|
"Наш маленький псковский трамвай мог бы совершенно затеряться на съезде крупнейших трамвайных представителей, но он обратил на себя внимание самой дешевой платой за проезд и незначительным штатом по обслуживанию одного вагона."
Инженер электростанции Кузнецов.
Из доклада на Всесоюзном трамвайном съезде. Ленинград, февраль 1925 года
Конка и трамвай в Пскове
[История трамвая] [Трамвайные
линии и остановки] [Колея] [Подвижной
состав] [Тарифы и окупаемость] [Время
и скорость] [Вопросы, ссылки,
литература]
[ст. Псков - Иркутские казармы]
[Иркутские казармы - Реальное
училище] [Реальное
училище - дом Гессе] [дом
Гессе - Торговая площадь] [Торговая
площадь - Запсковье] [станция
Псков II - Торговая площадь] [Завеличье] В 2008 - 2009 годах на страницах
проекта "Транспорт в России"
Псковскому Трамваю был посвящен форум. Важные моменты с форума помещены на этой
странице и выделены шрифтом синего цвета. Линия на Завеличье
В сентябре 1935 г. началось строительство
новой линии трамвая через мост Красной
Армии (сейчас переименован в Ольгинский) на
Завеличье.
5 августа 1936 года первый вагон
совершил пробный рейс по маршруту до
кожевенного завода "Пролетарий" (после войны при СССР здесь был радиозавод).
У проходной завода было трамвайное
кольцо. Эта линия использовалась и для
доставки грузов к кожевенному заводу.
10 августа линия полностью вступила в
эксплуатацию, а затем трамвай стал ходить и
в другую сторону нынешней улицы Максима Горького - до 1-й Советской
больницы. При этом, если судить по фотографиям 1941 года, на Завеличье был один
маршрут: "Площадь - Советская Больница -
Кожевенный завод - Советская больница -
Площадь."
Одна из остановок была на перекрестке Рижского шоссе и улицы
Интернациональной.
Взорванный мост
Красной Армии в Пскове. Вид с правого берега.
"Рельсы трамвая висят в воздухе". Июль
1941 года. Автор публикации Михаил Тух.
Упавшая после
взрыва в русло подвесная правобережная ферма
моста. "Интересно, рельсы трамвайного
пути, шедшего на Завеличье, так и остались
висеть в воздухе." Июль 1941 года. Автор
публикации Михаил Тух.
Вид на
правобережный устой моста. "Справа Дом
Красной армии. Впереди сгоревшая улица Единства.
Слева дым от сгоревших павильонов рынка на
Советской площади. Фото из
коллекции Вячеслава Волхонского." 15 июля
1941 года. Автор публикации Михаил Тух.
Немцы
осматривают левобережный береговой устой
взорванного моста Красной Армии. 1941 год.
Автор публикации Михаил Тух.
Кадр из
киножурнала "Немецкое еженедельное обозрение №
568 от 23 июля 1941 года. "Перекресток
Рижского шоссе и улицы Интернациональной (ныне
перекресток Рижского проспекта и ул.М.
Горького). Рельсы только в сторону Советской
больницы." 9 июля 1941 года. Автор
публикации Михаил Тух.
Фотография из
альбома солдата немецкой 36-й моторизованной
дивизии. "Тот же перекресток. Справа в
кадре на столбе свидетели довоенной, мирной
жизни: таблички: "Переход", "Берегись трамвая",
"Стой! Не прыгай на ходу". Фото из коллекции
Вячеслава Волхонского." 9 июля 1941 года.
Автор публикации Михаил Тух. Немецкая железнодорожная линия на Завеличье
При отступлении нашими войсками мост был разрушен. Восстановлен
немцами. Одновременно была восстановлена и трамвайная линия, но не для движения
трамваев. Подъездной путь, идущий от станции Псков II до
ТЭЦ был продолжен через Ольгинский мост до станции Полковая.
1942 год.
Восстановленный немцами Ольгинский мост
через Великую. Слева под грузовиком
рельсовый путь.
1943 (?)
год."Это малоформатная фотография, примерно 6х8см. Мне её
продали как немецкую фотографию Пскова времён второй мировой войны. Обратная
сторона чистая, год фотографии точно неизвестен."
Пилецкий П.В.
Вид с Завеличенской линии на
разъезды на Базарной площади. Как
видим, поворот на Завеличье начинался от бывших домов Высоцкого и Александрова.
Судя по всему, немцами линия на Завеличье отремонтирована так, что линия на
Запсковье отрезана. Поэтому версия об использовании линии трамвая для движения паровозов
в сторону Запсковье не состоятельна. К военным объектам в районе нынешнего
мясокомбината немцами была проложена ветка по нынешней улице Линейной от станции
Запсковье.
"Восстановили не трамвайный путь! На немецкой
карте времен войны видно, что немцами был продлен подъездной путь от станции
Псков II к ТЭЦ до станции Полковая. Вот маршрут этой
ветки: мимо церкви Николы со Усохи (ближе к реке, а не по Советской улице, где
была линия трамвая) - через нынешние библиотеку и магазин "Алмаз" на
Советскую улицу - по Советской улице до площади - через Ольгинский мост по
нынешнему Рижскому проспекту до перекрестка с улицей, которая с 1948 года стала
улицей Киселева - от этого перекрестка наискосок к нынешнему мебельному магазину
на перекрестке улиц Розы Люксембург и Народной - по будущей Народной (с 1958
года) улице через Юбилейную по будущему Палкинскому шоссе (сейчас улица
Маргелова) до станции Полковая. Естественно, что это не трамвайный путь."
Алексей Старков - "Забытые крепости ХХ века"
"Вот теперь понятно, почему линия на
фотографии идет с таким радиусом закругления. Для паровозов. Вновь построенная
линия не совпадает с обеими линиями трамвая, рассекает их и идет по левой
стороне улицы Советской (если смотреть от Кремля) вплотную к домам." Юрий
Киселев
1943 (?)
год."Вот еще фото времен
немецкой оккупации. На фото, если присмотреться, видно, как железнодорожный
путь с площади заходит во дворы у старой почты. Телега, которая едет на
фотографа, как раз переезжает через рельсы..."
Laser09
1945 год.
Улица М.И.Калинина. Это не
трамвайный путь, а ветка нормальной колеи
от станции Псков к тепловой электростанции.
Построена была перед войной. Немцами продлена по Ольгинскому мосту до станции
Полковая.
Рельсы в 1945 году, как видим, на месте. Никто их не
демонтировал в годы войны.
По ней еще совсем недавно, в последние годы советской власти, возили
торф. Разобрана ветка
уже в начале 90-х годов ХХ века.
"Потому она и выглядит так хорошо, что немцами
была продлена на Завеличье и использовалась. Но, если она здесь не
разрушена немцами, то может быть на момент освобождения Пскова дорога
сохранилась и на Завеличье?" Юрий
Киселев
|