телеграфный пост, станция Березки

 Псков - Бологое 
  Псков - Нарва и Псков - Полоцк 
  Варшавская дорога 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Западная горловина] [Вокзал] [Жилые дома] [Восточная горловина]

   Находится на 650 километре от Рыбинска. "Построена станция Березки в 1897 году  в числе первых станций  дороги Бологое - Псков" - именно так написано в книге Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит". Однако, как справедливо утверждает Павел Васильков, на карте этой дороги от 1903 года станции Березки нет. В расписании 1903 года никаких станций между Псковом и Карамышево! По сведениям от Дмитрия Фокина станции Березки нет и в расписании на зиму 1911-12 годов.  С точки зрения нужд Старорусской дороги надобности в ней не было, ведь между Псковом и довоенной Кеб всего 9 километров. На карте 1903 года есть телеграфный пост Березки. На практически идентичной (только демонтирован путь от Березки над Варшавской к вокзалу Псков 1 и станции Псков 2) схеме 1910 года тоже есть телеграфный пост Березки, от него уже построен прямой выход к Псковскому вокзалу. Есть и подъездной путь к керосиновым складам братьев Нобель.
  В 1915 году пост Березки - исходная точка линии Псков - Нарва.  
  "Комиссией под председательством военного инженера генерал-лейтенанта барона Роппъ с 30 декабря 1915 года по 12 января 1916 год был произведен осмотр Петроградской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
  В Российском государственном архиве в "Отчете осмотра по высочайшему повелению Военным Инженером генерал-лейтенантом бароном Роппъ Петроградской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги" имеются следующие записи:

  "… Наконец,
телеграфный пост Березки ввиду расположения непосредственно вблизи Псковского узла и в виду примыкания строящейся линии Псков - Нарва должен был получать значительное развитие с добавлением 8 новых путей и устройством тракционных путей у депо. … Вследствие затруднений в получении укладочных материалов … работы сдерживались".
  Далее в разделе об открытии разъездов имеется запись: "…
Станция Березки на 1 января 1916 г. уложено 8 путей". Если до этой записи в Отчете о "Березки" говорится, как о "телеграфном посте Березки", то в дальнейшем указывается "станция Березки". Из этого можно предположить, что станция Березки открыта 1 января 1916 года."
   Январь 2011 года. Павел Васильков

  Т.е.
Березки  стали станцией уже при строительстве дорог военного назначения Псков - Нарва и  Псков-Полоцк. Самое раннее упоминание станции Березки в расписаниях - лето 1917 года. Именно сюда заходил поезд Псков - Гдов, здесь менялось направление движения поезда, перецеплялся паровоз.
   В расписании 1922-1923 годов
станция Березки на участке Псков - Бологое без указания километра, а на дороге Псков - Полоцк на 5 километре.  В том же году в расписании поезда на Гдов на расстоянии 1 километра от Пскова появляется станция Псков II. Одновременно сократились все расстояния на Гдовской дороге на 4-5 километров. Станции Березки уже на Гдовском направлении нет, т.к. был построен прямой выход на нынешнюю станцию Запсковье.
  Название
станции Березки произошло от  одноименных деревни, ручья и имения барона Медема, почетного гражданина Пскова и его губернатора в 1911-1916 годах.
  В 1941 году
станция Березки использовалась для эвакуации населения Пскова. Оборудование предприятий и материальные ценности стали вывозить 25 июня, а с 3 июля стали эвакуировать людей. С 3 по 8 июля из Пскова было вывезено 1457 вагонов груза, эвакуировано 45 тысяч людей. Немцами станция была полностью разрушена.
   На карте 1943 года узел на 651 километре Старорусской дороги и 3 километре дороги Псков - Полоцк.
  "На немецкой карте военных лет станция Березки показана. Есть треугольник за автомобильной дорогой, описанный нами на страничке остановочного пункта 648 км, а также оба подъездных путей в восточной и западной горловинах к нефтебазам. Есть и начало дороги на Полоцк, и прямой выход на Любятово." Алексей Старков. "Забытые крепости ХХ века"
   Материалы немецких аэрофотосъемок 1941-1944 годов говорят о следующем: в восточной горловине станции Березки 3 июля 1941 года были тупиковый путь, путь к складам, а также дороги на Кеб (Дно) и Приборок (Полоцк). 22 августа 1943 года здесь на станции Березки два треугольника, причем, большой - двухпутный. Кроме того, в сторону нынешнего оп 648 км идут два пути. Там, судя по карте, было примыкание стороны треугольника, однако, по неподтвержденным данным, у немцев было построено депо, на базе которого впоследствии была создана база ОПМС-8. В западной горловине станции Березки 3 июля 1941 года были однопутные пути в сторону станций Псков-Товарный, Псков-Пассажирский, Гдов и Любятово. Кроме того, между путями на Гдов и Любятово виден тупиковый путь. 22 августа 1943 года в западной горловине станции Березки в направлении станций Псков-Товарный, Псков-Пассажирский и Любятово видим, что проложены вторые пути. Кроме того, в западной горловине появился подъездной путь к складам. Он существует и сейчас. Общий вид станции Березки 22 августа 1943 года. Полностью фотографии аэрофотосъемки можно было посмотреть на проекте www.pobeda-info.ru.
   Дежурным по
станции Березки работал кавалер ордена Ленина Пахомов А.И. Крупнейшая в недавнем прошлом сортировочная станция. В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года станция Березки значится в числе линейных, в Атласе 1987 года - в числе прочих. В 90-х годах введена была в строй автоматическая система управления перевозками. Система обеспечила информационный диалог с компьютерными центрами других подразделений, сократила время формирования поездов и контроля за прохождением грузов. 
    Как сортировочная станция 1 класса
станция Березки входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах.
  Осенью 2000 года
станция Березки фактически сокращена, 200 работников уволены, переведены в Пыталово, Печоры, Псков. Пока сохранены пути, но функции станции переданы станциям Дно и частично - Псков - Товарный.
  2001 год. Псковские Березки, или с чего начинается Родина?  "Родина начинается с границы. На западной границе России растут березки и стоит железнодорожная станция с одноименным названием. 
  Товарная станция Березки Октябрьской железной дороги десятилетиями исправно выполняла свою основную функцию сортировки грузов. С получением Псковом статуса приграничья нагрузка на станцию по обработке экспортно-импортных грузов возросла, и она без реконструкции справлялась со всеми объемами в установленные сроки, принося немалые доходы в областной бюджет. 
  Реорганизация на ОЖД повлекла за собой управленческое решение закрыть станцию Березки и переместить погрузочно-разгрузочные работы в западном приграничье на станцию Псков-Товарная. Название непоэтичное, но зато, может быть, решение логичное?  Что ж, судите сами....

  В 2001 году станция Березки якобы закрыта, идут демонтажные работы.  Сразу за путепроводом трассы Санкт-Петербург-Киев в районе двух заброшенных стрелочных постов сохранилось полотно старой Полоцкой дороги. Здесь же начинается ветка на военные склады. Далее до выходного светофора и последнего стрелочного поста в 2004 году сохранились три пути. В 2005 году уже два! Один путь превратился в короткий тупик, а от него проложены два новых пути к новым складам.
 От стрелочного поста еще недавно до 648 километра были тупиковые путизвеносборочнойбазы ОПМС-8. В траве до сих пор проглядываются контуры трех путей различной длины. Сохранились и столбы освещения. Подробно можно прочитать в статье об остановке 648 км. 
  "Хождение по шпалам". "Аргументы и факты", №18. 2001 год
  В августе 2002 года в целях повышения уровня профессионального мастерства на станции Березка был проведен очередной дорожный конкурс машинистов козловых кранов.  Десять лучших крановщиков козловых кранов со всех механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ дороги съехались в Псков для участия в конкурсе профессионального мастерства. Его организовали специалисты службы грузовой и коммерческой работы.  Крановщица со станции Выборг Н.Солдаткина  стала победителем в общем зачете. А Виктор Васильевич Петров,  работник  станции Березка, стал  вторым. 
 Из газеты "Октябрьская магистраль".

  "Растут объемы переработки" "На 22 процента перевыполнили план погрузки в первую десятидневку марта на станции Псков. Но, несмотря на напряженный график, задержек в движении поездов не предвидится. На 22 процента перевыполнили план погрузки в первую десятидневку марта на станции Псков. 
    Псковская область не числится в лидерах по уровню экономического развития, поэтому поступление грузов в областном центре - на станции Псков и расположенной в двух километрах станции Березки - превышает вывоз. Как рассказала заместитель начальника станции по грузовой работе Светлана Пастушенко, поступают по железной дороге жизненно необходимые псковичам товары: крупа, мука, зерно, корма. В преддверии весеннего сева увеличились поставки топлива сельскохозяйственным предприятиям. 
  Выгрузка на станции Березки в сутки составляет 27 вагонов против плана в 24. В областной центр также поступает грузов на 35 процентов больше плана. Вывозит область главным образом сырье и материалы - лесные грузы, строительный щебень, однако за последние месяцы в уходящих за границы области грузах увеличилась доля продукции псковских предприятий. Это пенопласт, оборудование в контейнерах. Русский лес идет на экспорт, главным образом в Финляндию. Вывозится также металлолом. 
   В Березках погрузка составляет 13 вагонов, в Пскове - на три вагона меньше. Темпы грузовой работы не снижались в прошедшие праздничные и выходные дни. Грядущая весна и половодье унесут скопившийся между путями снег, но талая вода не нарушит ритма работы станции. 
   Электрической централизации стрелочных переводов здесь нет, все стрелки переводят вручную. Так что, может быть, ноги у стрелочниц будут мокрые, но задержек в движении поездов не предвидится."
  "Октябрьская магистраль" 13 марта 2003 года.

  Схема станции в 2002 году

  "Прилегающие перегоны однопутные. Со стороны станции Кеб оборудован автоблокировкой  Со стороны Пскова полуавтоблокировкой. Станция расположена в кривом участке.  Назначение путей:
  1,2,4. Главные для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  1,2,3,4,5,7. Для приема и  отправления четных и нечетных  грузовых поездов.
  1с...15с.  Сортировочные, отправления, отстоя, накопления вагонов. Стрелочные переводы нечетного направления нецентрализованные, четного - централизованные.
  16с. Сортировочный.
  17с...19с. Для отстоя вагонов.
  20с. Погрузочно-выгрузочный.
  22,8. Вытяжной.
  40,41. Для ремонта вагонов".
  "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно".
   
В апреле 2003 года возросли объемы погрузки леса на станциях Псковского региона. В Плюссе, Новоселье отправляли леса в полтора раза больше, чем в соответствующий месяц 2002 года. А в целом по отделению среднесуточная погрузка лесных грузов увеличилась с 88 до 135 вагонов. В конце апреля руководство отделения провело деловую встречу с администрацией Псковской области и представителями таможни, где обсуждалась идея организации крупного лесного терминала на станции Березки. (Из газет).

  На основании телеграммы ОАО "РЖД" № ФС-1865 от 5 марта 2004 года по согласованию с администрацией Псковской области станция закрыта по знаку "Б" и открыта для работы по знаку "О", т.е. прекращена продажа билетов на пассажирские поезда (закрыта касса). Осуществляется посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся. 
  В Пскове на
станции "Березка" 6 вагонов грузового поезда сошли с рельсов.    "В пятницу, 11 апреля 2004 года, около 23.00-23.30 часов на станции "Березка" псковской железной дороги (дословно!) 6 вагонов грузового поезда сошли с рельсов. По свидетельству очевидцев, поезд шел по крайней линии в сторону депо. Груженые металлом вагоны несколько метров проехали по асфальту. На шум выбежали жильцы близлежащих частных домов. Вагоны врезались в железобетонную стену, за которой начинается жилой сектор, и остановились. По счастливой случайности, на месте происшествия не оказалось автомобилей, которые обычно были припаркованы у стены.
    Официальные лица данную информацию не подтверждают. В линейном отделе на станции "Псков" корреспонденту ПАИ сообщили об отсутствии сведений об этом случае. Заместитель начальника по грузовой работе станции "Псков-товарная" отрицает факт происшествия."
   15-04-2003 16:02 (Информация Псковского агентства новостей).
  
За достигнутые успехи во втором квартале 2005 года и во исполнение совместного решения руководства Октябрьской железной дороги и президиума Дорпрофсожа приказом № 323 от 26 июля с.г. награждены дипломами и денежными премиями коллективы семнадцати предприятий магистрали, в том числе
станции Березки.
  "Лучшие в первом квартале" 5 мая 2005 года. Газета "Октябрьская магистраль".
  В 2005-2006 годах у восточной горловины построен нефтяной терминал. В его интересах проложены два пути на железобетонных шпалах с ручными дневными стрелками. В 2006 году закуплен тепловоз ТЭМ2-7448, до этого принадлежащий ТЧ-18 станции Дно.
  Весной 2008 года стрелочные посты заново окрашены, а под навесом терминала за путепроводом 15 марта вместе с тепловозом стоят 4 цистерны - заработало!
  "Определены лучшие предприятия Октябрьской дороги по итогам работы в третьем квартале. Дипломами и денежными премиями награждены следующие коллективы: ...  станции Берёзки, станции Псков (в т.ч. АФТО Псков), станции Невель-2 (в т.ч. АФТО Невель), станции Новгород-на-Волхове (в т.ч. АФТО Новгород-на-Волхове), Великолукской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения..."
 "Дипломы и премии" 15 ноября 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"
   "Подведены итоги дорожного соревнования за четвёртый квартал и 2008 год в целом. Лучшими по итогам 2008 года признаны и награждены дипломами и денежными премиями коллективы, в т.ч. станции Берёзки, станции Псков (в т. ч. АФТО) и  станции Великие Луки (в т. ч. АФТО)."
  20 февраля  2009 года. "Признаны лучшими" Газета "Октябрьская магистраль"
 
"Подведены итоги дорожного соревнования за первый квартал 2009 года. За достигнутые успехи в труде приказом начальника ОЖД В. Степова и председателя Дорпрофсожа В. Белозёрова награждены дипломами с выплатой денежных премий коллективы: ... станции Берёзки..." "Лучшие в первом квартале". 15 мая 2009 года "Газета "Октябрьская магистраль"
  "Совместным решением руководства Октябрьской железной дороги и президиума Дорпрофсожа по итогам работы во втором квартале 2009 года дипломом за победу в дорожном соревновании отмечены коллективы следующих предприятий: станций Берёзки, Псков-товарный, Новгород-на-Волхове; Бологовской, Псковской, Новосокольнической,  Великолукской дистанции службы пути; Бологовской, Псковской дистанций электроснабжения; Псковской дистанции сигнализации, централизации и блокировки... "По итогам второго квартала"
  14 августа 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль"
.
  "На западном направлении" 23 апреля 2010 года. Газета"Октябрьская магистраль".
  "Избыток парка, дефицит путей". 6 мая 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
Станция Березки входит в состав станции Псков-Товарный.
 
Замена второго главного пути на станции Псков-Пассажирский и капитальный ремонт на перегоне Псков-Пассажирский - Березки в августе 2012 года.
  "Настоящий хозяин" 20 апреля 2012 года. Газета "Октябрьская магистраль" о дорожном мастере Валерии Хаткине
  "Там, где кончается свет" 22 Марта 2013 года. Источник - Портал региональных корпоративных газет
 
"Восстановительные работы на станции «Березка» подходят к концу". 26 мая 2014 года Источник: Псковская Лента Новостей
 

Ссылки

 О работнице станции Абрамовой Татьяне Александровне.  
 О работнице станции Калининой Людмиле Михайловне  
 О работнице станции Федоровой Марии Владимировне  
 О работнике станции Бабичеве Анатолии Павловиче
 Прогулка 24 марта 2007 года по маршруту 644 км - Запсковье. Юрий Киселев
 "Москва - Псков - Москва 16-17 июля 2007 года" Дмитрий Фокин <nikodims@gmail.com> 
 Опытная путевая машинная станция №8 Октябрьской железной дороги
 Линейный пункт милиции
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS