|
телеграфный пост, станция Березки
Псков - Бологое
Псков - Нарва
и Псков - Полоцк
Варшавская дорога
[Историческая справка] [Карты и схемы] [Западная горловина] [Пост ЭЦ] [Грузовой парк] [Восточная горловина]
Находится на 650 километре от
Рыбинска. "Построена станция Березки в 1897 году в числе
первых станций дороги Бологое - Псков" - именно так написано в книге
Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит".
Однако, как справедливо утверждает
Павел Васильков, на карте этой дороги от 1903
года станции Березки нет. В расписании 1903 года никаких станций между
Псковом и Карамышево! По сведениям
от Дмитрия Фокина
станции Березки нет и в расписании на
зиму 1911-12 годов. С точки
зрения нужд Старорусской дороги надобности в ней не было, ведь между
Псковом и довоенной Кеб всего 9 километров. На карте 1903 года есть
телеграфный пост Березки.
На практически идентичной (только демонтирован путь от Березки над Варшавской к вокзалу Псков 1 и станции Псков 2)
схеме 1910 года тоже есть телеграфный пост Березки,
от него уже построен прямой выход к Псковскому вокзалу. Есть и подъездной путь к
керосиновым складам братьев Нобель.
В 1915 году пост Березки - исходная точка
линии Псков - Нарва.
"Комиссией под председательством военного
инженера генерал-лейтенанта барона Роппъ с 30 декабря 1915 года по 12
января 1916 год был произведен осмотр Петроградской сети
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
В Российском государственном архиве в "Отчете осмотра по высочайшему
повелению Военным Инженером генерал-лейтенантом бароном Роппъ Петроградской сети
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги" имеются следующие записи:
"… Наконец,
телеграфный пост Березки ввиду
расположения непосредственно вблизи Псковского узла и в виду примыкания
строящейся линии Псков - Нарва должен был получать значительное развитие с
добавлением 8 новых путей и устройством
тракционных путей у депо. … Вследствие затруднений в получении укладочных
материалов … работы сдерживались".
Далее в разделе об открытии разъездов имеется запись: "…
Станция Березки на 1 января 1916 г. уложено 8
путей". Если до этой записи в Отчете о "Березки" говорится, как о
"телеграфном посте Березки", то в дальнейшем указывается "станция Березки". Из
этого можно предположить, что станция Березки открыта 1 января 1916
года."
Январь 2011 года. Павел Васильков
Т.е. Березки стали станцией уже при строительстве дорог военного
назначения Псков - Нарва и
Псков-Полоцк. Самое раннее упоминание
станции Березки в
расписаниях -
лето 1917 года. Именно сюда заходил поезд Псков - Гдов, здесь менялось
направление движения поезда, перецеплялся паровоз.
В расписании 1922-1923 годов
станция Березки на
участке Псков -
Бологое без указания километра, а на
дороге Псков - Полоцк на 5 километре.
В том же году в расписании поезда на Гдов на расстоянии 1
километра от Пскова появляется станция Псков II.
Одновременно сократились все расстояния на Гдовской дороге на 4-5 километров.
Станции Березки уже на Гдовском направлении нет, т.к. был построен прямой выход
на нынешнюю станцию Запсковье.
Название станции Березки произошло
от одноименных деревни, ручья и имения барона Медема,
почетного гражданина Пскова и его
губернатора в 1911-1916 годах.
В 1941 году станция Березки использовалась для эвакуации населения Пскова.
Оборудование предприятий и материальные
ценности стали вывозить 25 июня, а с 3 июля
стали эвакуировать людей. С 3 по 8 июля из
Пскова было вывезено 1457 вагонов груза,
эвакуировано 45 тысяч людей. Немцами станция
была полностью разрушена.
На карте 1943 года узел на 651 километре Старорусской дороги
и 3 километре дороги Псков - Полоцк.
"На немецкой карте военных лет станция
Березки показана. Есть треугольник за автомобильной дорогой, описанный нами на страничке
остановочного пункта 648 км, а также оба подъездных путей в восточной и западной
горловинах к нефтебазам. Есть и начало дороги на Полоцк, и прямой выход на
Любятово." Алексей Старков. "Забытые крепости ХХ века"
Материалы немецких аэрофотосъемок 1941-1944
годов говорят о следующем: в
восточной горловине станции Березки 3 июля 1941 года были тупиковый
путь, путь к складам, а также дороги на Кеб (Дно) и Приборок (Полоцк).
22 августа 1943 года здесь на
станции Березки два треугольника, причем, большой - двухпутный.
Кроме того, в сторону нынешнего оп 648 км идут два пути. Там, судя по карте,
было примыкание стороны треугольника, однако, по неподтвержденным данным, у
немцев было построено депо, на базе которого впоследствии была создана база
ОПМС-8. В западной
горловине станции Березки 3 июля 1941 года были однопутные пути в
сторону станций Псков-Товарный, Псков-Пассажирский, Гдов и Любятово. Кроме того,
между путями на Гдов и Любятово виден тупиковый путь.
22 августа 1943 года в западной
горловине станции Березки в направлении станций Псков-Товарный,
Псков-Пассажирский и Любятово видим, что проложены вторые пути.
Кроме того, в
западной горловине появился подъездной путь к складам. Он
существует и сейчас. Общий
вид станции Березки 22 августа 1943 года. Полностью фотографии
аэрофотосъемки можно было посмотреть на проекте
www.pobeda-info.ru.
Дежурным по станции Березки работал кавалер
ордена Ленина Пахомов А.И. Крупнейшая в недавнем прошлом сортировочная станция.
В Атласе Главного управления геодезии и
картографии при Совете Министров СССР 1971
года станция Березки
значится в числе линейных, в Атласе 1987
года - в числе прочих. В 90-х годах введена была в строй автоматическая система управления перевозками. Система обеспечила информационный диалог с компьютерными центрами других подразделений, сократила время формирования поездов и
контроля за прохождением грузов.
Как сортировочная станция 1
класса станция Березки
входила в состав Псковского
подотдела в 1996-2000 годах.
Осенью 2000 года станция Березки
фактически сокращена, 200 работников уволены, переведены в Пыталово, Печоры, Псков. Пока сохранены пути, но функции станции переданы станциям Дно и частично -
Псков - Товарный.
2001 год. Псковские Березки, или с чего начинается Родина?
"Родина начинается с границы. На западной границе России растут березки и стоит железнодорожная станция с одноименным названием.
Товарная станция Березки Октябрьской железной дороги десятилетиями исправно выполняла свою основную функцию сортировки грузов. С получением Псковом статуса приграничья нагрузка на станцию по обработке экспортно-импортных грузов возросла, и она без реконструкции справлялась со всеми объемами в установленные сроки, принося немалые доходы в областной бюджет.
Реорганизация на ОЖД повлекла за собой управленческое решение закрыть станцию Березки и переместить погрузочно-разгрузочные работы в западном приграничье на станцию Псков-Товарная. Название непоэтичное, но зато, может быть, решение логичное?
Что ж, судите сами....
В
2001 году станция Березки
якобы закрыта, идут демонтажные работы. Сразу за путепроводом трассы Санкт-Петербург-Киев
в районе двух заброшенных стрелочных
постов сохранилось полотно старой Полоцкой
дороги. Здесь же начинается ветка на
военные склады. Далее до выходного
светофора и последнего стрелочного поста в
2004 году сохранились три пути. В 2005 году
уже два! Один путь превратился в короткий
тупик, а от него проложены два новых пути к
новым складам.
От стрелочного поста еще недавно до 648
километра были тупиковые путизвеносборочнойбазы ОПМС-8. В траве до сих пор проглядываются контуры трех путей
различной длины. Сохранились и столбы освещения. Подробно можно прочитать в
статье об остановке 648 км.
"Хождение
по шпалам". "Аргументы и факты",
№18. 2001 год
В августе 2002 года в целях повышения уровня профессионального мастерства
на станции
Березка был проведен очередной дорожный конкурс машинистов козловых кранов.
Десять лучших крановщиков козловых кранов со
всех механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ дороги съехались в Псков для участия в конкурсе профессионального мастерства. Его организовали специалисты службы грузовой и коммерческой работы.
Крановщица со станции Выборг Н.Солдаткина
стала победителем в общем зачете. А Виктор Васильевич
Петров, работник станции Березка, стал
вторым.
Из газеты "Октябрьская
магистраль".
"Растут объемы переработки" "На 22
процента перевыполнили план погрузки в первую десятидневку марта на станции
Псков. Но, несмотря на напряженный график, задержек в движении поездов не
предвидится. На 22 процента перевыполнили план погрузки в первую десятидневку
марта на станции Псков.
Псковская область не числится в лидерах по уровню экономического развития, поэтому поступление грузов в областном центре - на станции Псков и расположенной в двух километрах
станции Березки - превышает вывоз. Как рассказала заместитель начальника станции по грузовой работе
Светлана Пастушенко, поступают по железной дороге жизненно необходимые псковичам товары: крупа, мука, зерно, корма. В преддверии весеннего сева увеличились поставки топлива сельскохозяйственным предприятиям.
Выгрузка на станции Березки в сутки составляет 27 вагонов против плана в 24. В областной центр также поступает грузов на 35 процентов больше плана. Вывозит область главным образом сырье и материалы - лесные грузы, строительный щебень, однако за последние месяцы в уходящих за границы области грузах увеличилась доля продукции псковских предприятий. Это пенопласт, оборудование в контейнерах. Русский лес идет на экспорт, главным образом в Финляндию. Вывозится также металлолом.
В Березках погрузка составляет 13 вагонов, в Пскове - на три вагона меньше. Темпы грузовой работы не снижались в прошедшие праздничные и выходные дни. Грядущая весна и половодье унесут скопившийся между путями снег, но талая вода не нарушит ритма работы станции.
Электрической централизации стрелочных переводов здесь нет, все стрелки переводят вручную. Так что, может быть, ноги у стрелочниц будут мокрые, но задержек в движении поездов не предвидится."
"Октябрьская магистраль" 13 марта
2003 года.
"Прилегающие перегоны однопутные. Со стороны станции Кеб оборудован автоблокировкой
Со стороны Пскова полуавтоблокировкой. Станция расположена в кривом участке.
Назначение путей:
1,2,4. Главные для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и
нечетных пассажирских и грузовых поездов.
1,2,3,4,5,7. Для приема и отправления
четных и нечетных грузовых поездов.
1с...15с. Сортировочные, отправления, отстоя, накопления вагонов.
Стрелочные переводы нечетного направления нецентрализованные, четного -
централизованные.
16с. Сортировочный.
17с...19с. Для отстоя вагонов.
20с. Погрузочно-выгрузочный.
22,8. Вытяжной.
40,41. Для ремонта вагонов".
"Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002
года, г.Дно".
В апреле 2003 года возросли объемы погрузки
леса на станциях Псковского региона. В Плюссе, Новоселье отправляли
леса в полтора раза больше, чем в соответствующий месяц 2002 года. А в
целом по отделению среднесуточная погрузка лесных грузов увеличилась с 88
до 135 вагонов. В конце апреля руководство отделения провело деловую
встречу с администрацией Псковской области и представителями таможни, где
обсуждалась идея организации крупного лесного терминала на
станции
Березки. (Из газет).
На основании телеграммы ОАО "РЖД" № ФС-1865 от 5 марта 2004 года по согласованию с администрацией Псковской области станция закрыта по знаку "Б" и открыта для работы по знаку "О", т.е. прекращена продажа билетов на пассажирские поезда (закрыта касса). Осуществляется посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.
В Пскове на станции "Березка" 6 вагонов грузового поезда сошли с рельсов. "В пятницу, 11 апреля 2004
года, около 23.00-23.30 часов на станции "Березка"
псковской железной дороги (дословно!) 6 вагонов грузового поезда сошли с рельсов. По свидетельству очевидцев, поезд шел по крайней линии в сторону депо. Груженые металлом вагоны несколько метров проехали по асфальту. На шум выбежали жильцы близлежащих частных домов. Вагоны врезались в железобетонную стену, за которой начинается жилой сектор, и остановились. По счастливой случайности, на месте происшествия не оказалось автомобилей, которые обычно были припаркованы у стены.
Официальные лица данную информацию не подтверждают. В линейном отделе на станции "Псков"
корреспонденту ПАИ сообщили об отсутствии сведений об этом случае. Заместитель начальника по грузовой работе станции "Псков-товарная" отрицает факт происшествия."
15-04-2003 16:02 (Информация Псковского
агентства новостей).
За достигнутые успехи во втором квартале 2005 года и во
исполнение совместного решения руководства Октябрьской железной дороги и
президиума Дорпрофсожа приказом № 323 от 26 июля с.г. награждены дипломами и денежными премиями коллективы семнадцати предприятий магистрали,
в том числе станции Березки.
"Лучшие в первом
квартале" 5 мая 2005 года. Газета "Октябрьская
магистраль".
В 2005-2006 годах у восточной горловины построен нефтяной
терминал. В его интересах проложены два пути на железобетонных шпалах с ручными
дневными стрелками. В 2006 году закуплен тепловоз ТЭМ2-7448, до
этого принадлежащий ТЧ-18 станции Дно.
Весной 2008 года стрелочные посты заново окрашены, а под
навесом терминала за путепроводом 15 марта вместе с тепловозом стоят 4 цистерны
- заработало!
"Определены лучшие предприятия Октябрьской дороги по итогам работы в
третьем квартале. Дипломами и денежными премиями награждены следующие
коллективы: ... станции Берёзки,
станции Псков (в т.ч. АФТО Псков), станции Невель-2 (в т.ч. АФТО Невель),
станции Новгород-на-Волхове (в т.ч. АФТО Новгород-на-Волхове), Великолукской
дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения..."
"Дипломы
и премии" 15 ноября 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"
"Подведены итоги дорожного соревнования за четвёртый
квартал и 2008 год в целом. Лучшими по
итогам 2008 года признаны и награждены дипломами и денежными премиями
коллективы, в т.ч. станции Берёзки, станции Псков (в т. ч. АФТО) и станции
Великие Луки (в т. ч. АФТО)."
20 февраля 2009 года. "Признаны лучшими"
Газета "Октябрьская магистраль"
"Подведены итоги дорожного соревнования за первый квартал
2009 года. За достигнутые успехи в труде приказом начальника ОЖД В. Степова
и председателя Дорпрофсожа В. Белозёрова награждены дипломами с выплатой
денежных премий коллективы: ... станции Берёзки..." "Лучшие в первом квартале".
15 мая 2009 года "Газета "Октябрьская магистраль"
"Совместным решением руководства Октябрьской железной дороги и президиума
Дорпрофсожа по итогам работы во втором квартале 2009 года дипломом за
победу в дорожном соревновании отмечены коллективы следующих предприятий:
станций Берёзки, Псков-товарный,
Новгород-на-Волхове; Бологовской, Псковской, Новосокольнической,
Великолукской дистанции службы пути; Бологовской, Псковской дистанций
электроснабжения; Псковской дистанции сигнализации, централизации и
блокировки... "По итогам второго квартала"
14 августа 2009 года. Газета
"Октябрьская магистраль".
"На западном направлении"
23 апреля 2010 года. Газета"Октябрьская магистраль".
"Избыток парка, дефицит путей".
6 мая 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
Станция Березки входит
в состав станции Псков-Товарный.
Замена второго главного пути на
станции Псков-Пассажирский и капитальный ремонт на перегоне Псков-Пассажирский -
Березки в августе 2012 года.
"Настоящий хозяин" 20
апреля 2012 года.
Газета "Октябрьская магистраль"
о дорожном мастере Валерии Хаткине
"Там, где кончается свет"
22 Марта 2013 года. Источник -
Портал региональных
корпоративных газет
"Восстановительные работы на станции «Березка» подходят к концу". 26 мая
2014 года Источник: Псковская Лента Новостей
Ссылки
О работнице станции
Абрамовой
Татьяне Александровне.
О работнице станции
Калининой
Людмиле Михайловне
О работнице станции
Федоровой
Марии Владимировне
О работнике станции
Бабичеве
Анатолии Павловиче
Прогулка 24 марта 2007 года по маршруту 644 км
- Запсковье.
Юрий Киселев
"Москва - Псков - Москва 16-17 июля 2007
года" Дмитрий Фокин <nikodims@gmail.com>
Опытная путевая машинная
станция №8 Октябрьской железной дороги
Линейный пункт
милиции
|