Луга -
Скангали
Псков - Нарва Псков - Полоцк Псков - Бологое Псков - Валга Валга - Тарту Тарту - Печоры Бологое - Полоцк Оредеж - Витебск Западная Двина - Посинь Луга - Новгород Новгород - Валдай Чудово - Старая Русса Пыталово - Опочка Печоры - Кудупе Станции Подвижной состав Фалеристика Прогулки автора Нежелезнодорожное |
В.И. Миронов Маршрут длиной в 100 лет [Назад] [Оглавление] [Вперед] В 1921 году накануне окончания гражданской войны молодая Советская республика остро ощущала недостаток в паровозах и подвижном составе. И здесь была проявлена ленинская забота о железнодорожном транспорте. По инициативе В. И. Ленина заключено торговое соглашение со Швецией о поставке 1000 паровозов серии ЭШ для страны Советов. В 1922 году в наше депо начали прибывать первые паровозы этой серии. После окончания гражданской войны и иностранной интервенции работники дновского узла и паровозного депо, продолжая славные революционные и трудовые традиции, принимали активное участие в восстановлении железнодорожного транспорта и строительстве социализма, выдвигая из своей среды лучших представителей рабочего класса на ответственные государственные участки. Василий Арсентьевич Хвалынский находился на руководящих постах железнодорожного транспорта более полувека, Иван Иванович Богданов долгое время работал начальником материально-технического снабжения дороги, Анна Николаевна Моисеева (Емельянова) была ответственным работником аппарата ЦК КПСС, Николай Александрович Самойлов работал начальником паровозной службы Ленинградской железной дороги, Александр Васильевич Кочетков руководил депо Дно, а затем в Новгороде, Алексей Иванович Богданов в звании подполковника служил в КГБ, а генерал-лейтенант А. С. Гундоров был председателем Славянского Комитета СССР. Среди участников гражданской войны—кавалеры многих орденов и медалей: работники депо Петр Васильевич Лебедев, Николай Евсеевич Евсеев, Яков Матвеевич Иванов, Александр Иванович Смирнов, Иван Михайлович Петропавловский и другие. Находясь на заслуженном отдыхе, они помогали руководству и партийной организации депо воспитывать коллектив и, прежде всего, молодежь на революционных, боевых и трудовых традициях. Начиная еще с 1919 года, коммунисты депо проводят последовательную работу по укреплению связей между городом и деревней. Они создают там партийные ячейки, помогают организовывать библиотеки, другие очаги культуры. Только в 1923 году каждым коммунистом депо выделено по 100 рублей для подписки на газеты "Псковский набат", "Красная деревня". "Деревенская правда" для жителей подшефных деревень. В период коллективизации сельского хозяйства большую помощь в организации колхозов в нашем районе оказали коммунисты Я. М. Иванов, А. И. Матвеев, Н. А. Самойлов, П. В. Сухарев и другие. Под угрозами и пулями кулаков они помогали партии в развитии сельского хозяйства. В 1935 году наше депо получает самые современные и мощные паровозы той поры. Коллектив цеха ремонта горячо поддержал инициативу стахановского движения и взял на себя повышенные обязательства и уже через год освоил подъёмочный ремонт паровозов серий ФД и ИС, а простой в подъемке вместо четырех суток по норме составил трое. Паровозные бригады одними из первых стали инициаторами вождения тяжеловесных составов, превышения технической скорости. Эта традиция продолжается и сегодня. За выполнение повышенных социалистических обязательств и проявленную инициативу в 1935 году, в четвертом квартале, деповские рабочие удостоены Красного Знамени Управления Ленинградской железной дороги и Дорпрофсожа. Коллектив удерживал знамя пять лет подряд. Именно тогда вышло постановление оставить переходящее Красное Знамя на вечное хранение паровозному депо Дно. Лучшими железнодорожниками стали участник первого съезда стахановцев в Москве и первый в коллективе депо, удостоенный высшей правительственной награды—ордена Ленина Александр Иванович Устинов, машинисты Александр Николаевич Борисик, Виктор Гаврилович Можаев, братья Полетаевы, дважды Почетный железнодорожник машинист первого класса Зоя Васильевна Летуновская, кавалер ордена Красной Звезды Евгения Васильевна Соболева и многие другие. О стахановском движении на железнодорожном транспорте следует сказать несколько подробнее. А предыстория такова. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года забойщик шахты "Центральная—Ирмино" Кадиевского района Донбасса Алексей Стаханов выполнил за смену 14 дневных норм по добыче угля. Рекордная выработка молодого горняка стала достоянием и примером не только для работников угольной промышленности, но и нашла своих последователей буквально во всех ведущих отраслях народного хозяйства. Одним из первых на железнодорожном транспорте принял трудовую эстафету нового движения машинист депо Славянск Северо-Донецкой дороги П. Ф. Кривонос, а на Октябрьской—машинист паровозного депо Ленинград — сортировочный—Витебский В. Д. Богданов, впоследствии ставший начальником Октябрьской и ряда других дорог страны. Так родилось знаменитое стахановско- кривоносовское движение на железнодорожном транспорте. В канун празднования полувекового юбилея в 1985 году стахановско-кривоносовского движения по приглашению администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций локомотивного депо пришли в коллектив родного предприятия ветераны. И не случайно торжественная часть той памятной встречи состоялась в деповском музее боевой и трудовой славы. Ведь даже сама обстановка здесь располагает к добрым воспоминаниям, к задушевным беседам о делах минувших лет. Нынешнее поколение лишь по книгам, старым фотографиям и материалам периодической печати того времени может иметь достоверное представление об исторической правде прошлого. Вот почему каждая такая встреча с очевидцами давних событий не только волнует, но и дает возможность по-новому увидеть и оценить неразрывную связь времен. Большой интерес вызвали рассказы старейших работников железнодорожного транспорта о том, в каких нелегких условиях рождались первые рекорды, велась напряженная борьба за повышение скоростей и объемов перевозок народнохозяйственных грузов, осваивалась новая техника, постоянно росло профессиональное мастерство и уровень подготовки рабочих кадров. ~ Это было трудное время не только для железнодорожников. но и для всей нашей молодой республики, —говорил на встрече бывший машинист Петр Георгиевич Желудовский. — Только благодаря самоотверженному труду, боевому задору и энтузиазму молодежи, богатому опыту тех. кто находился у истоков социалистического соревнования, стали возможными современный уровень производства и еще более впечатляющие — перспективы железнодорожного транспорта. Среди почетных гостей на встрече тогда присутствовали бывшие машинисты братья Георгий Александрович и Анатолий Александрович Шмелевы, ветераны железнодорожного транспорта Валентин Александрович Филиппов, Владимир Станиславович Сарулис, Николай Петрович Полетаев, Ефим Савватеевич Спиридонов и другие. Их рассказы, воспоминания, весь ход содержательной беседы записаны на магнитофонную ленту, которая, как еще один, теперь уже исторический документ, будет храниться в деповском музее. За минувшие десятилетия неузнаваемо изменился облик локомотивного депо, выросла и окрепла его материальная база, значительно расширились деловые контакты и обмен передовым опытом со многими железнодорожными предприятиями страны. Давно ушли в прошлое старенькие трудяги-паровозы марок ЭШ, ОВ, Щ, Э, ФО(?), СО, ЭУ, ФД. После реконструкции депо им на смену пришли мощные грузовые и пассажирские тепловозы серий ТЭП 60 и ТЭ 3. Освоен ремонт локомотивов марки 2М62. Изменились не только техническое оснащение, масштабы ремонта и эксплуатации локомотивов, объемы и темпы перевозок народнохозяйственных грузов. Главное—изменился сам характер производства и его ведущая сила—человек труда. В настоящее время депо производит текущий ремонт ТР-3 (подъемочный) пассажирским тепловозам серии ТЭП 70 и грузовым тепловозам серии 2 ТЭ 116 для всей Октябрьской железной дороги. Первый ТР-3 произведен тепловозу ТЭП 70-0037 приписки депо Ленинград-Варшавский в 4-м квартале 1989 года. А тепловозу 2ТЭ116-1341 приписки Ленинград-Витебский ТР-3 произведен в 4-м квартале 1991 года. По сей день продолжается ТР 3 и тепловозам серии ТЭП60. Весь ремонт производится крупно-агрегатным методом. Обновляется и парк. Первые два тепловоза 2ТЭ116-1606 и 1607 пришли в наше депо в ноябре 1990 года. В коллективе локомотивного депо теперь новое поколение железнодорожников, сложились целые трудовые династии, выросли высококвалифицированные кадры машинистов тепловозов, ремонтников различных специальностей, мастеров, руководителей среднего звена, инженерно-технических специалистов из числа передовых рабочих, начинавших свой трудовой путь на участках, в бригадах, цехах, локомотивных колоннах. Именно они стали продолжателями славных дел первых участников стахановско-кривоносовского движения на железнодорожном транспорте, их убежденными последователями.
|
[Участки
дорог] [Общая
карта дорог] [Предприятия
и учебные заведения] [Расписания]
[Дороги
узкой колеи] [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное] |