|
Бронепоезда на Псковских Железных Дорогах
Когда в 1917
году Председатель Временного правительства
Керенский А. Ф. бежал в Псков к генералу
Краснову, у того, кроме всего прочего был один
бронепоезд. Краснов был разбит под Пулковым, судьба бронепоезда неизвестна.
25 февраля 1918 года немцы захватили Псков под прикрытием бронепоезда.
При
обороне Пскова участвовал в боевых действиях Первый революционный
бронепоезд, который входил в состав
Псковского отряда. 27 февраля бронепоезд т.
Зенкевича был на станции Торошино. Кстати , когда в 1970 году снимали фильм «Красная площадь» об этих
событиях, то был изготовлен бронепоезд покруче исторического. Вот только
снимали не под Псковом, а в Латвии. В
1918-1919 в Великих Луках, куда временно переносился центр губернии,
рабочие завода формировали бронепоезда и бронелетучки. Так, с 15 мая
по 18 июня 1918 здесь был сформирован бронепоезд в 50 человек, переданный
в Псковскую дивизию.
Бронепоезд №17«Себежский» был построен за 6 суток в Великих Луках. Он
состоял из двух четырехосных платформ с откидными бортами. Вооружение:
3- дюймовое орудие и пулеметы. Первый бой у города Себеж. Командирами
на нем были Е.У. Полетаев, Павел Буре, комиссарами- А.Ф. Рогачев,
М.П. Моисеев. Позже бронепоезд участвовал в подавлении контрреволюционных
выступлений в Опочке. В этом уезде белолатышские войска пытались
перерезать шоссе Петроград- Киев и
Псковско- Полоцкую железную дорогу. В 1920 году бронепоезд расформирован под Брянском.
В 1918 году к началу октябрьского наступления на Петроград Северо-
Западная армия белых под командованием Юденича имела 4 бронепоезда ( в т.ч. легкие
"Псковитянин" и "Талабчанин", экипажи которых состояли
из жителей Пскова и Талабских* островов), кадр железнодорожного батальона
и бригаду по эксплуатации железных дорог .
О строительстве бронепоездов (например,
№213 "Вихрь") и бронелетучки в
депо Дно читайте
здесь.
В ноябре 1918 года при
освобождении Пскова нашим войскам бронепоезд под командованием С.П.
Волкова, который своим огнем подавил артиллерийскую батарею противника
в районе псковского пригорода Кресты.
24 мая 1919 красные отступали через железнодорожный мост, и
у них был бронепоезд.
В сентябре- октябре 1919 года при наступлении на Петроград Западная
Добровольческая армия белых имела в своем составе три бронепоезда.
Им противостояли три бронепоезда большевиков. 29 сентября части белых
вышли к станции Струги Белая и перерезали железную дорогу на Петроград.
В 1919 году красные освободили станцию при поддержке бронепоезда
(бронелетучки) и переименовали станцию на свой лад- Струги Красные.
В августе 1919 года эта бронелетучка под командованием
Г. Томчука
участвовала в освобождении Пскова от войск Булак- Балаховича.
В боевых действиях на Псковщине два
месяца участвовал питерский
бронепоезд №6 «Путиловцы» имени тов.
Ленина, где комиссаром был Иван Газа, а
командиром- Авраалий Шмай. Это наиболее
известный бронепоезд Красной Армии,
главным образом из-за своего
бронепаровоза. В марте 1919 года ему
понадобился ремонт орудий на
Путиловском заводе. После ремонта
он и "задержался" на Псковском
участке Северо-Западного фронта. Известна
фотография этого бронепоезда на станции Карамышево.
По некоторым данным, был в Пскове и
бронепоезд «Туча». В железнодорожном музее есть фотография команды возле
Псковского вокзала.
"В ноябре 1918 года при наступлении на Псков Южная группа 7 армии красных имела легкий (слабый) бронепоезд
«Красный финляндец», Северная же армия (т.е. Псковский отдельный добровольческий корпус) имела только команду бронепоезда без самого бронепоезда.
В мае1919 года между станциями Низы и Гдов курсировали три бронированных советских поезда (№49 и 26).
23 августа 1919 года по приказу Юденича во Псков прибыла карательная экспедиция под командованием Б.С.Пермыкина, которая имела три бронированных поезда."
(Николай Корнатовский «Борьба за красный Петроград» 1929 год.)
В 20-30 годах по приграничной дороге Гдов- Полоцк патрулировали бронепоезда войск НКВД по охране границ. Незаконные военные формирования бродили в тех местах до 1926 года. Известен
бронепоезд “Стерегущий”,
контролировавший железные дороги в зоне
ответственности Псковского пограничного
отряда.
23 июня 1941 года бронепоезд №51 внутренних войск НКВД прибыл в Псков. 21 июля поддерживал наступление наших частей в районе станции Плюсса, артиллерийским огнем уничтожил три танка и две минометные батареи. Огнем счетверенной зенитно-пулеметной установки сбил самолет Ю-88, который с экипажем сгорел. 22 июля поддерживал действия 177 стрелковой дивизии восточнее станций Плюсса, Серебрянка. Подавил артиллерийскую и минометную батареи. 23 июля поддерживал огнем 3 мотострелковый полк в районе станции Серебрянка, уничтожил 15 автомашин с пехотой и командный пункт противника. 24 июля в том же районе уничтожил почти роту пехоты.
26 июля после шестидневных боев противник прекратил атаки на оборону 3 полка в районе станции Плюсса и приступил к перегруппировке своих сил.
Бронепоезд №51 оставил здесь самоходную бронеплощадку (мотоброневагон) под командованием младшего лейтенанта С.В. Гребенюка, сам ушел на соседнюю станцию за пополнением боеприпасов. В 18 часов 40 минут мотопехота врага неожиданно атаковала мотоброневагон. Но экипаж не растерялся. Артиллерийским огнем он уничтожил четыре танка и десять автомобилей. Атака была отбита… младший лейтенант С.В. Гребенюк награжден орденом Ленина, наводчик Я.П. Володин и корректировщик М.Н. Шистеров- орденами Красного Знамени.
Материальная часть бронепоезда №51 состояла из небронированного паровоза, двух мотоброневагонов, шести контрольных платформ, одной бронемашины с пушкой и ручным пулеметом. Всего имелось шесть 76- миллиметровых орудий, 12 пулеметов и три зенитки.
…Командиром бронепоезда был Я.С. Грушелевский, комиссаром- Н.Д. Неделя. Бронепоезд №51 погиб 24 октября 1941 года при обороне Тихвина. Яков Саввич Грушелевский родился в 1902 году на Украине. С 1932 года командир бронепоезда войск НКВД по охране железных дорог. Весной 1942 года 31 Особый
Горьковский дивизион бронепоездов под командованием Грушелевского прибыл в Тулу для поддержки 3 армии. В состав дивизиона входили бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец». 12 мая 1942 года майор Грушелевский погиб на станции Чернь ( Тульская область).
29 декабря 1942 года на станцию Великополье в распоряжение командующего 3 ударной армии были переброшены 57 и 62 (бронепоезда №№ 686, 701,653) дивизионы бронепоездов. Предстояли бои за Великие Луки.
Треугольник Великие Луки- Невель- Новосокольники был связующим звеном между Демьянской и Ржевской группировками фашистов. Железная дорога Витебск- Дно снабжала группировку «Север». Великолукское сражение длилось 48 дней. Немцы потеряли 60 тысяч убитыми, 279 танков и бронемашин, 881 орудие, 63 самолета.
В сентябре 1943 года на Невельском направлении действовала группа в составе 56,57 и 62 ОДБП. Командиром объединенной группы был командир 62 ОДБП подполковник И.З.Алхазашвили.16 сентября были начаты работы по восстановлению участка Чернозем- Дубовая Грива. С 7 по 17 октября 1943 года бронепоезда поддерживали наступление 1319 полка 185 стрелковой дивизии. В районе станции Опухлики действовали
№ 653 «Мичуринец» 62 ОДБП и №750 56 ОДБП.
В боях за освобождение Новосокольников в январе 1944 года участвовали бронепоезда
№653 и №701 62 ОДБП. Новосокольники были освобождены 29 января .3 февраля приказом Верховного Главнокомандующего 62 ОДБП было присвоено почетное наименование «Новосокольнический».
С осени 1943 года до лета 1944 здесь в районе станции Клястица дислоцировался 60 отдельный дивизион бронепоездов («Салават Юлаев», «Уфа»). Он участвовал в боях за город Полоцк, который был освобожден 4 июля.
В 945 году в депо Новосокольники ремонтировалась железнодорожная техника, в том числе бронепаровоз
бронепоезда «Александр Невский».
Во время оккупации на местных дорогах отмечены перемещения и немецких
бронепоездов. 3 сентября 1941 года после перешивки Варшавской дороги в
Пскове появился немецкий бронепоезд 18 армии
Panzerzug 6 колеи 1435 мм. Вначале он патрулировал так
называемую "Зеленую линию" - дорогу на Дно. С декабря 1941 года до
мая 1942 года он патрулировал дорогу Дно- Новгород, потом после
тяжелых повреждений ушел в ремонт.
Panzerzug
3 зимой 1941-42 годов патрулировал в районе Невеля, а в мае
1942 года подорвался на мине.
Panzerzug
26 16 армии вначале был советской колеи, в июне 1941 года появился
в районе Идрицы, потом прибыл в Новосокольники. Всю зиму
патрулировал участок Новосокольники- Дно. В апреле 1942 года был
переделан на европейскую колею. В мае 1942 года убыл в район
Старой Руссы. Бронепоезд еще дважды побывал на Псковских дорогах:
в мае 1944 года - в районе Невеля, а в июле 1944 - на дороге Полоцк- Идрица.
Panzerzug
30 той же 16 армии и тоже советской колеи уже летом 1941 года
появился в Пскове. Продолжительное время он патрулировал дорогу на
Лугу. С марта по осень 1942 года он находился на участке Невель-
Великие Луки, после чего убыл в район Гатчины.
Дислоцированная в Острове
немецкая дивизия имела в своем
составе бронепоезд. О его наличии
сообщила группа Назаровой -
Филипповой.
О составе и вооружении одного из
импровизированных немецких "бронепоездов",
курсировавших на перегоне
Зилупе - Себеж.
О действиях партизан против немецких бронепоездов
можно почитать в разделе
«Партизаны на
Псковских железных дорогах».
После войны некоторое время на станции Псков стоял
"бронепоезд на запасном пути". *Талабские острова сейчас переименованы в честь утопленных рыбаками комиссаров
в острова Залита и Белова. Признателен Н.А. Горбачеву за любезно предоставленные материалы. Буду благодарен за дополнения.
Литература. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф.
Сидоров. "Бронепоезда в Великой
Отечественной войне 1941-1945". Москва. "Транспорт",1992
год.
Ссылки
"Сухопутные
броненосцы" на Псковщине. "Псковские
хроники", №8 (18) 2000 год.
"Был такой
бронепоезд: "Александр Невский".
5 апреля 1999 года.
"Псковская
энциклопедия" 2003 года о
бронепоезде "Себежский"
О
бронепоезде "Великолукский"
в книге Владимира Ипатова.
О судьбе двух псковичей, проходивших службу на
бронепоезде "Псковитянин".
"Себеж" Путеводитель. Лениздат,
1973 год. Сканировал для проекта Виталий Рычков.
Фотографии
Бронепоезд №6 "Путиловцы" имени тов. Ленина на станции Карамышево летом 1919 года.
Личный состав
бронепоезда "Буря". "Псковские
хроники", №8 (18) 2000 год.
Личный состав
бронепоезда "Буря" на станции Псков в 1922 году.
|