Луга -
Скангали
Псков - Нарва Псков - Полоцк Псков - Бологое Псков - Валга Валга - Тарту Тарту - Печоры Бологое - Полоцк Оредеж - Витебск Западная Двина - Посинь Луга - Новгород Новгород - Валдай Чудово - Старая Русса Пыталово - Опочка Печоры - Кудупе Станции Подвижной состав Фалеристика Прогулки автора Нежелезнодорожное |
О рождении железнодорожного узла Великие Луки Н. Казюлин, газета "Великолукская правда", год не известен) "…Железнодорожный узел в
Великих Луках в 1906 году был построен
вопреки воле русского государя -
императора Николая II. А было так. В Петербурге в
августе 1901 года собрались на заседание участники инженерного совета. На него явился
и монарх со своими приближенными. Он объявил им
о своем намерении в следующем году начать
строительство трех дорог. Две из них -в северной части европейской России, третья -Бологое - Полоцк - Седлец- в западной части.
Последняя в отличие от двух первых по воле государя
должна иметь стратегическое значение, отвечать, прежде всего, интересам
военного ведомства. Назвал он и города, через которые пройдет
казенная дорога, а также места пересечений
ее с ранее построенными линиями. Великие Луки почему-то не приглянулись императору.
Предпочтение было отдано
Новосокольникам. Однако царский вариант с Новосокольниками противоречил планам военного
ведомства. Да и сам министр путей сообщения князь М.И. Хилков ратовал за ВеликиеЛуки.
Назревал конфликт. Изыскания уже проводились
от Бологое в великолукском направлении, уже было затрачено немало средств на производство проектной
документации по обустройству новой станции в городе на Ловати.
Решились переубедить царя. В отличие от многих своих преемников из рода
Романовых последний царь Российской империи обладал талантом выслушать собеседника
и не считал себя непогрешимым во всем. Он, хотя и не
без колебаний, разделил точку
зрения министра. Тем не менее, распорядился сделать подробное описание и
провести экономические расчеты на устройство железнодорожной станции
Бологое - Полоцко - Седлецкой
дороги в Великих Луках. Примечание: Статья прислана на наш проект Константином Максимовым (Великие Луки).
Статья в газете "Великолукская правда" (год не известен) Хочу рассказать о первом десятилетии развития железнодорожной станции Великие Луки. В отчете по сооружению Московско-
Виндавской железной
дороги (1905 г.) говорилось: "Правильное коммерческое движение на линиях Москва-
Крейцбург, Туккум- Виндава и Дно- Новосокольники открыто 11
сентября 1901 г." Железнодорожная магистраль связала захолустный городок Псковской губернии с Петербургом, Москвой и портами
Балтийского моря. В путеводителе "От Москвы до Виндавы" издания 1909 г. читаем: станция Великие Луки являлась промежуточную,
которая от соседних отличалась лишь значительно большими размерами пассажирского здания и расположением при ней главных железнодорожных
мастерских. С проведением через г. Великие Луки новой казенной ж.д. ветви Бологое-
Волковыск (от ст. Бологое Николаевской ж.д. до ст. Волковыск
Полеских ж.д.) линия эта составляет часть вновь построенной железнодорожной линии Бологое-
Седлец, сооружение которой закончено
осенью 1906 г.,
станция Великие Луки сделалась узловою станциею двух дорог: Московско-
Виндавской и Николаевской, причем построено взамен старого новое общего
пользования обеих дорог, каменное значительных размеров и красивой архитектуры пассажирское здание с обширными залами для пассажиров.
С постройкой линии Бологое- Седлец кратчайшим путем, а следовательно, и более выгодным для доставки грузов из-за границы в Москву, стал путь
Москва - Великие Луки - Молодечно - Вильно -Вержболово. Первым крупным предприятием города были Главные железнодорожные мастерские,
предназначенные для ремонта подвижного состава пути, также и для производства запасных частей. В год ремонтировалось до 40 паровозов и столько
же тендеров, более двух тысяч вагонов. Мастерские и сами строили вагоны, в том числе и пассажирские. Проект мастерских был по тем временам одним
из передовых. Цехи были хорошо оснащены, находились в теплых и вентилируемых помещениях. Все меры были приняты к тому, чтобы здания
мастерских изобиловали дневным светом, а темное время - электрическим. Для рабочих были построены столовая, магазин, санчасть со стационаром.
Для работы на железной дороге нужны были квалифицированные рабочие и служащие. В 1902 г. в Великих Луках было открыто техническое
железнодорожное училище с трехлетним обучением и с обязательной двухгодичной практикой после его окончания. Училище содержалось на средства
общего училищного фонда, образуемого обязательными ежегодными взносами из эксплуатационных доходов всех русских железных дорог в размере
15 руб. за каждую версту эксплуатационного пути. Первый выпуск состоялся в 1905 году. Выпускников было 25 человек. Так как первоначально под
училище заняли помещение, арендованное у частного лица, весьма тесное и совершенно не удовлетворяющее потребностям учебного дела, то
Управлением Московско- Виндавской железной дороги был разработан проект собственного здания училища, для которого Великолукское городское
общественное управление безвозмездно уступило участок земли на Подолешенской улице и за полтора года (в те времена умели строить быстро и
качественно) двухэтажный дом был возведен. В плане здание имело вид буквы Т. Занятия учебного 1906 -1907 года, по счету пятого со времени
утверждения училища, были начаты в новом помещении. Примечание: Статья прислана на наш проект Константином Максимовым (Великие Луки).
|
[Участки
дорог] [Общая
карта дорог] [Предприятия
и учебные заведения] [Расписания]
[Дороги
узкой колеи] [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное] |