В.И. Миронов
Маршрут длиной в 100 лет

[Назад]  [Оглавление]  [Вперед]

3. ПЕРВЫЙ ПОЕЗД

  А ЧТО ЖЕ представляло из себя паровозное депо в то время? Вот что рассказывает об этом старейший железнодорожник Петр Васильевич Сухарев, который еще до революции работал в депо слесарем: "В нашем депо ремонтировали паровозы и вагоны. Труд был не из легких, делалось все в ручную. Основными инструментами мастеровых стали молоток, кувалда, лом да лопата. Охраны труда и техники безопасности—никакой. Помещения были грязными, отапливались круглыми печками-стояками. Освещение—керосиновая лампа и факел из мазута. Механическое оборудование старое, изношенное, да к тому же не русского производства—и станки, и паровые машины, и домкраты для подъемки паровозов. Керосин—и тот от Нобиля. Русскими были только рабочие руки... А наш город (или рабочий поселок железнодорожников) был не просто провинциальным, каких много, а бедным и неблагоустроенным. Вокруг лишь нагромождение немощеных и неосвещенных улиц с деревянными домишками, казармами и бараками. Рабочий люд ютился с семьями за дощатыми переборками. И ни одного клуба, ни кинотеатра, ни каких-либо других просветительских учреждений..."

  Интересные воспоминания оставил старейший железнодорожник. бывший комендант паровозного депо Иван Григорьевич Григорьев. Было это во время встречи ветеранов, после открытия музея истории локомотивного депо. И речь шла о прибытии на станцию Дно первого официального поезда. Вот его рассказ: "Это было 11 ноября 1897 года в 10 часов утра. Весть о том, что в Дно прибудет первый поезд быстро облетела поселок. Пришли встречать все,  кто только мог ходить.

  В первую очередь к вокзалу подъехал помещик Петр Адамович Ноинский с супругой. С ними вместе прибыли и два сына-офицера. Вслед за ними—новый управляющий имением Николай Новожилов, лесничий Михаил Евдокимов, садовник Сергей Сергеев, кучер Андрей Фадеев, сторож Андрей Федоров, лакей Василий Петров и прочая прислуга. Вот такая вот "свита" была у помещика.

   Вдоль линии от вокзала, в сторону Порхова. расположился народ, ожидающий прибытия поезда. Мужики шутили, что это чугунное "чудище" даже бросается на баб. А некоторые рассуждали меж собой: вот только дойдет поезд до Никитина ручья, тут ему и крышка, обязательно утонет, ведь даже летом через ручей не перебраться и вплавь...

   Наконец, вдали из-за леса появился дымок, а затем—и сам поезд. Подъезжая к входному семафору, машинист дал продолжительный оповестительный сигнал. Многие женщины, впервые увидевшие паровоз с вагонами, от страха разбежались в разные стороны. Зато мужики, ранее уже видевшие "чугунку", вдоволь над ними посмеялись.

  Поезд приблизился к Никитину ручью и благополучно миновал мост. И мужики резонно рассудили: знать, нечистая сила его пронесла. Тем временем пассажирский состав подошел к вокзалу и остановился. Помещик Ноинский в полной генеральской форме и при всех наградах преподнес на полотенце хлеб-соль строителям дороги, а управляющий имением преподнес хлеб-соль паровозной бригаде..."

   Если в канун начала строительства железной дороги и станции в Дно насчитывалось около 500 жителей, то в последующие годы их количество неизмеримо возросло. Вместе с мужчинами на заработки стали приходить и женщины. Уже к 1920 году на железнодорожной станции трудились целыми семьями. И хотя к этому моменту по деревням на каждую душу определили наделы земли (весной 1921 года была отменена продразверстка), тот, кто влился в ряды рабочего класса, уже не помышлял о крестьянском труде. Однако женщинам приходилось нелегко. Они занимались и слесарным делом, и обеспечивали станционную службу, но чаще всего выполняли малоквалифицированную работу путейцев. Было немало сложностей и в семьях, где оба родителя зарабатывали на жизнь в железнодорожном хозяйстве. Прежде всего, возникали вопросы об оплате труда, ведь, по неписаным правилам, работницам платили намного меньше, чем мужчинам. Все это было отражено в документах первой конференции женщин-работниц третьего участка станции Дно, которая состоялась в 1920 году. Участницы этой конференции провозгласили лозунг: "За свободный труд!" Именно в этот период возросла активность женщин, как полноправных представителей в самых массовых общественных организациях.

   Справедливо будет сказать несколько слов и о вокзалах станции Дно. За всю обозримую историю их было несколько. Как мы уже говорили, самый первый вокзальчик был чисто "декоративным", символическим, хотя и очень привлекательным. Практических функций он не нес ни для служащих -железнодорожников, ни для пассажиров. Даже начальник станции и его помощник жили по соседству. А находились здесь только дежурные с флажками и телеграфист. На смену этому вокзальчику пришел новый—более внушительный и комфортабельный. Настоящий монолит из красного кирпича с тремя башенками и вокзальными часами. Кстати. закончили его строительство к началу 1916 года. В сооружении участвовали не только квалифицированные рабочие, крестьяне близлежащих деревень, но и пленные солдаты-австрийцы. Были здесь залы ожидания первого и второго классов, ресторан и буфет, а отправлялись пассажирские поезда по сигналу большого медного колокола. В годы Великой Отечественной войны вокзал был полностью разрушен, а новый, который поднимает свой шпиль к небу, и такой знакомый каждому дновцу, появился уже в 50-х годах. Большой и красивый, он стал не только символом, но и визитной карточкой города.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS