Виндавская дорога
Бологое-Полоцкая дорога
Локомотивное Депо
[Историческая
справка] [Новейшие
хроники] [Карты
и схемы] [Подразделения]
[Западная
горловина] [Балтийская
сторона] [Вокзал]
[Октябрьская
сторона] [Локомотивное
депо] [Восточная
горловина] [Завод]
[Техникум]
[Прочее]
477 километр от Москвы,
310 километр на Бологое-Полоцкой дороге. Старинный русский город, немного
оживший после строительства Виндаво-Рыбинской в 1900 году и дороги на Полоцк в
1907 году.
О
проблемах при строительстве дороги Бологое - Седлец можно почитать в
статье из газеты "Великолукская правда".
Очень интересная
статья А. Вульфова о судьбе этой
дороги была опубликована на страницах
"Науки и жизнь".
Постройка
железнодорожной линии Бологое - Полоцк. Планы станций. Станция III
класса Великие Луки.
Много можно прочитать
познавательного в статье
"Перекрестки Великих
Лук" Александра Кондакова,
опубликованной в журнале "Семафор".
"Первое столетие"
Книга Владимира Ипатова много
расскажет о Великолукском узле.
Еще одна книга Владимира Ипатова
"Депо
на Ловати"
Первый пассажирский поезд прошел
через станцию
Великие Луки в ночь с 27 на 28 сентября (по
новому стилю) 1901 года.
О первом десятилетии жизни станции почитайте
здесь. Правление общества МВР
дороги устроило в Великих Луках
обменный пункт по передаче грузов,
вагонов и поездов с одной дороги на
другую.
В январе 1902 года открыты Главные железнодорожные
мастерские Общества Московско- Виндаво-Рыбинской дороги.
В расписании лета 1903 года станция
Великие Луки на 447 версте от Москвы и 297 версте
от Крейцбурга, в расписании зимы 1905-1906 годов на том же
расстоянии от Москвы и в 579 верстах от Виндавы.
Забастовками
железнодорожных рабочих Великих Лук
началась революция 1905-1907 годов в
Псковской губернии. В октябрьской
стачке приняли участие и учащиеся
технического железнодорожного училища.
Осенью 1906 года станция
Великие Луки стала
узловой. На Бологое- Полоцкой дороге
пассажирское здание имело 4 класс. В
Великих Луках имелась
правительственная телеграфная контора.
Перед войной Бологое-Полоцкая дорога и участок
Великие Луки -
Себеж были двухпутными, а дорога на Москву - однопутной.
После войны двухпутный путь не восстанавливали.
4 сентября 1902 года начаты занятия в
железнодорожном техническом училище.
Вначале оно находилось в флигеле дома
Кожевникова(сейчас улица Ставского, 79),
а в 1906 году училище переехало на
улицу Подолешинскую (ныне Первомайская).
Сейчас это
техникум.
В Великих Луках существует
филиал
Санкт- Петербургского университета путей сообщений.
Есть железнодорожный музей.
В 80-е годы была осуществлена
реконструкция станции. В 2000 году
пытались отменить ходивший 40 лет
пассажирский поезд сообщением с
Москвой. Пока отстояли. В 2001 году был
капитальный ремонт вокзала.
На станции есть библиотека
железнодорожников- Великолукский
филиал ДНТБ. В разное время заведующими
здесь работали В.Басаровская, А.Бедняжонок,
Л.Колодяжная. В 2003 году заведующая-
Ирина Федоровна Захарова.
Художественная библиотека находится
на третьем этаже Дома культуры
железнодорожников, научно-техническая-
на четвертом. Также есть пункт выдачи
литературы в локомотивном депо. В 2003
году 670 читателей.
С 1944 года существовало
третье Великолукское отделение
Калининской дороги. Известны работники
этого отделения, награжденные орденом
Ленина: ревизор по безопасности
движения Ваулин А.М., ревизор Егоров А.П.,
инспектор отдела кадров Малеин С.Г.,
главный бухгалтер Тарандо Ф.И. Согласно
приказу МПС №506/Ц от 19 мая 1962 года
Псковское и Великолукское отделения
объединены. Кавалерами высшей награды
были также работники станции Великие
Луки Соловьев М.А., Степаненко А.Н.,
главный бухгалтер НГЧ Великие Луки
Селезнев А.И. После войны контролером-ревизором
пассажирских поездов работал полный
кавалер орденов Славы
Пантелеев
В.Л.
Из книги С.Н.
Решетова и З.П. Антоновой "Возрожденный
из руин".( Лениздат, 1988 год) можно
узнать много интересного о
восстановлении станции Великие Луки
после Великой Отечественной войны.
Известны также следующие ревизоры
безопасности движения разных лет:
Бутович, Сычев, Акулик (бывший ДС
станции Маево).
В Атласе Главного управления геодезии
и картографии при Совете Министров
СССР 1971 года станция
Великие Луки значится в числе важнейших,
в Атласе 1987 года - в числе крупных
узловых.
В бытность Псковского подотдела
1996-2000 годов станция
Великие Луки была сортировочной
станцией 1 класса с ручным управлением
стрелками.
"Парк "А"
Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы
полуавтоблокировкой, при подходе к станции оборудованы локомотивной
сигнализацией.
Назначение путей:
1. Главный. Для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и
нечетных пассажирских и грузовых поездов.
2 - 3. Приемо-отправочный для приема и отправления четных
и нечетных грузовых и пассажирских поездов.
4 - 7. Приемо-отправочный для
нечетных и четных грузовых поездов.
9 - 15. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и четных грузовых
поездов.
16 - 17. Погрузо-выгрузочный.
Ветвь №7 - отправление с Московской стороны.
Парк "Б"
1. Главный.
Московский. Для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и
нечетных пассажирских и грузовых поездов.
2 - 3. Приемо-отправочный для приема и отправления четных и нечетных
грузовых и пассажирских поездов.
4. Приемо-отправочный для приема и отправления
четных и нечетных грузовых поездов.
5 - 9, 18. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и четных грузовых
поездов.
10, 11, 16. 13. Сортировочный путь и отстоя.
12. Болговский путь.
I. Главный Бологовский путь отправления
и приема поездов в парк "А" из Бологое.
II. Главный Бологовский путь отправления и
приема поездов в парк "А, Б, В,Г" из Бологое и заезда в депо (Ветвь №5).
Ветвь №6 - приема и отправления поездов на станцию Ржев.
Парк "В"
Ветвь №3 - путь съезда с парка "В" в парк "Б" и наоборот.
1. Главный Себежский путь приема и отправления пассажирских и грузовых
поездов на станции: Новосокольники, Невель, Ржев.
3. Путь приема и отправления пассажирских и грузовых поездов на станции:
Новосокольники, Невель, Ржев.
II. Главный Полоцкий путь приема и отправления
пассажирских и грузовых поездов на станции: Новосокольники, Невель,
Ржев.
4 - 10. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и
четных грузовых поездов.
Парк "Г"
11 - 18. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и четных грузовых
поездов.
"Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002
года, г.Дно".
На станции
Великие Луки по состоянию на 2006 год не
внедрена электрическая централизация,
т.е. все стрелочные переводы на них на
ручном управлении.
О начальнике станции
Власове
Сергее Александровиче
О начальнике станции Алексееве
Геннадии Викторовиче
О железнодорожной
станции Великие Луки в Псковской
энциклопедии 2003 года
О работнике
Великолукского отделения дороги Рыбакове А.М.
в Псковской энциклопедии 2003 года
"Из истории одной станции"
А.А. Сычев. 10 марта 2009 года. Великолукская городская типография.
Основные переезды на
станции Великие Луки.