом уничтожено 552 паровоза и 6098
вагонов и платформ, ...взорвано 1309
шоссейных и железнодорожных мостов.."
(Из отчета начальника штаба
партизанского движения Калининской
области подполковника С.Г.Соколова
об итогах боевой деятельности
партизан в западных районах
Калининской области, 8 сентября 1944
года)
Литература
Н.В. Масолов. "Позывные с берегов
Великой". Москва. ИПЛ. 1984 год
"Псковщина партизанская".
Воспоминания участников партизанского
движения. Лениздат. 1979 год.
"Непокоренная земля псковская"
Лениздат. 1964 (1 издание) и 1969 (2 издание) годы
"Горят костры партизанские".
Воспоминания партизан- участников битвы за
Ленинград. Лениздат. 1966год.
"В тылу врага. 1943 год" Сборник
документов. Лениздат. 1983 год.
"В тылу врага. 1944 год" Сборник документов. Лениздат. 1985 год.
Карта из этой книги с
участками ответственности ленинградских
бригад.
И.В. Виноградов. "Герои и
судьбы". Лениздат, 1988 год. Фотография
из этой книги.
Ссылки
"Рельсовая война"
на страницах Псковской энциклопедии 2003
года.
"Уходили мальчишки в партизаны" О.С. Смирнов,
Лениздат, 1982 год
"Крах
"Цеппелина"" Г.И.Пяткин, Лениздат, 1987 год
Фотографии
Из подожженных немецкими карателями деревень жители уходят к партизанам.
Деревня Лобаны, Броковский с/с, Дедовический район.
В освобожденном от немцев Порхове, 1944 год
Группа пленных немцев.
Карта "Действия советских
партизан в 1942 году". Репродукция карты
Вермахта из Псковской энциклопедии 2003 года.