Новосокольники

   "Весной 1897 года Московско-Виндаво-Рыбинское железнодорожное общество приобрело право на постройку линии Москва - Виндава через Ржев, Великие Луки, местечко Сокольники, Резекне, а также постройку участка железной дороги от станции Дно до местечка Сокольники (станция Новосокольники).Одновременно общество развернуло строительство на участках Новосокольники - Витебск и Дно - Царское Село, которое было закончено в августе 1904 года. 
  С началом эксплуатации узла появились железнодорожные мастерские, потом паровозное депо, подчинявшееся более крупному узлу в Великих Луках. Рядовые путейцы набирались из ближайших деревень, проходили краткосрочные курсы при станции, а мастера и инженерный состав приезжали из Петербурга и Великих Лук. Паровозный парк того времени состоял из маломощных локомотивов в 550 -650 лошадиных сил. Грузовые вагоны имели грузоподъемность в 10-14 т и почти полностью были двухосными. Вокруг узла постепенно образовывался поселок. Состоял он из двух улиц, тянувшихся параллельно железной дороге. Новый деревянный вокзал увенчали четыре остроконечные башни. Ночью на станции горели калийно-керосиновые фонари.
   ...Паровозный круг прокручивался вручную. Часто рабочие получали увечья и травмы. Особенно опасным был труд сцепщиков: станция по ночам не освещалась, а поезда формировались круглые сутки
   ....С началом первой мировой войны на Новосокольническом железнодорожном узле увеличилось количество военных эшелонов. Особенно много проходило санитарных поездов. На станции появились военная комендатура и продовольственный пункт, снабжавший двигающиеся к фронту воинские части. Летом 1918 г. в Новосокольниках загорелся артиллерийский склад, расположенный за Витебским парком. Начали рваться ящики с патронами и снарядами. Огонь начал угрожать вагонам с пироксилином, стоявшим на путях. Могли выйти из строя и железнодорожный узел и вокзал. Комиссар Березин и коммунист Дробчик не растерялись: вскочив на паровоз, заставили испуганного машиниста въехать на территорию склада. Из пламени и дыма вагоны с пироксилином были выведены в безопасное место. 
   В 1924 - 1925 гг. народное хозяйство достигло довоенного уровня. Наладилось бесперебойное движение поездов через железнодорожный узел. В годы первых пятилеток набирало ход стахановское движение и в Новосокольниках. После рекорда Петра Кривоноса, показанного на паровозе ЭУ 
   1 июня 1935года, в Новосокольниках создаются молодежно-комсомольские паровозные бригады. Их возглавляют Николай Кулинин, Александр Богданов, Владимир Смирдан, Александр Степанов и др. Азарт, хорошее знание материальной части паровоза и постоянный поиск новых неиспользованных резервов позволили молодежи соревноваться со старыми опытными машинистами. Увеличился пробег локомотивов без поломок и ремонта, скорость их превысила 40 км/ч, да и вес составов стал переваливать за 3 тысячи тонн. За выдающиеся достижения в стахановском движении молодой машинист станции Новосокольники Матвей Архипович Мясник был удостоен ордена Ленина, а машинист Петр Герасимович Исаев - ордена Трудового Красного Знамени. В Новосокольниках родились целые династии железнодорожников: братья Трофимовы - Алексей и Иван, Богдановы - Павел и Александр, Мейнерт -Иосиф и Станислав, Станкевичи - Станислав и Иосиф, Доморацкие -Прокопий и Иван, Копосовы - Петр, Ефим и Иван. 
   Был подхвачен в Новосокольниках опубликованный в 1938 г. в центральной печати призыв Зинаиды Троицкой - первой женщины-машиниста: "Женщины -на паровоз!". Для женщин желающих овладеть профессией машиниста, при паровозном депо организовали курсы. Преподавателей подобрали опытных, знатоков своего дела, в основном машинистов с большим стажем работы. Аппен, Чернов, Константинов, Москальков так подготовили своих учеников к экзаменам, что квалификационная комиссия присвоила звание "Машинист паровоза" Вере Сморыго, Вере Сорокиной, Марии Миклашовой, Татьяне Евсюковой. Вера Сорокина и Катя Соколова начали трудиться на маневровом паровозе, Маша Миклашова, Саша Ильина и кочегар Фрося Михайлова водили грузовые составы, а остальные выпускницы работали в мужских паровозных бригадах. 
   Известие о начале войны всколыхнуло всю страну. Железнодорожный узел сразу же стал работать по графику военного времени. Почти все его службы перешли на казарменное положение. А через несколько дней, вначале июля, фашистская авиация нанесла одновременно массированный удар по Себежу, по Идрицкой железнодорожной станции и по Новосокольникам. Первые бомбы упали недалеко от здания паровозного депо, двери и окна разлетелись в щепки, на само здание уцелело. Не повредили взрывы и площадку с выгруженной на нее военной техникой. С этого времени узел подвергался бомбардировкам днем и ночью.16 июля по радио было объявлено о начале эвакуации городского населения.
  ...22 июля фашисты ворвались в Новосокольники. "В районе Новосокольников стали действовать партизанские бригады.
   ..."В августе партизанская группа взорвала железнодорожный мост и полотно железной дороги. В результате повреждения между станциями Забелье и Маево произошло крушение поезда с боеприпасами. Вторая группа партизан разобрала железнодорожное полотно на участке Самолуково - Насва, что также повлекло крушение поезда.
   ....30 января отряды 2-й Особой партизанской бригады обрушились на ст.Выдумка и завязали бой на ст. Маево.
   ...21 апреля 1942 года группа бойцов заложила мины на железной дороге около ст. Выдумка. На ней подорвался поезд, следовавший в Новосокольники с военным грузом. Паровоз выведен из строя, путь разорван и загроможден, движение на несколько дней прекращено.  Во время перехода из Новосокольнического района через линию фронта в ночь на железной дороге Насва - Новосокольники заложили мины и 21 кг тола. Во время движения взорвался и пошел под откос поезд с фашистами и боеприпасами. С 20 мая по 15 июня отряды, выделив подрывную группу взорвали четыре железнодоржных моста и пустили под откос поезд с живой силой и боеприпасами на участке Локня - Новосокольники. "Станция Новосокльники была освобождена от немецкой оккупации 29 января 1944г."
  ...На станции захвачено 105 паровозов (! как они там умещались? :) -примечание Константина Максимова), 8 вагонов, 2 крана, и другая техника.
   ...Фашисты уничтожили паровозное и вагонное депо, мастерские, узлы связи, здание вокзала, радиоузел.
  ...Были разрушены все мосты, на многие километры оказались уничтоженными железнодорожные насыпи. Однако уже на второй после освобождения день окрестности города огласил паровозный гудок. 
  В 1944 году восстановительные работы на узле были поручены подъемно-ремонтному поезду железнодорожных войск. Ночью железнодорожники старались находиться подальше от железной дороги, а паровозные бригады прятались в стогах сена на окраине города. Фашистские самолеты долго еще старались помешать восстановлению города, до 15 раз сбрасывая бомбы на протяжении одной ночи. Случалось, что узел подвергался бомбежкам и днем, ведь фронт находился всего в 20километрах. Это не мешало железнодорожникам вести сложные ремонтные работы. Станки, необходимые для ремонта паровозов Новосокольникам сразу же выделило управление железной дороги. Кадры кочегаров, помощников машинистов готовились на месте. 
  Паровозное депо возглавил приехавший из Ржева опытный железнодорожник Сергей Павлович Рязанов. Через несколько дней прямо под открытым небом стали функционировать основные подразделения: механический цех, цех промывки и ремонта паровозов и крановый. Начальники цехов С. Войкевич, Е. Блокунов и А. Бойков были закаленные войной местные железнодорожники. Вскоре наладило ремонт вагонов и вагонное депо. 
   Дистанция пути располагалась в здании нынешнего кузнечного цеха. Учитывая важность железнодорожного узла, в Новосокольниках организовывалось отделение Октябрьской железной дороги. В его задачу входило скорейшее обеспечение движения поездов между Великими Луками и Себежем, а также между Невелем и Сущевым. Отделение помещалось в деревянном одноэтажном здании по Октябрьской улице. Всеми службами управлял Михаил Александрович Афанасьев, а в его помощниках ходил старший инженер Михаил Алексеевич Косачев, работавший на Новосокольническом железнодорожном узле еще до войны. Среди машинистов паровозных бригад были очень опытные специалисты -Александр Артамонов, Станислав Станкевич и другие. 
   Поезда тогда шли по дороге очень медленно. Например, от Великих Лук до Себежа можно было доехать только за сутки (
! - примечание Константина Максимова) Сильно было разрушено старое здание вокзала. Уцелела только одна комната, и в той вместо потолка были кое-как накиданные доски. Пассажирам было негде укрыться от дождя и снега. Тут же, в этом импровизированном "зале ожидания", напротив входной двери находилась будка с надписью "Билетная касса".
    В 1946 г. 5-я колонна паровозов особого резерва НКПС была расформирована и 129 железнодорожников вернулись работать на Калинискую железную дорогу. Прибыло пополнение и в Новосокольники.
   ....В 1953 г. было введено в эксплуатацию новое здание железнодорожного вокзала. В это время уже на полную мощность работал и сам железнодорожный узел. Машинисты Великолукского и Псковского депо проводили за год до 16 тысяч тяжеловесных поездов. Произошли изменения и в Новосокольнической дистанции пути. В январе 1958 г. в ее состав была включена дополнительно Идрицкая дистанция -130 км железнодорожного пути. В начале 60-х гг. начали успешно применять при ремонте пути щебеночный балласт. Уже в 1968 г. было уложено 64 км бесстыкового пути на железобетонных шпалах.
   ...За высокие производственные показатели дистанции пути неоднократно присуждались переходящие Красные знамена МПС СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта, Управления Октябрьской железной дороги. Большая группа работников узла была награждена орденами и медалями. Так, ордена Дружбы народов был удостоен бригадир пути А.П. Полетаев, ордена Трудовой славы - монтер пути Е.К. Яснов, оператор дефектоскопной тележки А.Т. Мигачев и плотник М.В. Горбунов. Медалью "За трудовую доблесть" награждены дорожный мастер В.И. Борода, дежурная по переезду Р.П. Натунич, оператор дефектоскопной тележки В.И. Курмелев. Знак "Почетный железнодорожник" был вручен мастеру седьмого околотка Е.П. Марченко. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени машинист первого класса Михаил Иванович Жгун получил право водить составы без помощника. Его примеру последовал машинист Виталий Семенович Богданов, награжденный орденом "Знак Почета""

Книгу А.И. Андреева "Новосокольники" (Лениздат, 1990 год) конспектировал  Константин Максимов (Великие Луки). 

  Сканы обложки книги "Новосокольники", страниц 20-21, 40-41, 42-43, 44-45, 48-49, 76-77, 78-79, 80-81 прислал в 2015 году  Виталий Рычков (Пыталово). 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS