Виндавская дорога
[Историческая справка]
[Карты и схемы]
[Западная горловина] [Вокзал]
[Восточная горловина]
616 километр от Москвы или 578 верста
по расписанию лета 1917 года. Станция
Себеж возникла при строительстве Виндавской дороги. Самому городу около 600 лет.
В расписании лета 1903 года станция
Себеж на 578 версте от Москвы
и 166 версте от Крейцбурга, в расписании зимы 1905-1906 годов на
том же расстоянии от Москвы и в 448 верстах от Виндавы. Далее по
расписанию 1903 года Розеновская (603 верста,
сейчас Зилупе),
Люцин (633, сейчас
Лудза),
Режица (655, сейчас
Резекне). В зиму
1905-1906 между Розеновской и
Люцином появилось Пиково.
В 1905 году в Себеже возникла подпольная
революционная организация
железнодорожников и рабочих. Об этом есть
раздел в местном краеведческом музее.
Во время немецкого наступления 1918 года здесь участвовал в боевых действиях
бронепоезд "Себежский".
Позже в районе Опочки он воевал против
внутренней контрреволюции.
Будущий Герой Советского Союза -железнодорожник
Сухобский Николай Феофилович
родился в Себежском районе.
В 1926 году станцию пытались
переименовать именем погибшего дипкурьера
Теодора Нетте.
"Из протокола заседания Президиума
Псковского губисполкома 20 февраля 1926 года:
Слушали: постановление
Себежского уездного съезда Советов о
переименовании станции Себеж именем т.
Нетте.
Постановили: С постановлением Себежского
уездного съезда Советов о переименовании
станции Себеж именем т. Нетте согласиться,
возбудив соответствующее ходатайство
перед Президиумом ЦИК." ( Газета "Вече"
30 марта 2006 года).
На карте 1943 года станция
Себеж Калининской железной
дороги расположена в начале двухпутного участка Себеж - Великие Луки.
С 7 июля 1941 по 17 июля 1944 года станция находилась под
управлением немцев. Практически весь 1943 год
Себежский и Идрицкий районы, за исключением станций Себеж и Идрица, находились под контролем Братского партизанского края, здесь вели рельсовую войну партизаны десяти Калининских бригад. Почитайте
о Себежском железнодорожном
подполье и партизанах.
После войны второй путь не восстановили. На картах 1944 - 1948 годов
станция Себеж находится в 29 километрах от
станции Идрица. И, если в
1945 и 1948 годах она в 26 километрах от станции Зилупе, то в 1944
году Себеж в 23 километрах от станции Себеж -
Зилупе.
В ноябре 1953 года было построено взамен
разрушенного современное здание вокзала. До войны и сразу после до появления
тепловозов было паровозное оборотное депо
и поворотный треугольник. В 80-е годы
удлинены пути.
В Атласе Главного управления геодезии и
картографии при Совете Министров СССР 1971
года станция Себеж значится в числе главных, в Атласе 1987
года - в числе крупных станций. В бытность
Псковского подотдела 1996-2000 годов
станция Себеж была
участковой станцией 2 класса с ручным
управлением стрелками..
В настоящее время
станция Себеж является пограничной. Все составы проходят
здесь таможенный и пограничный досмотр. В
2002 году в сутки здесь проходят 12 пар
грузовых и 6 пар пассажирских поездов. Здесь
производится пересменка грузовых и
пассажирских локомотивных бригад, есть дом
отдыха локомотивных бригад. Этот участок
ходит в перспективных, здесь идет
интенсивное строительство. Сдан в
эксплуатацию пост ЭЦ, достраивается
служебно-бытовой корпус, возводится пункт
технического осмотра. Есть ПТО и
специализированный ремонтный путь от вагонного
депо Новосокольники. Были
железнодорожные магазин и столовая
Великолукского ОРСа. На станции была техническая библиотека, в 2007 году
ее уже нет.
Существует бывшая железнодорожная
основная общеобразовательная школа №104. Адрес
- ул. Кирова, д.20.
В мае 2002 года на станции Себеж
побывали начальник дороги Г. Комаров,
начальник Санкт- Петербург- Витебского
отделения А. Краснощек, заместитель
начальника службы СЦБ В. Лукъянов,
руководители локомотивной, вагонной служб
и службы перевозок. Обсуждались проблемы
взаимодействия с пограничниками и таможней,
а также судьба станции Посинь. Из газеты
"Октябрьская магистраль".
Август 2002 года. Продолжаются работы по оборудованию
железнодорожных пограничных станций
Псковских железных дорог. В конце сентября на станции Себеж запланирована сдача в эксплуатацию административно-бытового корпуса.
Из газеты "Октябрьская магистраль".
"Заканчивается строительство административно-бытового корпуса на
станции
Себеж. В соответствии с новой программой ускоренного развития межгосударственных
пограничных переходов, принятой в июне Октябрьской дорогой, строительные работы на стыках интенсифицировались. Для
передачи 11-12 пар поездов на Латвийскую дорогу через переход Себеж - Посинь необходимо внедрение современных автоматизированных
систем контроля поездов и вагонов, передачи данных.
В четной горловине станции такая система - АСКОПВ - уже установлена, рабочее место приемосдатчика оборудовано соответствующим АРМом.
Работы планируют закончить в октябре 2002
года ,
хотя ранее планировали в сентябре. Параллельно ведутся работы и на строительстве площадки для текущего отцепочного ремонта подвижного состава. Ежедневно из экспортных составов,
прибывающих в Себеж, приходится отцеплять по 3-4 вагона по техническим неисправностям, и не каждая неисправность поддается устранению на месте,
что-то отсылается в депо Великие Луки. После окончания строительства специализированной площадки ремонтные
возможности вагонников увеличатся. На следующий год в Себеже планируются сооружение контейнерной площадки, установка большегрузного крана для обеспечения выборочного досмотра
контейнеров. Пограничный переход, рассчитанный на пропуск 12 пар поездов после завершения реконструкции, будет
способен перерабатывать пятнадцать". Из
газеты "Октябрьская магистраль".
С 15 ноября 2002 года в среднем на четыре процента снижена стоимость проезда в фирменном поезде "Латвия" сообщением Москва-Рига.
Такое решение принято Латвийской железной дорогой. Этот поезд имеет несколько остановок на Октябрьской дороге, в том числе во Ржеве, Великих Луках и Себеже. Из газеты "Октябрьская
магистраль".
"На Октябрьской железной дороге идет комиссионный осмотр хозяйств по подготовке к работе в летний период, который проводится специалистами во главе с начальником дороги В.Степовым. …В.Степов побывал также на
станции Себеж на границе с Латвией. За последний год здесь были внедрены новые технологии, позволяющие значительно повысить эффективность совместной работы железнодорожников и пограничников. В частности, была установлена система промышленного телевидения для осмотра поездов у погранперехода. Комиссия отметила улучшение обслуживания пассажиров: в здании вокзала установлены новые билетные кассы, внедрена современная техника для таможенного досмотра, близится к завершению реконструкция здания вокзала.
15 мая 2004 года "От границы до границы"
А.МСТИНСКИЙ. Газета "Октябрьская
магистраль"
Впечатления мая
2004 года. "Шесть приемоотправочных путей за
забором забиты грузовыми составами, на двух
погрузочно-разгрузочных вне забора
осуществляется погрузка леса. Вокзал
усердно ремонтируется: внутренняя
перепланировка, крыша под еврочерепицей,
замена оконных блоков. Много новых зданий
еще недостроенных и без табличек. Только
новое здание почты с табличкой, но не
работает. Много и старых, заколоченных, и
тоже без табличек. Над горке дом отдыха
локомотивных бригад, только что после
ремонта. Территория станции огорожена
сетчатым забором. Слева от вокзала домик
багажного отделения - его не ремонтируют. На
платформу здесь поднимаются - две ступеньки.
Они появились после подъема платформы. Над станцией возвышается неработающий
железнодорожный кран.
Интересна смена локомотивов пассажирских поездов (грузовые, как я понял,
меняются в Резекне). Если еще летом 2003 года ТЭП70
приходил с №6501 в 12.30 и уходил в 14.58 с №6502,
то теперь он приходит из Посини с №6502 и
отцепляется. Вместо него впрягается
отдохнувший ТЭП70 с "единицы". А
тепловозу с №6501 теперь стоять до 3.22, чтобы
забрать №6506. Именно поэтому с поездами №№
6501 и 6506 иногда ходит М62 или 2М62, а с №№ 6502 и
6505 только ТЭПы, так как им тянуть и скорые. Привожу
расписание,
помещенное в
окошке кассы."
Юрий Киселев.
"На пограничной
станции Себеж введена в постоянную эксплуатацию система теленаблюдения "Обзор", которая позволяет сократить время, затрачиваемое на досмотр поездов сотрудниками пограничной и таможенной служб. Соответственно ускоряется пропуск составов станцией.
Через Себеж проходит по 14-15 пар грузовых поездов в сутки. Камеры промышленного телевидения ведут наблюдение за вагонами, передавая изображение на экран монитора. В случае, если кто-то к вагонам приближается, в автоматическом режиме включается видеозапись. Если раньше на станции приходилось выставлять охрану из нескольких пограничников, то сейчас ситуацию контролирует всего один человек - диспетчер, наблюдающий за сохранностью грузов с помощью телекамер.
На досмотр каждого пропускаемого через станцию Себеж состава затрачивается теперь в среднем на полчаса меньше времени, чем прежде.
И.СЕРЕГИНА
Обзор" ускорил досмотр. газета "Октябрьская
магистраль" 24 июля 2004 года
"На развитие железнодорожной станции «Себеж» в 2005 году выделено 65 млн. рублей"
27 июля 2005 года. Псковское агентство
информации.
"Новости ОЖД"
28 июля 2005 года. Газета "Октябрьская магистраль"
"Строительный год - на
исходе" 17
декабря 2005 года. Газета "Октябрьская магистраль"
"По высшему разряду"
20 мая 2006 года. Газета "Октябрьская магистраль"
о ПТО станции Себеж.
"Подведены итоги дорожного соревнования за четвертый квартал и 2006
год. Во исполнение совместного решения руководства Октябрьской железной дороги и
президиума Дорпрофсожа за достигнутые успехи в труде дипломами и денежными
премиями награждены следующие коллективы:
За четвертый квартал 2006 года:...-