Виндавская дорога
[Историческая справка]
[Карты и схемы] [Фотографии]
525 километр от Москвы. В расписаниях 1903-1917 годов
станции Абово нет. На
карте съемки 1925-28 годов с уточнениями 1931
года показан разъезд Абово.
"Абово. Железнодорожная станция на направлении
Новосокольники - Пустошка. Названа так по деревне Абово, ранее существовавшей в километре к северу от нынешней станции, упоминается в "Списке ВГ" (1906г.) Скорее всего, название отыменное, от сокращенной формы имени "Абакум" ("Аввакум"), на что указывает притяжательный формант -ово." Юрий Алексеев.
Словарь топонимов Новосокольнического района.
На немецких картах 1942 - 1944 годов
станции Абово нет,
т.е. после строительства второго пути надобность в разъезде отпала, и он был
закрыт.
"... На ж.-д. ветке Новосокольники -
Пустошка в районе дер. Борисково
произведено крушение эшелона противника.
20.6 в 2ч. 15 мин. эшелон противника в
количестве 34 вагонов наехал на
установленную мину. Взрывом разбит паровоз,
7 вагонов, в том числе 2 классных с живой
силой, 2 платформы с автомашинами, остальные
вагоны с различным военным грузом слетели с
рельсов. В результате крушения убито около
70 немцев..." (Из отчета штаба
партизанского отряда "Смерть фашизму"
о боевой деятельности за период с 10 июня по 1
июля 1942 года).
"...
Ответственное поручение группа Заритовского выполняла на участке
Новосокольники - Маево. Здесь, в районе
Голубево - Кузнецы, партизаны стали
минировать ж.-д. полотно. Не успели они
полностью закончить минирование, как из
Новосокольников в сцепке проследовали два
паровоза, не заметившие укрывшихся под
откосом наших минеров. После этого
партизаны снова приступили к окончанию
минирования. Было поставлено 16 мин. Когда
заканчивалась установка последних трех мин,
со стороны Маево появился воинский эшелон
противника с живой силой. В эшелоне 43 вагона.
Из вагонов доносились песни немцев. Группа
укрылась в кустах. Эшелон с полного хода
налетел на минное поле около дер. Голубево.
Первые две мины не взорвались, очевидно, не
успели еще перегореть предохранители.
третья мина взорвалась, пропустив паровоз и 7
вагонов. Взрывом из-под восьмого вагона
были выброшены передние колеса. Вагон
ткнулся в шпалы, остальные вагоны в силу
инерции полезли один на другой. 14 вагонов
были разбиты, песни фашистов превратились в
вопль и стоны.
Оторвавшийся паровоз и 7 вагонов,
пройдя 50 метров, налетели на следующую мину,
которая взорвалась под паровозом. Паровоз
сошел с рельсов и прокатился несколько
метров, разрушая полотно. Взрыв причинил
паровозу большие разрушения, особенно в
ходовой части. Из 7 вагонов 2 разлетелись.
Итого в 16 вагонах было убито более 400
гитлеровцев и много ранено.
Вслед за этим эшелоном следовал 2-й
эшелон с воинским грузом. Он наскочил на
первую мину близ деревни Борисково. Мина
взорвалась под паровозом. Взрывом разбило
ходовую часть паровоза и 2 вагона с воинским
грузом. Несколько вагонов сошло с рельсов.
Путь был загроможден.
Через некоторое время после крушения
двух эшелонов со стороны Новосокольников
вышел восстановительный поезд с подъемным
краном на платформе и рабочей командой.
Поезд наткнулся на установленную группой
мину в районе деревни Кузнецы, силой взрыва
которой были разбиты паровоз и платформа с
подъемным краном. Кран сбросило под откос.
Были повреждены и 2 крытых вагона. Среди
рабочей команды есть жертв. (Из докладной
записки секретаря Калининского обкома
комсомола К.Фокина секретарю ЦК ВЛКСМ Н.Михайлову
о героических подвигах комсомольцев-партизан.
11 сентября 1942 года).
Станция Абово появилась
вновь после войны в
связи с принятием решения о невосстановлении двухпутного участка
Себеж -
Великие Луки. Станция Абово показана на картах Калининской дороги 1944
- 1948 годов, права, без указания километра.
В Атласе Главного управления геодезии и
картографии при Совете Министров СССР 1971
года станция Абово значится в числе линейных, в Атласе 1987
года - в числе прочих.
В бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов
станция Абово была промежуточной станцией 5 класса.
Закрыта в 2001 году. По информации
Сергея Крылова, в ноябре 2003 года
станция Абово разобрана.
В 2006 году ходили слухи о переносе остановки с бывшей
станции к переезду на дороге в село Усадище
- поближе к пассажирам.
"...Недалеко от бывшей станции
АБОВО, а именно близ столба 523-524 км, как
сейчас помню, бульдозером разровнена почва. На обратном пути я заметил, что ровняли начиная от проселочной дороги, ведущей на
село Усадище, прямо около переезда. Что бы это значило? Кто-то из пассажиров сказал, что будут делать вторую колею, в чем я сомневаюсь (по-моему это не возможно). Скорее всего разровняли участок земли близ переезда для иных целей. Но каких? Еще я заметил стоящий на площадке старенький бульдозер...
Насчет переноса остановки конкретно ничего
сказать не могу. Поезд "Посинь - Великие Луки" по-прежнему делает остановку в
Абово. Только на ней почему-то никто не выходит. Там от станции пешком до
переезда километр пройти. Безусловно с наступлением зимы бульдозер уберут." 25 августа
2006 года,
Владимир Михайловский
"Так как
это сделано у многих переездов в этих местах, можно предположить, что это
сделано в целях безопасности - для улучшения видимости вблизи переездов".
"Абово, май 2007
года. На 524 километре переезд, от него по северной стороне в
сторону Абово разрытая площадка. Сама станция на 526
километре. Заколоченная "дежурка" и жилая казарма на горе."
8 июня 2010 года здание поста ЭЦ и казарма в порядке. Утром
пассажиров нет, в обед вышла одна пассажирка (ее не пускала в казарму
собака...) и вошел один пассажир. У переезда в деревню Усадище оранжевый
КАМАЗ (путеремонтная машина), а 521-523 километры сплошь в оранжевых куртках
путейцев (выехали на "окно").
В марте 2011 года обнаружено, что здание поста ЭЦ бывшей
станции Абово разобрано.
Расписание пригородных поездов на
станции Пустошка.
Шебзавод,
Лемно,