Выбор направления

   О том, какое это сложное дело, можно посмотреть на примере дороги, которой недавно исполнилось 110 лет

  Линия, о которой пойдёт речь, была призвана соединить Москву с незамерзающим портом на Балтийском море, связать сообщением старинные русские города Волоколамск, Ржев, Великие Луки, полурусскую Митаву (теперь Елгаву). Имела большое значение она и для Прибалтики.

  Интересно, что конечный пункт дороги долгое время менялся. Сначала говорили о станции Штоксмангоф (Стукмани) на Риго-Орловской железной дороге. И именно с неё 12 августа 1897 года проект поступил на рассмотрение Инженерного совета МПС. Затем был выбран другой пункт на той же дороге – Крейцбург (Крустпилс). И только уже затем конечной станцией стали называть порт на Балтике Виндаву (Вентспилс), что дало окончательное название взявшемуся за постройку обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и было зафиксировано в третьем дополнении к его уставу.
  Особенностью новой линии было также то, что от неё предполагалось строительство длинной ветки. Какой? Псковское губернское земство вышло с предложением линии Луга Витебск. В начале 1897-го специальная комиссия рассмотрела этот проект, который общество считало полностью бездоходным. В итоге комиссия отложила его, решив провести ветку от Дно до местечка Сокольники на проектируемой дороге. Эта линия могла дать некоторую выгоду, поскольку соединяла её с принадлежавшей тому же обществу магистралью Бологое Псков. Позже Великолукское городское управление потребовало изменить это направление, чтобы ветка шла не через никому не известные Сокольники, а от Дно на Великие Луки. И с этим обратились прямо к императору. Но и тут общество не пошло навстречу, так как возникало большое отклонение от направления на Витебск. Благодаря этому мы и имеем сейчас крупный Новосокольнический узел.
  Прямолинейность направления была большим козырем общества, ведь предстояло построить более тысячи вёрст пути. Когда городская дума и глава города Белый попросили провести линию через него, МВР не пошла им навстречу из-за удлинения всего маршрута на 30–35 вёрст. Вероятно, из-за этого же не повели линию на Сычёвку, на чём настаивал смоленский губернатор.
  Несколько иначе обстояло дело в Московской губернии. В июне 1897-го Рузская земская управа ходатайствовала о проведении линии через Рузский уезд (Аннино, Булыгино, Рубцов). Чрезвычайное Звенигородское уездное собрание ратовало за направление на Звенигород. Здесь не было большого отклонения от прямого маршрута, но общество сочло, что Волоколамский уезд нуждается в железной дороге больше, чем другие. Интересно, что возникла и обратная ситуация, когда княгиня Е. Шаховская-Глебова-Стрешнева потребовала, чтобы чугунка ни в коем случае не проходила через Покровское – иначе грозилась продать это историческое имение. Но дорогу провели именно в этом месте. Впрочем, впоследствии княгиня, вероятно, поняла, что напрасно опасалась чугунки, и даже приобрела вагон для поездок на юг.
  Пожалуй, можно говорить только об одном значительном изменении маршрута. По первоначальному плану пересечение Московско-Виндавской дороги с Ржево-Вяземской предполагалось около разъезда Рождествено в 14 верстах от южной окраины Ржева. Поэтому Ржевское городское управление и местное земство просили приблизить дорогу к городу. И тут общество согласилось изменить маршрут. Оно даже пошло на новые изыскания и решило пересечь Ржево-Вяземскую линию в пяти верстах от станции Ржев, а между ней и новой станцией построить соединительную ветку. За что и заслужило искреннюю благодарность местных властей.
  Строительство дороги началось весной 1898-го под руководством главного инженера С. Штольцмана. И уже в августе 1900 года началось временное товарное и пассажирское движение. Сначала пошли поезда из Себежа в Крейцбург, в октябре – из Себежа в Пустошку, в декабре – из Ржева в Крейцбург, в конце января 1901-го – из Ржева в Волоколамск, а в июле они уже дошли до Москвы. Вся дорога до Крейцбурга была введена в эксплуатацию 24 сентября. Интересно, что часть пути – от Крейцбурга до Туккума (Тукумс) – была достроена только к ноябрю 1904 года. И только тогда появилась возможность доехать напрямую от Москвы до Балтийского моря.
  30 сентября 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS