Информация о дорогах узкой колеи

   Здесь  не ставится задача рассказать о всех дорогах узкой колеи. Две дороги имеют свою страничку, о других информации мало. За более подробной информацией отсылаем к Дмитрию Зиновьеву.

ДОРОГА  КИРПИЧНОГО  ЗАВОДА  В  ПСКОВЕ

ДОРОГА  КРИПЕЦКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

ДОРОГА  КАШИНСКОГО КИРПИЧНОГО  ЗАВОДА

ДОРОГА  ПСКОВСКОГО  ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

  Торфопредприятие ликвидировано. Находилось оно возле деревни Белый Мох. В настоящее время только прямолинейность лесных дорог подсказывает, что здесь когда-то была железная дорога. На развалинах ютится лесопилка, да гостят местные байкеры. Но «перспектива» у здешних мест есть- практически решен вопрос о размещении на месте карьера главной городской свалки. В 2008 году заговорили о создании здесь нового городского кладбища.

  Фрагмент карты Псковской области 1992 года, на котором показана эта дорога.

ДОРОГИ  УЗКОЙ  КОЛЕИ  В  ПСКОВЕ,  ПОСТРОЕННЫЕ  НЕМЕЦКИМИ  ВОЙСКАМИ

   По воспоминаниям псковича Ёлкина Николая Михайловича при строительстве укрепленного района в районе Ваулиных Гор немецкими войсками в 1942-1943 году эксплуатировалась узкоколейная дорога от Ваулиных Гор (ныне деревня Ваулино) до бетонного завода в Пскове (в районе нынешнего завода ЖБИ возле моста Александра Невского). На линии работал как минимум один мотовоз. Машинистом был чехословак, который однажды дал даже юному Николаю "порулить" на мотовозе.
  "Что касается узкоколейных дорог в Пскове. На имеющемся фрагменте немецкой карты Пскова военных лет показаны следующие подъездные пути:
 
- дорога, подходящая с севера в район нынешнего ЖБИ (напротив деревни Подвишенье на северном берегу показан овраг)
 - две дороги, выходящие к Великой западнее церкви Петра и Павла на Брезе у моста имени Александра Невского. На современных картах здесь карьеры. Два пути тут же сдваиваются и уходят тоже на север. Севернее карты нет. Вот карта, говорящая за то, что это была дорога нормальной колеи!!!
 - дорога вдоль нынешнего Палкинского шоссе по его западной стороне от нынешней военной КЭЧ (была деревня Подпиралово и, наверное, перегрузка на подъездной путь нормальной колеи Псков II - Полковая) с кольцом в районе нынешнего поворота на цементный завод стройбазы "Полковая"
 - подъездной путь от Морозовской ветки на аэродром. На северной части аэродрома путь заканчивается гребенкой из 4 коротких погрузочно-разгрузочных (?) тупиков
 - подъездной путь, примыкающая к подъездному пути нормальной колеи Псков-Товарный - аэродром и уходящий в сторону станции Псков-Товарный
 - очень короткий путь от станции Псков-Товарный параллельно Морозовской ветке
 - небольшой подъездной путь в южной части аэродрома. Т.е. в интересах летчиков три дороги узкой колеи.
  Итого семь подъездных путей узкой колеи. Карта не ранее 1942 года, так как на фотографиях того года нет на улице Советской подъездного пути Псков II - Полковая. На этой же карте он есть."
Алексей Старков. "Забытые крепости ХХ века"
   Примечание. Известно много железных дорог, построенных немцами во время оккупации нынешней территории Псковской области. И еще больше, неизвестных нам. Автомобилей не хватало, поэтому все перевозилось по железной дороге. Узкоколейки и дороги нормальной европейской колеи строились для подъезда к складам (Дно), при подвозе войск и грузов (Локня, Дедовичи), при строительстве укрепрайонов (Ваулино, Карамышево)... Наибольшее значение имела дорога Дедовичи - Белебелка и далее. Ее разрушила за два месяца специально созданная 13 Ленинградская партизанская бригада. Подвижный состав этих дорог, по всей видимости, был увезен. Только 5 Ленинградская партизанская бригада  в своих отчетах делала различие в колее уничтоженного подвижного состава. 
  " ...Спущено локомотивов на узкоколейных дорогах - 3,... разбито платформ к локомотивам на узкоколейных дорогах - 8..."(Из отчета командования 5ЛПБ о боевых действиях бригады с марта 1943 г. по февраль 1944 г.)
 Эта бригада в этот период воевала на севере нынешней Псковской области, а там нам неизвестны немецкие узкоколейки, кроме лесоперегруза на станции Серебрянка. В отчетах других бригад ( в том числе, и13ЛПБ) различий по колее нет, но слишком часто упоминаются автодрезины.
 

Фотографии

Мост дороги узкой колеи в Спас-Клепиках Рязанской области. Фото 1. Фото 2. Май 2003 года. Фотографии Андрея Кольцова.
Мост дороги узкой колеи над трассой М20 (Е95) в Заплюсье Псковской области. Август 2005 года. Фото 1. Фото 2. Фото 3. Фото 4. Фото 5. Фотографии Юрия Киселева.
Тепловоз ТУ6А-2794, торфопредприятие Заплюсье. 26 июля 2008 года. Фотография Сергея Соколова.
Торфопредприятие в Заплюсье. 26 июля 2008 года. Фотография Сергея Соколова.
Торфопредприятие в Заплюсье. 26 июля 2008 года. Фотография Сергея Соколова.
Узкоколейный паровоз Кп4-447 на платформе 446 25002 на станции Бологое-Московское. 17 мая 2013 года. Фотография Константина Меньшикова.

Железнодорожный музей в Лавассааре и паровоз на вокзале станции Пярну

  По случаю 110-летнего юбилея со дня открытия первой в Эстонии узкоколейной железной дороги Пярну - Валга в 2006 году на месте находившейся в центре города Пярну пассажирской станции установили паровоз №4843, построенный в 1911 году на немецком заводе O. & Koppel, и вагон, построенный в Петербурге на заводе «Артур Коппель» в 1913 году. Паровоз и вагон являются экспонатами железнодорожного музея в Лавассааре, созданного на базе узкоколейной дороги Тоотси - Лавассааре.

ТУ4-800 в Тоотси. 11 августа 2011 года. Фотография Сергея Соколова.
ТУ6Д-0250 на торфопредприи в Лавассааре. 10 августа 2011 года. Фотография Сергея Соколова.
ТУ7Р-0084 в музее в Лавассааре. 10 августа 2011 года. Фотография Сергея Соколова.
Паровоз ВП1-899 в Лавассааре. 10 августа 2011 года. Фотография Сергея Соколова.

Паровоз O&K 4843 - паровоз-памятник в городе Пярну. 4 июля 2014 года. Автор фотографии - Юрий Ганкевич.
Паровоз O&K 4843 - паровоз-памятник в городе Пярну. 4 июля 2014 года. Автор фотографии - Юрий Ганкевич.
Паровоз O&K 4843 - паровоз-памятник в городе Пярну. 4 июля 2014 года. Автор фотографии - Юрий Ганкевич.
Таблички с памятным текстом на паровозе-памятнике в городе Пярну O&K 4843. 4 июля 2014 года. Автор фотографии - Юрий Ганкевич.
Вагон, построенный в Петербурге на заводе «Артур Коппель», на месте бывшей пассажирской станции в Пярну. 4 июля 2014 года. Автор фотографии - Юрий Ганкевич.

 

Полезные ссылки о дорогах узкой колеи

  "На днях завершил поездку по Псковской области, посещены УЖД в Цевло, Городовике, Серёдке, на Псковском кирпичном заводе (разобранная). Подробные описания этих дорог будут не раньше осени. Краткая информация:
  УЖД бывшего торфопредприятия Полистово I, пос. Цевло
    Участок Цевло - Доронин Бор используется для движения съёмных мотодрезин. Все остальные участки разобраны. Никакого подвижного состава, кроме съёмных мотодрезин, не осталось.
   Ранее дорога находилась в муниципальной собственности Бежаницкого района, около 2 лет назад была передана вновь образованному "Бежаницкому ТБЗ" (фактическое строительство торфобрикетного завода не начиналось). Новые владельцы заявляют о намерении произвести капитальный ремонт пути и использовать дорогу для вывоза торфа, но в реальности это едва ли когда-нибудь произойдёт. Скорее всего, новые владельцы разберут дорогу, несмотря на протесты жителей посёлка Цевло (только благодаря им она пока не разобрана).

  Узкоколейная железная дорога бывшего торфопредприятия Полистово II, пос. Городовик
   Сохранился участок Городовик - Сусельница, используется для проезда съёмных мотодрезин. Находится в муниципальной собственности Дедовичского района. Восстановление торфодобычи не планируется. Скорее всего, в близком будущем будет разобрана (пока разобрать дорогу не удаётся из-за протестов жителей Городовика).

  Узкоколейная железная дорога Ершовского торфопредприятия, пос. Серёдка
  Действовала с конца 1980-х годов по 1996 г., затем торфобрикетный завод остановился. До 2006 г. движения практически не было, пути постепенно разбирались. К началу 2006 г. оставалось около 200 метров пути, ни одного локомотива не было.
    Новые владельцы ТБЗ приобрели тепловоз (доставлен осенью 2006 г. из Тёсово II), приобрели рельсы и начали восстанавливать дорогу. На 02.07.2007 уже уложено свыше 3 км пути, строительство продолжается. Осенью планируется запуск брикетного завода."
  С наилучшими пожеланиями, Сергей Болашенко. Июль 2007 года.
http://knigi-sb.narod.ru  

 "Недавно получена информация о существовании ранее "неизвестной" узкоколейной железной дороги на Островском торфопредприятии (пос. Грызавино-2 Островского района Псковской области). Действует ли она сейчас - пока не выяснено...
 
С наилучшими пожеланиями,  Сергей Болашенко. 12 октября 2007 года. http://knigi-sb.narod.ru

  "Еще есть вопрос про торфовозную УЖД в Великих Луках (Майкино). В 1999 году я специально приехал в Майкино и увидел, что железнодорожный путь уже разобран, остались только насыпь и кое-где столбики "С". ТУ4? и несколько вагонов (3 или 4) стояли на рельсах за воротами на территории предприятия.  Интересно, осталось ли что сейчас от этой УЖД?"
   С уважением, Дмитрий  Иванов.<Laser09@yandex.ru>

   По сведениям  с проекта "Русский фортификационный сайт" в годы Первой мировой войны от станции Брянчаниново было начато строительство дороги узкой колеи Брянчаниново - Печки для доставки артиллерийских грузов. Дорога должна была идти (современные названия) вдоль реки Утроя, в районе Лябзы был построен мост. Далее она шла примерно на северо-запад, еще два раза пересекая Утрою и один раз Кухву. Проходила через Ручьи, Раихино, а после Грибули шла на Палкино и далее, видимо, по существующей сейчас автомобильной дороге (или рядом с нею). Васильево огибала со стороны Эстонии, Изборск обходила в версте восточнее (примерно в километре восточнее Изборска насыпь есть), а Новый Изборск в полуверсте западнее, а далее к Печкам опять, по всей видимости, по существующей дороге. Часть узкоколейки была закончена, на части проведены земляные работы, а на части только разбивка. Полностью, скорее всего, ее так и не построили.  На 24 сентября 1915 года на участке (названия 1915 года) Печки - Изборск - Васильево закончили земляные работы на 2-х верстах, заканчивали еще 2 версты и работали на 2-х верстах. На участке Васильево - Шкарино заканчивали изыскания между озером Черным и Шкариным; начали работы у Болотовой. На участке Шкарино - Остров закончили изыскания между Островом и Мочаловой; велись работы между Мочаловой и Шкариным; у Острова на 6 верстах все было готово к началу работ. Строительство вела 2-я рота 3-го Заамурского железнодорожного батальона.

"Малая Южная железная дорога в городе Харьков (Украина)" Декабрь 2009 года. Иван Кравец  

  Узкоколейная дорога от деревни Колосовка до станции Новоизборск 

  "28 ноября в 15.00 в музее-заповеднике "Изборск" (Печорский район, Псковская область) состоится заседание исторического кружка "Изборская пятница", посвящённое теме "Строительство железной дороги. Имение Дерюгиных в деревне Колосовка". Об этом ПАИ сообщили в Государственном комитете Псковской области по культуре. Недалеко от Изборска, в деревне Колосовка, находилось имение семьи Дерюгиных. Владельцы Колосовки решили соединить железнодорожную станцию "Новый Изборск" со своим имением. О том, как это происходило, расскажет научный сотрудник музея Лариса Раудсик."  "Изборскую пятницу" посвятят строительству железной дороги 28 ноября 2008 года. ПАИ 

"Изборяне и их судьбы. Великое богатство - железная дорога" 21 апреля 2006 года. Скан из газеты "Печорская правда" прислал Андрей А.
"Станция Алуксне узкоколейной дороги Гулбене - Алуксне" 8 августа 2015 года. Юрий Ганкевич
"До момента принятия решения о дальнейшей судьбе узкоколейки в деревне Цевло разбирать ее не будут, пообещал Александр Кузнецов" 28 июня 2016 года. Источник -  Псковская Лента Новостей.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS