О рождении железнодорожного узла Великие Луки

Н. Казюлин, газета "Великолукская правда", год не известен)

   "…Железнодорожный узел в Великих Луках в 1906 году был построен вопреки воле русского государя - императора Николая II. А было так. В Петербурге в августе 1901 года собрались на заседание участники инженерного совета. На него явился и монарх со своими приближенными. Он объявил им о своем намерении в следующем году начать строительство трех дорог. Две из них -в северной части европейской России, третья -Бологое - Полоцк - Седлец- в западной части. Последняя в отличие от двух первых по воле государя должна иметь стратегическое значение, отвечать, прежде всего, интересам военного ведомства. Назвал он и города, через которые пройдет казенная дорога, а также места пересечений ее с ранее построенными линиями. Великие Луки почему-то не приглянулись императору. Предпочтение было отдано Новосокольникам. Однако царский вариант с Новосокольниками противоречил планам военного ведомства. Да и сам министр путей сообщения князь М.И. Хилков ратовал за ВеликиеЛуки. Назревал конфликт. Изыскания уже проводились от Бологое в великолукском направлении, уже было затрачено немало средств на производство проектной документации по обустройству новой станции в городе на Ловати. Решились переубедить царя. В отличие от многих своих преемников из рода Романовых последний царь Российской империи обладал талантом выслушать собеседника и не считал себя непогрешимым во всем. Он, хотя и не без колебаний, разделил точку зрения министра. Тем не менее, распорядился сделать подробное описание и провести экономические расчеты на устройство железнодорожной станции Бологое - Полоцко - Седлецкой дороги в Великих Луках.
  - За что боролись, на то и напоролись, - ехидничали высокопоставленные воинские чины, знакомясь с сообщениями из Великих Лук. А сообщения эти были грустные. Например, начальник четвертого участка С.С. Гендель сообщал, что на месте будущей станции переувлажненный слабый грунт. После дождя недавно рухнула дымовая труба у мастерских. Одним из первых, кто отреагировал на опасность прогореть с железнодорожным узлом в Великих Луках, был подполковник М.К. Марченко, усердно проталкивающий строительство общей станции для двух дорог. В срочном порядке он запрашивает все материалы, касающиеся этой проблемы, и просит лично побывать на стройплощадке. Ответ поступил в том смысле, что место действительно гиблое, часто бывают затопления, однако, принимая во внимание важность дороги, надо, не откладывая, принять меры к осушению и подсыпке территории. Надо полагать, что военное ведомство и начальник работ по сооружению Бологое-Полоцко-Седлецкой железной дороги А.Н. Рыжов, ознакомившись с ответами специалистов, сделали все возможное, чтобы станционные здания не увязли в слабом грунте, чтобы их детище было здоровым и долговечным. Дорога Бологое - Полоцк - Седлец, которую строили в очень сложное время, за 85 лет своей эксплуатации ни разу не подвергалась капитальному ремонту. Ремонт был произведен лишь в период с 93 по 2000 гг. Не претерпел особых изменений и железнодорожный узел на станции Великие Луки, который своим рождением и долговечностью обязан сверхдальней и стратегической дороге."

   Примечание: Статья прислана на наш проект Константином Максимовым (Великие Луки).

 

Статья  в газете "Великолукская правда" (год не известен)

     Хочу рассказать о первом десятилетии развития железнодорожной станции Великие Луки. В отчете по сооружению Московско- Виндавской железной дороги (1905 г.) говорилось: "Правильное коммерческое движение на линиях Москва- Крейцбург, Туккум- Виндава и Дно- Новосокольники открыто 11 сентября 1901 г." Железнодорожная магистраль связала захолустный городок Псковской губернии с Петербургом, Москвой и портами Балтийского моря. В путеводителе "От Москвы до Виндавы" издания 1909 г. читаем: станция Великие Луки являлась промежуточную, которая от соседних отличалась лишь значительно большими размерами пассажирского здания и расположением при ней главных железнодорожных мастерских. С проведением через г. Великие Луки новой казенной ж.д. ветви Бологое- Волковыск (от ст. Бологое Николаевской ж.д. до ст. Волковыск Полеских ж.д.) линия эта составляет часть вновь построенной железнодорожной линии Бологое- Седлец, сооружение которой закончено осенью 1906 г., станция Великие Луки сделалась узловою станциею двух дорог: Московско- Виндавской и Николаевской, причем построено взамен старого новое общего пользования обеих дорог, каменное значительных размеров и красивой архитектуры пассажирское здание с обширными залами для пассажиров. С постройкой линии Бологое- Седлец кратчайшим путем, а следовательно, и более выгодным для доставки грузов из-за границы в Москву, стал путь Москва - Великие Луки - Молодечно - Вильно -Вержболово. Первым крупным предприятием города были Главные железнодорожные мастерские, предназначенные для ремонта подвижного состава пути, также и для производства запасных частей. В год ремонтировалось до 40 паровозов и столько же тендеров, более двух тысяч вагонов. Мастерские и сами строили вагоны, в том числе и пассажирские. Проект мастерских был по тем временам одним из передовых. Цехи были хорошо оснащены, находились в теплых и вентилируемых помещениях. Все меры были приняты к тому, чтобы здания мастерских изобиловали дневным светом, а темное время - электрическим. Для рабочих были построены столовая, магазин, санчасть со стационаром. Для работы на железной дороге нужны были квалифицированные рабочие и служащие. В 1902 г. в Великих Луках было открыто техническое железнодорожное училище с трехлетним обучением и с обязательной двухгодичной практикой после его окончания. Училище содержалось на средства общего училищного фонда, образуемого обязательными ежегодными взносами из эксплуатационных доходов всех русских железных дорог в размере 15 руб. за каждую версту эксплуатационного пути. Первый выпуск состоялся в 1905 году. Выпускников было 25 человек. Так как первоначально под училище заняли помещение, арендованное у частного лица, весьма тесное и совершенно не удовлетворяющее потребностям учебного дела, то Управлением Московско- Виндавской железной дороги был разработан проект собственного здания училища, для которого Великолукское городское общественное управление безвозмездно уступило участок земли на Подолешенской улице и за полтора года (в те времена умели строить быстро и качественно) двухэтажный дом был возведен. В плане здание имело вид буквы Т. Занятия учебного 1906 -1907 года, по счету пятого со времени утверждения училища, были начаты в новом помещении.
  С. Иванова - младший научный сотрудник Великолукского краеведческого музея.

   Примечание: Статья прислана на наш проект Константином Максимовым (Великие Луки). 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS