|
Хождение по шпалам
Областные чиновники и руководители предприятий во властных кабинетах и нагруженные корзинами и баулами селяне на перронах, железнодорожники и пассажиры обсуждают эту реформу: слишком уж неожиданно и болезненно сказалась она на всем, "аукнулась" каждому. До этого мы словно и не подозревали, сколько значат в нашей жизни эти "рельсы в два ряда..."
И, что характерно, во всех официальных и приватных разговорах о грядущих и свершившихся изменениях на железной дороге чаще других звучит такое не вяжущееся с государственным словом "реформа", такое негосударственное: "...удалось договориться...".
Договорись со мной, начальник...
Удалось договориться: все междугородные поезда, как ходили, так и будут ходить (исключение - поезд Санкт-Петербург - Калининград, он теперь не будет ходить через Псков, но это - не следствие реформы, это совсем другая, политическая история...). График движения будет согласован в течение месяца. Расписание несколько меняется, но это делается для блага пассажиров: учитываются различные варианты пересадок и подбираются максимально удобные.
По пригородным поездам: на весенне-летний период сохраняется 35 маршрутов, в том числе из
Пскова на
Торошино и
Лугу, из
Дно на
Старую Руссу, из
Великих Лук
и Новосокольников - в
Полоцк. Сохраняются маршруты, но в расписании возможны изменения и дополнения.
По станции
"Березки": как сортировочная, она, вероятно, работать не будет. Но вопросы по станции сняты не все, идет согласование. Подъездные пути будут сохранены...
Представители областного Собрания депутатов, администрации, псковского отделения
железной дороги встречались с руководством Октябрьской железной дороги и Санкт-Петербург-Витебского ее отделения в Петербурге. Затем начальник Октябрьской железной дороги Г.П.Комаров приезжал в Псков. Результат многодневной совместной работы - ряд договоренностей по наиболее острым вопросам реформирования псковского подразделения дороги: финансовый и человеческий фактор. Питерцы при этом говорят о том, что ни с одной областью они так не работали, хвалят две ветви областной власти за то, что стараются добиться результатов совместными усилиями. Псковичи сдержаны в оценках: договоренности не снимают всех проблем, которые реформа обрушила на небогатую область...
Шок - это по-нашему!
Просто реформа и реформа по-российски - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Взяв на вооружение лихой слоган "Шок - это по нашему", -чиновники наверху чаще всего успевают лишь разрушить то, что было сделано до них, и, не создав взамен ничего, спешат отрапортовать - об очередном этапе очередной реформы. Заваренное наверху расхлебывают на местах, и крайними, в конце концов, все равно остаются рядовые граждане России, во благо которых реформы и были объявлены.
Реформа МПС России (проводится для того, чтобы ликвидировать убыточность отрасли, перевооружить технически, привлечь дополнительные инвестиции и, в конце концов, снизить стоимость железнодорожных перевозок) уже вызвала немало тревог, недоуменных и негативных оценок. Специалистов не может не тревожить, что концепция, по сути, сводится к нескольким положениям.
В первую голову - к приватизации имущества железнодорожного комплекса: создание ОАО "Российские железные дороги", которому отойдет все имущество
госпредприятий и организаций железнодорожного транспорта, выделение дочерних компаний "РЖД", которые в дальнейшем смогут выводить свои капиталы на рынок. Министерство в новой структуре будет выполнять лишь задачи госрегулирования и общего управления. Подразумевает реформа и ликвидацию перекрестного субсидирования грузовых и пассажирских перевозок (компенсировать убыточные пассажирские перевозки будут за счет госбюджета). Критики реформы "ловят" министра путей сообщения Аксененко и разработчиков концепции на противоречиях и умолчаниях, отмечают, что в регионах нет уверенности, что Москва, как это уже бывало в других случаях, и сейчас не заберет себе все деньги железной дороги, не задумываясь о том, с чего, собственно, будут жить, на чем зарабатывать деньги люди на местах.
Постой, паровоз...
Обрушившиеся на область первые признаки реформы вот-вот коснуться каждого - от пенсионера до миллионера. Старики, живущие с пригородных участков, вынуждены приспосабливаться к новым графикам движения пригородных поездов. Псковским предпринимателям в ущерб изменившийся "статус"
станции "Березки" и передача ее функций станциям
Дно и частично
"Псков-Товарная" - теперь нужно значительно больше времени на обработку грузов, в том числе взрыво- и огнеопасных, создающих экологическую опасность в центральном районе города.
Шаг за шагом чиновникам из Питера приходится доказывать: нельзя закрывать небольшие станции:
Абово,
Кузнецовка. Насва в Новосокольническом районе - здесь услугами железнодорожного транспорта регулярно пользуются жители трех волостей, в том числе школьники. Или
Клястица - в 57 километрах от
Невеля-1 -закрой ее, и жители 38 (!) населенных пунктов, более 400 человек, окажутся "отрезанными" от районного центра, потому что автобусного сообщения здесь нет -
нет дорог... Вопрос о судьбах маленьких станций вообще стоит очень остро - зачастую чиновники из столиц закрывают их, даже не известив местные органы исполнительной власти. И приходится доказывать потом, что никак нельзя было закрыть станцию
Невель-1: утеряны рабочие места, парализована доставка сырья и топлива, не отгрузить готовую продукцию.
И чтобы вслед за остановившимся поездом не остановилась жизнь, псковичи едут в Питер, питерские начальники в Псков - идет реформа по-российски, и жизнь в области зависит от умения договориться.
Окончание в следующем номере. (К сожалению,
окончания нет.). Фотографии
из газеты Тепловоз
М62-1806 с пригородным поездом и
неопознанный 2ТЭ116 на станции Псков.
Вагоны поезда Москва-Псков.
"Аргументы и факты." №18, май 2001 года
|