В.И. Миронов
Маршрут длиной в 100 лет

[Назад]  [Оглавление]  [Вперед]

6. ОКТЯБРЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

   В АВГУСТЕ 1917 года царский генерал Корнилов возглавил контрреволюционный заговор и начал собирать и отправлять войска для удара по Петрограду с целью подавить революцию н установить диктатуру. Коммунисты паровозного депо В. А. Хвалынский, И. И. Богданов, П. В. Сухарев и другие железнодорожники приняли все меры к тому. чтобы задержать войска, не пропустить их в Петроград. Они вели пропаганду среди солдат и казаков -горцев, всячески препятствовали продвижению эшелонов. Машинисты и их помощники просто не являлись на работу. На вокзале станции Дно был организован митинг солдат и казаков, на котором принята резолюция: не помогать Корнилову, а ехать по домам. Так, благодаря активности большевиков и рабочих депо, дновские железнодорожники внесли достойный вклад в общее дело по ликвидации мятежа.

    Не забыты и свои внутренние проблемы. Легальная партийная ячейка РСДРП(б) проводит в коллективе важнейшую работу по очистке трудовых рядов от царских сатрапов. И дело не ограничивается одними разговорами. Так. в июне 1917 года рабочими депо был вывезен за ворота на грязной тачке старший мастер Мартус. Он получил по заслугам за грубость, обсчеты и обман рабочих...

   В годы гражданской войны и иностранной интервенции коллектив депо под руководством коммунистов партячейки принимает самое активное участие в борьбе со всеми врагами Родины. За свободу и независимость молодой Советской республики. В сентябре 1919 года рабочие депо своими силами изготовили первый бронепоезд, которому были присвоены № 213 и название "Вихрь". Этот бронепоезд участвовал в разгроме немцев под городом Псковом. В составе его команды ушли тогда на фронт машинисты Чикирисов, Левин, помощник машиниста Шабанов, секретарь партячейки Токолошкин, рабочие Штабель, Козырев, Бродов и другие. Ранее сформированный отряд из рабочих для охраны складов, телеграфа и коммуникаций станции Дно тоже был направлен на фронт для борьбы с немецкими оккупантами. Бойцы отряда приняли участие в военных действиях под общим командованием Александра Ивановича Черепанова у деревни Большое Лопатино на реке Череха, неподалеку от Пскова.

   А всего было построено два бронепоезда и одна бронелетучка. Под эту бронелетучку приспособлен обыкновенный товарный вагон, только обшитый рельсовыми прокладками и листами железа, в которых устроены амбразуры для пулеметов. Отряд рабочих под руководством В. А. Хвалынского и И. И. Богданова на своей бронелетучке с паровозом РП 528, который водил машинист А. Суворов, неоднократно выезжали на станции Чихачево, Дедовичи, Волот для ликвидации банд "зеленых" и других пособников контрреволюции.

    Иностранная военная интервенция и гражданская война наносили огромный ущерб народному хозяйству и железнодорожному транспорту. На территории депо скопилось целое кладбище неисправных паровозов, в которых молодая страна очень нуждалась. По инициативе коммунистов и передовых рабочих 25 июня 1919 года в коллективе состоялся первый коммунистический субботник, в ходе которого сверхурочно были отремонтированы пять паровозов. С тех пор это стало славной традицией дновских железнодорожников.

  В делах и начинаниях старших товарищей всегда принимала участие и молодежь. Им нужна была своя единая организация, чтобы сообща решать самые насущные вопросы. И 26 апреля 1919 года можно по праву считать днем рождения комсомольской организации депо. Молодой питерский рабочий Алексей Богданов создал инициативную группу, в состав которой вошли: Василий Матвеев, Серафим Ильинский, Аркадий Филимонов, Александр Кован, Александр Захаров и другие. Организованно прошел прием в комсомольские ряды. Первыми комсомольцами стали молодые "паровозники" Митя Устинов, Коля Самойлов, Ваня Агафонов, Саша Кочетков и их сверстники.

  Летом 1919 года по призыву партии и комсомола рабочие паровозного депо добровольно ушли на фронт для борьбы с Колчаком и Деникиным. Среди них были комсомольцы-добровольцы Леонид Матюшин, Иван Богданов, Иван Балашов и другие. Много героических подвигов совершила наша дновская молодежь не только на фронтах гражданской войны, но и в частях особого назначения. Они вели борьбу с кулацкими и контрреволюционными бандами, охраняли материальные склады, собирали оружие, организовывали и проводили так называемую трудовую повинность, собирала налоги у населения.

   В 1918—1920 года молодая страна Советов испытывала большие трудности в снабжении Красной Армии и рабочих продовольствием. И коллектив паровозного депо под руководством партийной организации собирал и формировал вооруженные "хлебные маршруты" и отправлял их в Сибирь, Среднюю Азию и другие особо бедственные районы страны. Многие рабочие депо погибли от рук кулаков и врагов Советской власти в борьбе за снабжение страны хлебом и продовольствием. Среди них были слесари депо А. Чернов, А. Кочетков, машинист Н. Давыдов, помощник машиниста П. Версон и другие.

  В эти годы, как и по всей стране, в Дно хозяйничала разруха... Положение усугубил пожар, который запомнился многим. В ночь на 3 октября 1922 года загорелся дом купца- непмана Кляра. Ветер подхватывал огненных "галок" и бросал на крыши соседних домов. Далее события развивались с непредсказуемыми последствиями. Так как несчастье произошло ближе к рассвету, никто из людей в огне не погиб, но крова лишились сотни дновских жителей. Пожаром были охвачены целые улицы деревянных домов, ни к чему нельзя было подступиться. Люди выводили детей, стариков подальше от опасных мест, выносили скарб, домашние вещи, все, что еще можно было спасти.

   Станция запросила помощи. К месту происшествия в срочном порядке стали прибывать пожарные поезда из Пскова, Петрограда, Бологое. Пожар тушили в течение трех дней. Пострадавшие селились в землянках, вагонах, теплушках. Многих приняли соседние деревни...

   Нужны были экстренные меры по ликвидации последствий пожара, а главное - обеспечить людей жильем. Самое активное содействие этому оказал начальник Северо-Западной железной дороги Степан Терентьевич Ковылкин—участник двух революций, умелый организатор транспортного производства, просто замечательный человек.

   Он лично занимался вопросами строительства жилых объектов в новом поселке железнодорожников, участвовал в проектировании домов, искал и находил все необходимые материалы и рабочую силу. В результате за короткий срок (чуть больше года) поселок для дновских железнодорожников был построен. В знак благодарности и признательности местный Совет принял специальное решение об установке памятной арки (напротив железнодорожной пожарной части). Поселку присвоили имя Степана Терентьевича Ковылкина.

   После фашистской оккупации от поселка Ковылкина осталось всего несколько домов, чудом уцелевших. Но сохранилась и память в сердцах людей старшего поколения. А былое имеет свойство возвращаться к людям, хотя и в обновленном качестве.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS