Луга -
Скангали
Псков - Нарва Псков - Полоцк Псков - Бологое Псков - Валга Валга - Тарту Тарту - Печоры Бологое - Полоцк Оредеж - Витебск Западная Двина - Посинь Луга - Новгород Новгород - Валдай Чудово - Старая Русса Пыталово - Опочка Печоры - Кудупе Станции Подвижной состав Фалеристика Прогулки автора Нежелезнодорожное |
В.И. Миронов Маршрут длиной в 100 лет [Назад] [Оглавление] [Вперед] В СТРАНЕ постоянно накалялась политическая обстановка. Обо всех новостях железнодорожники, благодаря "паровозной эстафете", всегда узнавали в числе первых. Так, например, весть о расстреле питерских рабочих 9 января 1905 года паровозные бригады привезли в Дно уже на следующий день. Через два дня стало известно, что в Великолукских железнодорожных мастерских состоялся митинг, на котором решили собрать средства в пользу пострадавших и по одному проценту заработка отчислить в стачечный фонд. К этой инициативе присоединились железнодорожники Новосокольнического депо и Дновского паровозного. Верную оценку происходящему помогали давать рабочие агитаторы. Люди внимательно прислушивались к словам слесарей И. И. Талызина, А. П. Бабарина, братьев Скипидаровых, мастера А. И. Ухута и других. ...Наступил тревожный, но богатый событиями 1917 год. Рабочий день в деповских мастерских по-прежнему продолжался 12—14 часов в сутки. И если мастеровой за день зарабатывал 98 копеек, то простой подсобный рабочий — только 50. Жизнь достигла той критической точки, когда стало практически невозможно не только купить продукты питания, но и содержать семьи в холодных и тесных бараках. Обстановка накалялась, и в февральские дни 1917 года был создан Совет солдатских и рабочих депутатов, взявший всю власть в свои руки. В Совет вошли и большевики паровозного депо — Василий Арсентьевич Хвалынский, Петр Васильевич Сухарев и Иван Романович Дорощенко. Необходимо сказать и о том, что в мае под руководством В. А. Хвалынского создается легальная ячейка РСДРП(б). Вскоре в депо появилась и своя профсоюзная организация. Секретарем комитета избирается И. Р. Дорошенко. В числе первых перед руководством депо профком поставил вопрос об отмене сверхурочных работ и своевременной выплате заработной платы. Это стало началом постоянного рабочего контроля за действиями администрации. Нельзя не сказать и о том. что сразу после победы революции в декабре 1917 года, открылся Всероссийский чрезвычайный железнодорожный съезд. С приветственным словом на нем выступил В. И. Ленин. От дновской делегации на съезде присутствовал Василий Арсентьевич Хвалынский. Здесь он уже в третий раз услышал Владимира Ильича Ленина. До этого В. А. Хвалынский встречал вождя революции у Финляндского вокзала, позже слушал Ильича у дома Кшесинской. Есть и еще одна страница в истории дновских железнодорожников. Большевики нашего депо и узла станции Дно принимали участие в задержании царского поезда в феврале 1917 года. Об этом свидетельствуют подлинные документы. Из донесения в штаб корпуса войск Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при Совете Народных Комиссаров; "Я, сотрудник Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, уполномоченный штаба Главного Управления войск Внутренней Охраны Республики и член РСДРП(б)— (Московская организация, членский билет № 624) Симонов Глеб Петрович настоящим свидетельствую, что тов. Зубрилина Ивана Ивановича знаю с 1916 года. Он в то время занимал должность начальника станции Дно Московской Виндаво—Рыбинской железной дороги, где как в начале, так и в момент февральской революции 1917 года, с немногими верными долгу революции товарищами принимал горячую активность в свержении самодержавия..." Далее из документов следует изложение событий, происходивших 28 февраля 1917 года (по старому стилю): "В момент проезда через станцию Дно во Псков императора Николая II па тов. Зубрилина И. И. выпала великая задача... Из Петрограда по прямому проводу телеграфа передана тов. Зубрилину образовавшимся тогда Советом рабочих через начальника дороги тов. Гринчука-Лукашевича следующая дословная телеграмма: "К вам на станцию Дно следует поезд с императором Николаем, необходимо его задержать, чтобы он не пробрался на Северный фронт действующей армии, примите меры, загромоздите пути крушением вагонов другого поезда, этого требует от вас революция..." Далее из документов: "Тов. Зубрилиным была составлена подложная путевка (путевой лист) и навстречу поезду Николая был отправлен товарный поезд. А вслед за этим поездом тов. Зубрилин лично с некоторыми товарищами сел на паровоз и отправился со станции вдогонку, чтобы в пути разбить отправленный поезд, дабы загромоздить путь... Но жандармерия заметила... и за станцией на стрелках, наставив револьверы, остановила паровоз. Тем не менее поезд, отправленный ранее, прибыл на соседнюю станцию с подложной путевкой..." Пока жандармы "разбирались" с паровозом Зубрилина, события развивались так. Получив фиктивную поездную путевку о разрешении занятия перегона Дно—Полонка, навстречу царскому литерному поезду с целью организовать крушение в 13 часов из депо вывел свой паровоз машинист Алексей Суворов. С этой бригадой выехали заместитель начальника депо инженер Н. Ф. Шуровский и главный кондуктор, а к паровозу прицепили балластную вертушку. Стрелочник входных стрелок станции Полонка заметил в темноте приближающийся поезд, самовольно расшил стрелку и перевел на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному поезду. Стрелочник знал только одно, что поезд обычный пассажирский, светский, а кто в нем ехал, естественно, знать не мог. Он выполнял свои обязанности, находясь под страхом личной ответственности, под страхом быть судимым... Паровоз с балластной вертушкой влетел в тупик и остановился. Паровозной бригады и заместителя начальника депо на нем не оказалось. Они, открыв регулятор перед самой станцией Полонка, покинули паровоз... Далее из документов: "Против тов. Зубрилина возникли серьезные обвинения, после чего он вынужден бежать и скрываться несколько дней от жандармерии... Только углубившаяся революция спасла его от тяжелого наказания... Задача, поставленная Российской революцией перед тов. Зубрилиным, была выполнена..." 1 марта 1917 года на станцию Дно прибыли представители ревкомов из Пскова и Великих Лук и наложили арест на царя Николая II и его свиту. Поздно вечером военному коменданту полковнику Фрейману с большим трудом удалось отправить арестованных в Псков, где последний царь из династии Романовых отрекся от престола. Было это 2 марта 1917 года в 15 часов 05 минут... Из акта отречения от Престола Государства Российского императора Николая II: "...В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу было угодно ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь героической нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть... ...Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и нерушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том нерушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России..."
|
[Участки
дорог] [Общая
карта дорог] [Предприятия
и учебные заведения] [Расписания]
[Дороги
узкой колеи] [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное] |