Луга -
Скангали
Псков - Нарва Псков - Полоцк Псков - Бологое Псков - Валга Валга - Тарту Тарту - Печоры Бологое - Полоцк Оредеж - Витебск Западная Двина - Посинь Луга - Новгород Новгород - Валдай Чудово - Старая Русса Пыталово - Опочка Печоры - Кудупе Станции Подвижной состав Фалеристика Прогулки автора Нежелезнодорожное |
В.И. Миронов Маршрут длиной в 100 лет [Назад] [Оглавление] [Вперед] ПЕРВЫЕ машинисты, помощники машинистов, слесари, токари и другие специалисты депо были прикомандированы из Рыбинска, Бологое, Медведево и даже из столичного Санкт-Петербурга. Среди прибывших в Дно - машинисты Н. И. Казаринов, А, И. Лебедев, И. И. Павлов, В. И. Бродов, В. Ф. Стунчевский, помощники машинистов А. И. Иванов, И. Ф. Никулин, слесари А. Г. Сидоренко, И. И. Талызин, токарь Н. А.Мозжухин, котельщик А. В. Щукин и другие железнодорожники. Многие прикомандированные высококвалифицированные рабочие оставались здесь работать постоянно. Специально для них построили первый жилой поселок железнодорожников рядом с паровозным депо (ныне улица Невская), который состоял из восьми деревянных домов. Для снабжения рабочих и членов их семей продуктами питания здесь же была построена каменная лавка. О том, как жилось в ту пору мастеровым, рассказывалось в июле 1906 года на страницах псковской легальной большевистской газеты "Пчела" в корреспонденции "О положении железнодорожных рабочих станции Дно"; "Тяжело нам, рабочим, живется в этом проклятом Дне. Несмотря на то, что жизнь здесь довольно дорогая, поденную плату получаем мы плохую. И вот, если мы хотим быть одетыми, нам приходится жить впроголодь, и, наоборот, хотим быть сытыми, нам не во что одеваться. За октябрьскую и декабрьскую забастовки во всех депо достигнуты кое-какие улучшения в экономическом плане: повышение поденной платы, увеличение платы за расценочные работы, отменены сверхурочные работы и т. д. У нас же в депо и по сию пору все без изменений. Сверхурочные работы так изнурили и обессилили нас, рабочих, что некоторые раньше времени смотрят в могилу. Зимой в нашем депо трещит мороз, сыплется снег... Другой раз дома не ночуешь, а работаешь целые сутки в этом грязном, холодном и сыром сарае. Мудрено ли, что многие из нас страдают ревматизмом? Тут же изнуряют себя работой и подростки... После работы среди мастеровых идет попойка... И сколько жизней такой работой попорчено... До всего этого нашему начальству нет дела. Потерпите, говорят они, к осени может быть сделаем кое-какие улучшения... Другое дело устроить для себя развлечения. Ну, на это они молодцы, живо сняли помещение и устроили театр. Основателем его стал начальник дистанции г-н Брадке, он от управляющего казенных денег достал и сбор устроил. В несколько дней все было готово. Только не интересно нашему брату рабочему голодному ходить смотреть на развлечения сытых наших начальников, да еще платить за это 30 или 40 копеек. Это им, сытым господам, интересно развлекаться со своими женами. Нет, господа начальники, не приглашайте нас в свой театр, не легче делается рабочим от ваших развлечений... Вот устроили бы вы в своем театре библиотеку или читальню, так за это спасибо сказали бы вам рабочие. Но нет, они не хотят заблудших людей вывести в жизнь, они хотят... чтобы мы по-прежнему были темными и невежественными. Но всему есть предел. Мы сами добьемся свободы и счастья". В таких условиях не могло не возникнуть недовольство среди рабочих и деятельностью правительства, и существовавшими в то время порядками, и всем социально-экономическим укладом жизни. Зарождалось и расширялось революционное движение, борьба за лучшее будущее. Уже в начале 1905 года из числа передовых революционно настроенных рабочих в депо организуется первая подпольная ячейка РСДРП под руководством слесаря Алексея Григорьевича Сидоренко. В партячейку вошли: слесарь И. И. Талызин, котельщик А. В. Щукин, токарь Н. А. Мозжухин, слесарь А. П. Бабарин, мастер цеха подъемки А- И. Ухут, маляр П. И. Скипидаров, токарь М. И. Скипидаров, заведующий инструментальным цехом К. Н. Баранников, который выполнял обязанности казначея, и другие рабочие. Своей активной деятельностью огромное влияние в годы первой русской революции на все уезды, волости, на рабочих промышленных предприятий, в том числе и дновского паровозного депо, оказали псковские социал-демократы. Переломным моментом, положившим начало революционных действий рабочих железнодорожного узла станции Дно явилось "кровавое воскресенье"—9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. Здесь была расстреляна вера в "доброго царя'' и это событие имело огромное значение в политическом пробуждении всех рабочих масс необъятной России. Именно в тот период вождь пролетариата В. И. Ленин писал: ''Рабочий класс получил великий урок гражданской войны: революционное восстание пролетариата за один день шагнуло вперед, так, как оно не могло бы шагнуть в месяцы и годы серой, будничной, забитой жизни. Лозунг героического петербургского пролетариата — "Смерть или свобода!"— эхом прокатывается теперь по всей России" (В. И. Ленин. Полное собр. соч.,т. 9. стр. 201-202). Началом революционных событий и организованных выступлений против царизма у паровозников депо Дно послужила массовая забастовка 10 февраля 1905 года. Организовав забастовку, рабочие явились на телеграф и остановили его работу. Для подавления забастовки губернатором города Пскова А. В. Адельбергом послана рота солдат 24 пехотной дивизии. Выступление рабочих было подавлено. В октябре и ноябре этого же, 1905 года рабочие железнодорожного дело принимают активное участие во Всероссийской забастовке трудящихся уже под руководством своей партийной ячейки. В революционную борьбу вовлечена и молодежь из числа работавших в депо. Вот что вспоминал о тех событиях старейший железнодорожник М. В. Курышев, работавший в то время учеником слесаря: ''Пример самоотверженной революционной борьбы за свои права и лучшую жизнь нам, молодым. показали члены партячейки. Они поручали нам распространение доставляемых из Санкт-Петербурга социал-демократических листовок и воззваний к трудящимся железнодорожного узла, к крестьянам. Мы, подростки, в воскресные дни садились на подножки товарных вагонов с тормозными площадками и на ходу разбрасывали эти листовки и воззвания на полустанках и разъездах..." Надо сказать, что революционную борьбу против царизма в тот период также вела дновская организация партии социал-революционеров, председателем которой был ученик ремесленника Борис Купцов. Созданная в 1905 году, эта организация вела работу, в основном, среди крестьян. В этом же году на территории узла создается еще одна организация под названием "Дновское отделение Всероссийского железнодорожного союза", в которую вошли железнодорожные служащие, специалисты и некоторые другие категории работающих на транспорте. В числе главных учредителей состояли заведующий материальным складом службы тяги инженер Вольпянский, помощник начальника депо инженер Рупинский, начальник 3-го участка службы пути Кудрявцев, машинист А. Михайлов, техник депо И. Егоров и другие. За активное участие в революционных событиях 1905—1907 годов многие работники депо, в том числе и члены партячейки РСДРП, были репрессированы царскими властями. Рабочие А. Г. Сидоренко, И. И. Талызин, Н. В. Чистюнин, ученик слесаря Н. А. Алексеев и другие арестованы и уволены из депо. Но несмотря на поражение революции 1905—1907 годов, борьба рабочих депо под руководством большевиков продолжалась и в годы реакции. Достаточно сказать, что уже осенью 1908 года состоялась общая узловая забастовка на станции Дно, в котором приняли участие десятки и сотни рабочих и служащих железнодорожного транспорта. Шло время, но не снижался накал революционной борьбы. В октябре 1916 года под руководством большевиков В. А. Хвалынского, Н. А. Мозжухина, П. И. Скипидарова. И. И. Богданова, А. И. Богданова и К. Н. Баранникова организована самая крупная за весь прошедший период рабочая стачка. Причиной послужили невыносимые условия труда в паровозном депо, бесконечные сверхурочные работы. Десятичасовые рабочие дни изматывали железнодорожников. Оплата труда оставалась низкой. Но главной причиной, безусловно, была империалистическая война с Германией, которая продолжалась уже третий год, неудачи на фронтах и громадные человеческие жертвы. Все это создавало особую обстановку и в нашем паровозном депо. Руководители стачки выдвинули протесты в письменной форме. Первый—начальнику дороги инженеру Своитицкому, второй—начальнику паровозного депо инженеру Коцеллю, третий—начальнику жандармского отделения. Под этими протестами собрано более двухсот подписей рабочих депо. В них изложены требования об увеличении заработной платы и сокращении сверхурочных работ. После того, как истек срок ультиматума и требования не были выполнены, путейцы перестали оставаться на сверхурочные работы. За их срыв "особый комитет'', созданный царскими чиновниками и руководителями железной дороги, учинил расправу над руководителями стачки: В. А. Хвалынский арестован на три месяца, Н. А. Мозжухин — на два, П. И. Скипидаров — на две недели, А. Ф. Ефимов — на одну. Они отбывали наказание в порховской тюрьме. После тюремного заключения инициатор стачки В. А. Хвалынский был уволен с железнодорожного транспорта.
|
[Участки
дорог] [Общая
карта дорог] [Предприятия
и учебные заведения] [Расписания]
[Дороги
узкой колеи] [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное] |