Династия... Октябрьская революция, социальная
действительность одела это слово в рабочую
одежду, дало .ему новое содержание. Трудовая
династия — семейная профессия, единство
поколений, преемственность революционных, боевых
и лучших традиций трудовой семьи.
Старейшими работниками железнодорожного транспорта являются Желдаковы. Машинист локомотива Олег Иванович — представитель четвертого поколения железнодорожной семьи.
Основатель трудовой династии Сафрон Сафронович, узнав о строительстве «чугунки», пришел на заработки. .Было это в 1872 году в окрестностях Динабурга (ныне Даугавпилс), где началось строительство одного из участков железной дороги Рижского направления.
Первому управлять паровозом в династии Желдаковых довелось сыну Сафрона Сафроновича — Антону.
По железной дороге, которую строил отец, Антон
Сафронович стал водить поезда со скоростью более
20 километров в час, по тем временам это была высокая
скорость движения.
Вскоре А. С. Желдаков переехал на постоянное место жительства на станцию Новосокольники, позже в Великие Луки. В городе на Ловати семья машиниста жила
в собственном доме в поселке Карцеве.
С интересом маленький Олежка слушал воспоминания деда. Особенно, когда старый рассказывал о вождении бронепоезда в гражданскую войну. Возможно поэтому трое сыновей Антона Сафроновича — Иван, Николай и Владимир, унаследовали профессию отца.
Иван Антонович начинал слесарем по ремонту паровозов. После окончания великолукского техникума железнодорожного транспорта работал на паровозе кочегаром, помощником и машинистом. Со временем стал
преподавателем техникума. Затем успешно закончил
Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Талантливый был он человек!
Энергично взялся молодой преподаватель за перестройку учебного процесса в техникуме. Первое, что сделал Иван Антонович, это разработал проект организации локомотивного и
автотормозных кабинетов.
Когда грянула война, многие с первых дней ушли на фронт. Ответственность за эвакуацию оборудования была возложена на И. А. Желдакова.
Это было особой важности государственное поручение. Зная о нехватке в. депо паровозных бригад, Иван Антонович
добровольно вызвался вывести со станции Великие Луки воинский эшелон с танками, в составе которого был вагон с
учебными пособиями по изучений железнодорожного хозяйства. Бывшая профессия машиниста пригодилась. Поехать помощником машиниста
согласился работник железнодорожного техникума Федор Артемьев.
Немало пришлось пережить, пока груз
был доставлен по назначению. После освобождения
города Великие Луки Иван Антонович снова преподавал
в техникуме. Затем направлен директором
Даугавпилсского техникума железнодорожного транспорта. Его сын Олег Иванович первым из Желдаковых освоил вождение тепловоза.
Свыше трехсот трудовых лет на родословном
счету именитой династии Желдаковых. Они строили первую
железную дорогу, работали, на старинных паровозах, водили мощные современные локомотивы.
Размах истории, гигантский шаг вперед в экономике страны стали неотъемлемой частью биографии знаменитой династий: Иван
Антонович Желдаков доставлял грузы для строек, фабрик
и заводов в первой пятилетке, а его сын, машинист тепловоза
- по адресам Российского Нечерноземья в десятой, одиннадцатой и двенадцатой пятилетках до станции Резекне-2 Прибалтийской
железной дороги, той магистрали, которую начинал
строить его прадед. Более четверти века машинист тепловоза Олег Иванович Желдаков уверенно шел по пути, завещенным отцом, дедом и прадедом.
В 1972 году, не раз проверенная в делах; именитая
династия Желдаковых отметила столетие работы на железнодорожных магистралях страны. Старшие в династии проработали на дорогах страны каждый в среднем по 50 лет.
Представители Желдаковых имеют широкий диапазон специальностей: от пильщика шпал до главного
инженера отделения дороги, включая несколько машинистов, проводницу, товарного кассира, телеграфистку, инженера-механика.
Образовательный ценз династии вырос от трех классов
церковно-приходской школы, который имел за плечами прадед, до кандидатского минимума Ивана Антоновича Желдакова, имеющего дипломы Ленинградского и Московского институтов инженеров железнодорожного транспорта.
Вспоминая своего деда, Олег Иванович рассказывал:
— Дед был классным машинистом. Начинал деповским слесарем в 1907 году. Потом перешел на паровоз, сдал экзамен на машиниста. Интересными были его рассказы про поездки, о делах в паровозном депо. По моей просьбе он рассказывал о том, как водил
бронепоезд
"Великолукский" в гражданскую войну.
Бронепоезд был построен в депо. К паровозу «Овечка» с обеих сторон были прицеплены
по две открытые платформы. Борты платформ наращены шпалами и обложены мешками с песком. На платформе по четыре орудия. Крайние платформы усилены пулеметами. Пятый крытый вагон. Его одна половина —с нарами для паровозной обслуги и красноармейцев, в другой половине — кухня и боезапас.
По возвращении с гражданской звучали в доме новые песни, особо полюбилась песня деда со словами:
Наш паровоз, вперед лети,
В коммуне остановка...
Мы, дети, любили деда и часто бывали у него в Карцеве. Там как-то по-особому пахло паровозами, царила какая-то особая атмосфера причастности к паровозной профессии. И то, как дед приходил с работы, весело сверкая белками глаз, как бабушка постоянно держала в печи чугунок с.теплой водой, чтобы он отмывался, как за столом собирались родные и велись неторопливые разговоры «про паровоз»,— все было проникнуто уважением взрослых и маленьких к дедову большому делу.....
Старейшей династией является род Крачко.
Основатель династии Григорий Савельевич Крачко.
Он строил деповские стены. С пуском депо работал кузнецом на
Николаевской железной дороге. После Октябрьской революции
1917 года стал помощником машиниста паровоза. После выхода на пенсию сторожил
деповское хозяйство.
Его сын Владимир Григорьевич в годы первых пятилеток стахановец, паровозник. Во время Великой Отечественной войны — машинист 5-й паровозной колонны Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного
Главнокомандующего. Он водил воинские эшелоны под Москвой, Сталинградом, Курском,
Варшавой. На пути к Победе дважды контужен под Сталинградом и Курском.
Его жена Елизавета Степановна с первого рабочего дня до ухода на заслуженный отдых трудилась рассыльной, затем раздатчицей инструмента в деповской инструментальной. .
На смену отцу в депо пришел сын Евгений. Начинал слесарем, кочегаром. Когда пришел опыт работы, стал работать помощником машиниста.
Евгений окончил техникум, учился в институте. Долгие годы водил поезда сначала на паровозе,
затем на тепловозе. Перед уходом на заслуженный отдых работал дежурным по локомотивному депо.
По стопам отца после окончания техникума пришел работать на тепловоз Вячеслав Евгеньевич. Он работал помощником машиниста.
Брат Юрий Владимирович работал газоэлектросварщиком. За успехи в труде его фотография многие годы не сходила с деповской доски Почета.
Сестра Валентина Владимировна многие годы трудилась техником-технологом техотдела. Ее дочь Лилия Анатольевна Колосова работала распределителем ремонтных работ.
В именитой родне есть машинист паровоза, стахановец,
орденоносец Петр Григорьевич Крачко.
С первого рабочего дня до ухода на пенсию работал
электросварщиком стахановец, орденоносец Николай
Григорьевич Крачко.
Общий стаж работы династии Крачко на железнодорожном транспорте далеко за 300 лет.
Представителями рабочих династий являются
машинисты - братья Варфоломеевы.
Родоначальник династии Павел Иванович, ударник первых пятилеток, кавалер ордена Ленина, вожак комсомольско-молодежного паровоза, навсегда прикипел
к «чугунке». Под его влиянием стал железнодорожником и его брат Николай Иванович. В деповском коллективе он известен как инициатор вождения большегрузных поездов на тяговом участке Западная Двина—
Великие Луки. Вместе с помощником М. П. Слышанковым и кочегаром А. Н. Треневым они совершали на Западно-Двинском тяговом участке рейсы с поездами двойного веса. Их опыт вождения сдвоенных поездов на этом участке стал основой для всех паровозников.
По стопам старшего брата пошел и младший Варфоломеев— Виктор Иванович, также со временем ставший машинистом локомотива. Его локомотивная бригада славилась постоянной экономией горючего. В отдельные годы он в течение месяца водил поезда на сбереженном дизельном топливе.
Варфоломеевы — братья не только по крови и по профессии, но и по убеждению
—все трое партийцы.
В Великую Отечественною войну водила поезда с воинскими эшелонами жена Николая Ивановича, Клавдия Самсоновна.
Когда пришел срок расставаться с коллективом, Павел Иванович не ушел на пенсию
и работал более 15 лет машинистом деповской парокотельной.
Сын Павла Ивановича — Анатолий Варфоломеев — многие десятки лет работал
слесарем в цехе точных приборов. За успехи в труде портрет младшего Варфоломеева постоянно на деповской Доске Почета. Портрет родоначальника династии Павла Ивановича Варфоломеева помещен на Аллее Трудовой и Ратной Славы.
В послевоенные годы на комсомольско-молодежном паровозе хорошо работал комсомолец Алексей Иванов. Он помогал машинисту водить большегрузные поезда, экономить каменный уголь, беречь вверенную технику, участвовал в молодежных субботниках по безвозмездному ремонту паровозов. Неоднократный победитель цехового соревнования. Многие годы Алексей Федорович водил поезда. На его трудовом счету миллионы километров, пройденные с большегрузными поездами.
В его трудовой книжке многие десятки благодарностей
за образцовый труд. На заслуженный отдых Алексей Федорович ушел классным машинистом тепловоза. За долголетний труд ему вручена медаль «Ветеран труда».
По примеру старшего пришел в депо и младший брат — Евгений Федорович. Начинал он кочегаром
паровоза. Когда пришел опыт работы, старательного работника назначили помощником машиниста. Минули годы. Евгений Федорович стал машинистом паровоза. А
когда на деповские пути пришли тепловозы, он стал водить поезда на дизельном локомотиве.
Не раз коллектив паровозной колонны называл Евгения Федоровича профоргом
колонны, стенкором «Тепловозника».
В пору работы с машинистом К. Е. Козловым, в канун 100-летия со дня рождения В. И. Ленина они первыми поддержали соревнование за право называться «Ленинская бригада».
За успехи в труде Евгений Федорович награжден юбилейной медалью «За
трудовую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И.
Ленина». Не раз успеху машиниста Иванова Евгения Федоровича посвящались деповские «молнии», заметки в стенной газете «Тепловозник», информации и корреспонденции в городской газете «Великолукская правда». За долголетний добросовестный труд на локомотиве ветеран
награжден медалью «Ветеран труда».
Многие годы работала фельдшером в деповском
медпункте Анна Францевна Иванова — супруга
Евгения Федоровича.
Анна Францевна заботилась о здоровье локомотивных бригад и ремонтников
не только перед рейсом и сменой. Она ходатайствовала перед медицинским и деповским руководством о возможной посылке нуждающихся рабочих для поправки здоровья в санатории, на курорты, в дома отдыха.
Более тридцати лет водил поезда Анатолий Николаевич Трудов. Начинал кочегаром паровоза, затем стая помощником машиниста: Когда пришел опыт управления локомотивом, был назначен машинистом. Он в
числе первых освоил вождение поездов тепловозами. Работу классного машиниста А. Н.Трудова ставили в пример не только молодым,
но и опытным машинистам.
Славилась его бригада вождением поездов двойного веса. Машинист локомотива А. Н. Трудов был общественником:
хорошим наставником, примерным инспектором по безопасности движения поездов. О его успехах в труде и общественной деятельности сообщали стенновка «Тепловозник», городская газета «Великолукская правда» и дорожная газета «Октябрьская магистраль».
По отцовской тропе в депо пришел старший сын Вячеслав. И многие годы работал на тепловозе. Потомственный локомотивщик отличался хорошими знаниями техники, трудолюбием. Не раз тепловозная бригада, в которой работал Вячеслав Анатольевич, завоевывала первенство в социалистическом соревновании.
Не захотел отставать от отца с братом и младший Трудов — Александр. Он окончил тепловозное отделение великолукского техникума железнодорожного транспорта, получил диплом техника-механика-тепловозника к работал на тепловозе.
Полвека работал в депо И. П. Ермаков, стахановец, орденоносец. Ученики Ивана Петровича водят грузовые и фирменные поезда, работают организаторами производства в управлении Псковского отделения и управлении Октябрьской железной дороги.
По стопам отца, машиниста паровоза, пошел и сын
Геннадий. Когда пришла пора выбирать профессию, он не задумывался. Выпускник школы подал заявление для поступления в техникум. После окончания тепловозного отделения пришел в депо и стал работать помощником машиниста. Когда пришел опыт работы, пересел с «левого» на «правое крыло». Сначала водил грузовые, позже стал работать в пассажирском движении.
Машинист тепловоза Геннадий Иванович Ермаков в числе первых стал работать на тепловозе «в одно лицо».
Не раз комсомольцы цеха эксплуатации избирали его секретарем цехового комсомольского бюро. За успехи в труде и примерную общественную работу потомственный машинист награжден медалью «За
трудовое отличие».
Со временем первоклассный машинист Г. И. Ермаков назначается машинистом-инструктором. Его
локомотивная колонна не раз становилась .победителем цехового соревнования.
Отцовской тропой идет по жизни Николай Михайлович Кушнер. Сын Героя Социалистического Труда
во всем старается быть похожим на отца. Николай работал помощником машиниста и находил время учиться. Закончил вечернюю школу и поступил на заочное отделение техникума.
Получил диплом техника-механика-тепловозника.
Минуло время и он стал машинистом тепловоза. Сначала водил грузовые поезда, позже пассажирские. Потомственный машинист в числе первых провел сдвоенный поезд весом более 6000 тонн на Рижском направлении. Классный машинист Н. И. Кушнер наставник молодых, инспектор по безопасности движения, передовик цехового соревнования.
Пришел работать в депо помощником машиниста тепловоза и младший Кушнер — Виталий Николаевич. Он продолжает дедово и отцовское дело.
По примеру отца Николая Сергеевичи Борзенкова — ветерана железнодорожного транспорта, подпольщика в годы войны, стал железнодорожником и
Юрий Николаевич Борзенков. Ремонтник высокого разряда, он многие годы ремонтировал локомотивы. Все, к
чему прикасались умелые руки мастерового, было сделано добротно и крепко.
Многим в депо знаком машинист тепловоза Геннадий Яковлевич Нестеров. В пору работы
на комсомольско-молодежном паровозе его
бригада отличалась экономным расходованием каменного
угля при доставке поездов. Машинист паровоза Геннадий Яковлевич Нестеров закончил
вечернюю школу. Получил право самостоятельного управления тепловозом. .Водил сначала грузовые, а
затем фирменные поезда. Любовь к этой нелегкой профессии Геннадий
Яковлевич унаследовал от отца— машиниста паровоза Якова Михайловича и дядей — машинистов паровозов
Василия Николаевича и Михаила Дорофеевича.
Многие десятки лет трудился на паровозе Федор Мефодьевич
Луцишин. Вслед за отцом пришли трудиться в депо его дети. Старший сын Геннадий Федорович
после окончания техникума железнодорожного транспорта
многие годы работал помощником машиниста
тепловоза. Младший сын — Михаил Федорович, десятки лет
ремонтировал тепловозы. Портрет Михаила Федоровича не раз помещался на деповской Доске Почета, он избирался депутатом городского совета народных депутатов.
Всю жизнь работал на локомотиве Николай
Дмитриевич Хлоптунов. Начинал кочегаром на
комсомольском молодежном паровозе. Паровозная бригада, в которой работал комсомолец Николай Хлоптунов, была лидером цехового, деповского и отделенческого социалистического соревнования.
Его отец, Дмитрий Иванович Хлоптунов, водил поезда с грузами первой пятилетки, стахановец, почетный железнодорожник, кавалер ордена Ленина.
В Книге подарков Матери-Родине, хранящейся в деповском музее, есть запись от 5 сентября 1944 года:
«Паровозная бригада в составе машиниста Хлоптунова Дмитрия Ивановича, помощника машиниста Базылева Виктора Яковлевича и кочегара Хлоптунова Николая Дмитриевича 5 сентября 1944 года доставила поезд № 1020 на участке Великие Луки — Западная Двина, без чистки топки и набора воды, ранее расписания на 3 часа. Поезд сдан на Ржевское отделение ранее графика».
Старшее поколение деповчан помнит Александра Александровича Стрелкова —машиниста-инструктора, почетного железнодорожника, кавалера ордена Трудового Красного Знамени. Пошли в железнодорожники и его дети: Юрий Александрович — инженер-теплоэнергетик депо, Николай Александрович многие годы трудился на ремонте локомотивов. Сыновья А. А. Стрелкова не только хорошо работали по основной профессии, но и были общественниками. Юрий Александрович основную
работу совмещал с должностью заведующего парокотельной, Николай Александрович—
неосвобожденный бригадир ремонтников.
Более ста лет проработали Артемьевы в депо.
Родоначальник династии Филипп Кузьмич Артемьев, медник высокой квалификации, стахановец. Начал работать в депо в 1918 году. Его сын Евгений Филиппович Артемьев классный машинист. Водил поезда на паровозе и тепловозе. В числе первых осваивал дизельную тягу. Неоднократный победитель деповского социалистического соревнования. Ушел на пенсию из кабины тепловоза. За долголетний труд награжден медалью «Ветеран труда».
Дочь Любовь Филипповна Снегова — заведовала деповской химической лабораторией. Ее коллективу в числе первых присвоено звание «Коллектив коммунистического труда».
Супруг Любови Филипповны — Павел Иванович Снегов, работал начальником технического отдела, главным инженером.
Машиниста паровоза Петра Ивановича Колосова знают в локомотивном депо как высококлассного машиниста скорых поездов, любящего паровозное дело. Любовь к железной дороге привилась и его детям. Николай
Петрович— один из лучших ремонтников автоматного
цеха. Владимир Петрович—слесарь-электрик цеха
большого периодического ремонта тепловозов, позже
старший мастер цеха подъемочного ремонта тепловозов, затем организатор производства. Жена Владимира — Наталья Андреевна — лаборант деповской химической лаборатории. Племянник — Олег Иванович Колосов — первоклассный машинист тепловоза, выпускник великолукского железнодорожного техникума, пенсионер.
Порою в деповском коллективе работают семьями. Одной из таких является семья Ивановых.
Основатель трудовой династии Валерий Николаевич после окончания техникума железнодорожного транспорта
в 1968 году впервые переступил порог локомотивного депо и стал работать помощником машиниста. После службы в Советской Армии, в 1970 году, снова я депо, на тепловозе.
Когда пришел опыт, молодого специалиста назначили машинистом
локомотива, сначала грузовых, затем пассажирских поездов. Он работал,
старательно учился у опытных машинистов умелому вождению поездов.
Без отрыва от производства закончил, полный курс ЛИИЖТа и получил диплом инженера-механика-тепловозника путей сообщения СССР. Молодого инженера назначили машинистом-инструктором. Не раз его тепловозная колонна становится победителем социалистического соревнования. Вскоре Валерия Николаевича назначают заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации. На этом посту особенно проявляются его организаторские способности. Вместе с общественными организациями молодой начальник цеха организовал работу машинистов с грузовыми и пассажирскими поездами, без помощников «в одно лицо».
В пору его работы главным инженером улучшилась экология предприятия, расширялось и строилось депо. С 1991 года сын коллектива становится начальником
депо.
Показал Валерий Николаевич себя и в рыночное время на посту начальника локомотивного депо. Деповской коллектив в авангарде родственных коллективов Октябрьской железной дороги.
В 1994 году за умелое руководство деповским коллективом, достигшим высоких технико-экономических показателей, Валерий Николаевич министром путей сообщения награжден именными часами. Его супруга Светлана Эдуардовна — инженер по подготовке кадров. За последние 2—3 года помолодел коллектив депо. На рабочие места опытных работников, ушедших на пенсию, пришли молодые. Нелегко в условиях депо
из ученика выпестовать мастерового для оздоровления дизельной тяги. Еще труднее готовить локомотивную
бригаду. Уходят годы, пока получивший право ремонтировать и водить поезда становится высококвалифицированным. Вот такая забота у инженера по подготовке
кадров.
После окончания техникума железнодорожного
транспорта, по стопам отца, пришел в депо
сын Андрей Валерьевич. Молодого специалиста назначили помощником машиниста
тепловоза. Доброе начало.
Заслуженным уважением пользуется в депо
династия Скорняковых.
Зачинатель династии Владимир Константинович,
классный машинист, примерный наставник. Многие
десятки лет водит поезда с грузами и пассажирами по
адресам Российского Нечерноземья. За долголетний труд награжден денежными премиями, Почетными
грамотами и благодарностями. На заслуженный отдых ушел из кабины тепловоза.
Его супруга Любовь Николаевна после учебы в техникуме работала техником по обмеру бандажей колесных пар локомотивов, нормировала труд ремонтников: Многие годы работала старшим инженером-нормировщиком. За ревностное отношение к служебным обязанностям., большую общественную работу награждена орденом «Дружбы народов». В ее трудовой книжке многие десятки благодарностей, денежных премий.
По стопам родителей пошел и сын Константин Владимирович. Со временем он стал высококвалифицированным ремонтником, рационализатором. О его трудовых успехах писала
городская газета «Великолукская Правда». Прекрасное продолжение родительского дела.
Супруги Череповы знатные деповчане. с
«Дочерью» депо величают в коллективе старшего
экономиста Анну Яковлевну. Начинала рассыльной.
В молодые годы активно участвовала в молодежных субботниках
по уборке деповской территории, сбору металлолома, по ремонту паровозов. Пришла в депо с
начальным образованием. После работы, по вечерам, окончила
среднюю школу рабочей молодежи и поступила в железнодорожный вуз. После окончания полного курса
инженерно-экономического факультета ЛИИЖТа назначена организатором производства. Не раз старший
экономист выступала с ценными предложениями, давшими экономический эффект. За долголетний
и безупречный труд в ее трудовой книжке многие десятки благодарностей.
Ее супруг Юрий Алексеевич начинал кочегаром паровоза.
Как лучший производственник был направлен на учебу в институт. Деповской стипендиат. После окончания ЛИИЖТа возвратился в деповской коллектив. Со временем был назначен главным механиком депо. Знатный рационализатор. Благодаря заботе и замыслу Юрия
Алексеевича многие трудоемкие работы
механизированы. За долголетний: и примерный
труд ветеран удостоен более ста поощрений от руководства депо, от
имени руководит«лей отделения и управления Октябрьской железной дороги.
...Кто не знает в депо семью Олехновичей: глава династии Александр Ильич ушел на заслуженный отдых
машинистом тепловоза. Жена Александра Федоровна
.ушла на пенсию с должности заведующей
локомотивными бригадами. Сын Александр классный машинист.
Без отрыва от производства закончил тепловозное отделение ЛИИЖТа, получил диплом инженера-механика-тепловозника путей сообщения. Дочь Галина после окончания ЛИИЖТа — организатор производства на
Прибалтийской железной дороге.
Трудовая жизнь машиниста Валентина Матвеевича Антонова отдана вождению поездов по адресам Российского Нечерноземья. Валентин Матвеевич классный машинист, водил грузовые и пассажирские поезда. Отличался в социалистическом соревновании, был примерным наставником, инспектором по безопасности движения поездов, дружинником.
После окончания техникума пришел на тепловоз его
сын Валерий Валентинович. Знания, полученные в техникуме, он умело применял в повседневной работе. Не первый десяток лет он водил грузовые, затем его перевели на вождение пассажирских поездов. Потомственный машинист в числе первых стал водить грузовые поезда «в одно лицо», то есть без помощника машиниста, чем значительно увеличил личную производительность труда.
Валерий Валентинович защищал спортивную честь деповского коллектива. Спортсмен-разрядник, неоднократный призер, чемпион городских и областных спортивных соревнований по настольному теннису.
С первого рабочего дня до ухода на заслуженный отдых примерно трудились братья — машинисты паровозов Иван Иванович и Алексей Иванович Трофимовы. Стахановцы, классные машинисты, работали в грузовом и пассажирском движении.
Братья водили поезда с грузами первых пятилеток, воинские эшелоны. Их паровозные бригады не раз отличались в цеховом и деповском
социалистическом соревновании, не имели случаев захода на межпоездной ремонт. Перед
уходом на заслуженный отдых братья Трофимовы за долголетний безупречный труд на паровозе награждены орденами Трудового Красного Знамени.
Продолжительное время трудятся на локомотиве Владимир Николаевич и Евгений Николаевич
Мороз. Сначала братья работали на паровозе, позже на
тепловозе. Братья отличались в труде: водили
большегрузные поезда, экономно расходовали» твердое и жидкое
топливо. Братья успевали быть и общественниками: инспекторами по безопасности движения,
наставниками, дружинниками.
Многие десятки лет водили грузовые и
пассажирские поезда братья Геннадий
и Владимир Ольшевские.
Основатель династии Геннадий Павлович пришел
в депо после окончания техникума. Сначала трудился
помощником, затем был назначен машинистом. В
деповском коллективе стал ударником
коммунистического труда, неоднократным победителем цехового
соревнования.
С дипломом техника-механика-тепловозника переступил
деповский порог младший брат Владимир. Со
временем стал классным машинистом, инициатором вождения
пассажирских поездов без помощника машиниста,
"в одно лицо".
Трудился на тепловозе и сын
зачинателя династии — Валерий Геннадьевич.
Деповчанам знакома семья Соловьевых.
Нина Никандровна в молодости была вожаком комсомольцев, организовывала
воспитательную работу. С концертами художественной самодеятельности появлялись деповчане в подшефных хозяйствах. Силами комсомольцев безвозмездно оздоровляли паровозы. Деповская комсомолия
со своим секретарем оказывала помощь
престарелым и ветеранам войны и труда в заготовке дров на
зиму.
После окончания
железнодорожного техникума работал
бригадиром электромашинного цеха сын Сергей Николаевич.
Общественная струнка передалась и ему.
Активный рационализатор, вожак молодых ремонтников, дружинник.
Отец Сергея — Николай Петрович — более 30 лет оздоровлял локомотивы. Пытливый ремонтник внедрил
в производство много новшеств, давших значительный экономический эффект, значительно повысивших производительность и культуру труда ремонтников.
Многие годы работала в секретариате локомотивного депо Захарова Клавдия Никандровна. За ревностное отношение к служебным обязанностям поощрялась денёжными премиями, почетными грамотами. Сын Алексей Алексеевич многие годы ремонтировал локомотивы. Ремонтник высокого разряда, рационализатор, дружинник, инспектор по качеству, был примером для молодых. В его трудовой книжке десятки благодарностей от руководства депо, управления Псковского отделения и Октябрьской железной дороги.
Его жена Людмила Васильевна— счетовод, долгие годы работала в деповской бухгалтерии на учете материальных ценностей.
Много лет на ремонте локомотивов
работал слесарь Василий Егорович Матвеенков. Его фотография часто появлялась на деповской доске Почета. Он был активным рационализатором. Внедрил в производство многие десятки рационализаторских предложений, давших
значительный экономический эффект, улучшивших культуру и технику безопасности труда.
Его сын Анатолий Васильевич работал в электромашинном цехе, ремонтировал тяговые электродвигатели дизельных локомотивов. За сноровку и ревностное отношение к прямым обязанностям не раз отмечался в приказах начальника локомотивного депо, начальника
Псковского отделения железной дороги.
Многие годы Орлова Валентина Ивановна работала в бухгалтерии. По ведению денежной документации у нее не было замечаний. Успевала поучаствовать
и в общественной жизни депо: она бессменный
член кассы взаимопомощи, участник профсоюзного комитета, член женсовета. В трудовой книжке ветерана десятки благодарностей от руководства депо.
После окончания средней школы пришел в депо ее сын Валерий. Сначала он работал ремонтником. Затем
перешел на тепловоз. Со временем стал классным машинистом.
Не раз за успехи в труде награждался денежными
премиями и почетными грамотами. В пору комсомольской
юности был запевалой соревнования под девизом «Дорогой подвигов».
Славится в депо династия Герасимовых.
Основателе трудовой династии Герасимов Дмитрий Герасимович,
- токарь, специалист высокого класса. Ему доверяли самую ответственную работу по изготовлению поршневых и золотниковых колец паровой машины, паровых и водяных конусов паровозных инжекторов и многие другие работы, требующие большой точности и чистоты обработки.
Сын Олег Дмитриевич оздоровлял дизели современных локомотивов.
Все, что сделали руки мастерового, служило долго и надежно.
Умелый наставник научил качественно ремонтировать дизели многих своих учеников. В его трудовой книжке десятки благодарностей от
руководства депо.
Его брат Валентин Дмитриевич — электромеханик,
заботился о надежней работе тепловозной радиосвязи.
В цехе эксплуатации многие годы трудились братья Степановы. Василий Иванович, машинист-инструктор.
Ревностно относился к своим служебным обязанностям,
за что неоднократно поощрялся руководством депо, отделения и управления железной дороги. Немало сделал
и как: рационализатор. Его новшества имели значительный
экономический эффект. Одно из них, внедренное совместно с машинистом И. В. Юдиным, «дополнительный подогрев мазута в кувшине перед поступлением в форсунку паровоза». Новшество дало значительную экономию топочного мазута на паровозах. Новинка применялась на паровозах Октябрьской железной дороги.
Многие годы Василий Иванович редактировал стенную
газету «Тепловозник», избирался членом общественных
организаций.
Машинистом локомотива трудился и
его брат Иван Иванович. Он много раз становился со своей бригадой победителем социалистического соревнования. Был бдительным машинистом, за что поощрялся начальником Псковского отделения и управления Октябрьской железной дороги.
Светлое имя Степана Ивановича Парфенова, первого красного комиссара паровозного депо и участка тяги Бологое — Полоцк, председателя политического отдела железнодорожного узла, деповского организатора производства, более полувека отдавшего общему делу, хорошо знакомого старшему поколению. Жизнь и деятельность Парфенова — пример не только для деповской молодежи, но и для ветеранов, убеленных сединами.
Перед Великой Отечественной войной пришел в депо его приемный сын Иван Александрович Ушаков, стал ремонтировать паровозы. Пришла пора уходить на пенсию. Иван Александрович долгие годы, пока были силы, продолжал оздоровлять тепловозы.
Внук деповского комиссара Олег Петрович Ушаков начинал работу слесарем по ремонту паровозов, позже ремонтировал дизельную тягу. Олег Петрович в совершенстве овладел ремонтом многих узлов тепловоза.
Знают Олега Петровича в деповском коллективе и как активного участника художественной самодеятельности. Природа щедро одарила его лирическим тенором. Старшее поколение деповчан с удовольствием слушало выступление самодеятельного солиста, душевно исполняющего неаполитанские песни на сцене клуба железнодорожников.
После окончания средней школы пришли работать на ремонт локомотивов сыновья машинистов Василия Ивановича Иванова и Бориса Алексеевича Синельникова.
Владимир Иванов и Роман Синельников начинали работу в электроцехе. Можно сказать, что ребятам повезло. Они успешно освоили профессию по ремонту сложнейшей аппаратуры. Им помогли замечательные специалисты — деповской наставник молодежи Василий Алексеевич Клыков и бригадир
Борис Александрович Дугин. Тепло отзывался
о новичках бригадир Борис Дугин:
Дугин Б.А.
— Владимира и Романа отличает завидное трудолюбие, любознательность, стремление с первых шагов побольше узнать и работать с полно отдачей.
После службы в Советской Армии они возвратились в депо. Долгое время работал помощником машиниста Роман Борисович Синельников. По рекомендации деповского коллектива Р. Б. Синельников работает в городском отделе милиции.
Владимир Васильевич Иванов после окончания ЛИИЖТа долгое время работал мастером отделения топливной аппаратуры.
В 1918 году ламповщиком начинал свою
трудовую деятельность Андрей Семенович Шимарев. Эта профессия была нужная. Со дня пуска депо и еще долгие годы сигнальное и кабинное освещение было керосиновым. На каждом паровозе
минимум четыре керосиновых фонаря. При заходе паровоза в депо после поездки, ламповщик в каждый фонарь добавляет керосин, проверяет ламповый фитиль, протирает закоптевшее стекло, осматривает крепление паровозных фонарей.
В наставлении Николаевской железной дороги, действующем до 1928 года, говорилось: «запрещается выпускать паровоз на линию железной дороги с
неисправными сигнальными фонарями...».
На смену Андрею Семеновичу пришел его сын, Николай Андреевич, долгов время работал бригадиром инструментального цеха; затем
заведующим инструментальной мастерской.
Все эти годы не было задержек в получении необходимого инструмента слесарями для ремонта локомотивов.
За долголетний примерный труд Николай Андреевич награждался денежными премиями, почетными грамотами. При уходе на пенсию ему была вручена медаль «Ветеран труда».
Достойно продолжил рабочую династию внук Андрея Семеновича — Владимир Николаевич, тепловозник. Владимир Николаевич имеет среднее образование. А его дед Андрей Семенович не умел ни читать, ни писать. В деповском музее хранится «визитка» ламповщика Андрея Семеновича Шимарева. На фотографии с мужественным лицом бородач. Чуть ниже фотографии крупно «Неграмотный» и дата — февраль 1918 года.
Уважением в депо пользуется династия Нефедовых. Зачинатель династии — Олег Иванович Нефедов. Он молодым начинал работу помощником машиниста парового крана. Затем перешел на паровоз. Сначала трудился помощником. Когда пришел опыт, с получением права самостоятельного управления паровозом, стал самостоятельно водить поезда. Сначала грузовые, затем пассажирские. Локомотивная бригада Олега Ивановича как на паровозе, так и на тепловозе славилась постоянной экономией топлива. Своего опыта умелого расходования горючего он не скрывал. Передовик производства неоднократно проводил «школы на колесах» по передаче опыта вождения большегрузных составов с экономией топлива. Он не только учил людей, но учился и сам. Без отрыва от производства Олег Иванович окончил тепловозное отделение ЛИИЖТа и получил диплом инженера-механика-тепловозника. Вскоре стал машинистом первого класса. За долголетний труд на железнодорожном транспорте награждался памятными нагрудными знаками, почетными грамотами, денежными премиями.
Нефедова Г. И.
Его сестра Галина Ивановна Нефедова
после окончания техникума железнодорожного транспорта работала в цехе
эксплуатации расшифровщицей
скоростемерных лент. Работу совмещала с учебой в железнодорожном институте. После окончания полного курса тепловозного отделения Галина Ивановна стала инженером - технологом цеха эксплуатации.
В коллективе знают ее как спортсменку, стенкора деповского «Тепловозника», наставника молодых, пропагандиста технических новинок я передового опыта.
С первого трудового дня до ухода на пенсию трудился в депо бригадиром комплексной бригады, позже мастером ремонтного цеха, заместителем начальника паровозного депо, инженером-технологом технического отдела Иосиф Францевич Талапин.
Инженер И. Ф. Талапин заметный специалист депо. На его творческом счету многие рационализаторские предложения, давшие значительный экономический эффект. В молодости спортсмен-разрядник. В трудовой книжке инженера есть многие десятки поощрений за примерный труд, активную рационализаторскую деятельность и за спортивные победы.
По отцовским стопам пошел его сын Юрий. С
дипломом техника-механика-тепловозника пришел он в депо. Начинал работать помощником машиниста тепловоза. Затем потянуло на
ремонт тепловозов.
Многие годы Юрий Иосифович работал в ремонтном отделении
по содержанию топливной аппаратуры дизель-генераторных установок. Со временем стал ремонтником высокого разряда. Все, что делали трудолюбивые руки мастерового, не знало сбоев в работе. За добросовестный труд Юрий Иосифович получил немало устных и письменных благодарностей, денежных премий, почетных грамот. Об успехах его смены писала деповская стенновка «Тепловозник», городская газета «Великолукская правда», о династии Талапиных сообщала читателям центральная газета «Правда».
Талапин Ю. И.
Талапин И. Ф.
В молодые годы Юрий Талапин будучи спортсменом-разрядником защищал спортивную честь деповского коллектива на футбольных полях и на волейбольных площадках, на стадионах Великих Лук, Пскова и Ленинграда.
Перечисление трудовых династий локомотивного депо можно было бы продолжать. Все они заслуживают высокой похвалы.
Гордость и слава депо— династии, являющие собой образцы примерного труда, они и сегодня в первых рядах тружеников старейшего городского предприятия на Ловати.
[Предыдущая
страница] [ Оглавление] [
Следующая
страница]