А могло быть...

  В 1945 году на Псковском узле оставались в основном только стены от вокзала, от вагонного и паровозного депо напротив. Отделение движения расположилось в уцелевшем трехэтажном здании бывшей пересыльной тюрьмы или бывших детских яслей. От прекрасного Летнего сада железнодорожников оставалось только несколько матерых ив. Сад был обнесен высоким забором и утопал в зелени, за которой скрывались танцплощадка, эстрада, домик сторожа с огромным Слюнявым догом... Ничего этого уже не было. Стояло только какое-то сооружение со странным названием «Американка». А ведь молодежь узла в довоенные годы с удовольствием посещала свой Летний сад, откуда по выходным неслись звуки духового оркестра под управлением незабвенного дяди Коли Ворсунова. Клуб железнодорожников располагался по левой стороне Вокзальной улицы, в длинном деревянном здании. Жизнь в нем кипела, работало несколько кружков, из которых отличался драматический, где блистали зав. библиотекой Н. А. Кустова с мужем, медник депо В. Н. Кононов, Н. И. Варушеньев...
     Рядом с клубом находилась пожарная часть под командой П. Левина, а за ними - филиал школы № 39 (16), где занимались пятые классы. Все здания сгорели, сад вырубили. Все нужно было создавать заново. Под клуб выделили второй этаж бывшей ж.д. столовой, расположенной между путями, рядом с паровозным депо. Вокруг мазут и копоть. Молодежи предложили заняться восстановлением здания. Но комсомольцы обратились к городским властям с просьбой передать железной дороге под Дом культуры бывшее здание штабной церкви, коробка от которой находилась на углу Вокзальной улицы и Пролетарского бульвара. Это было длинное сооружение из старинного кирпича с большими венецианскими окнами и высоким порталом, на котором успели вырасти березки. Оно было очень даже подходящим под ДК. Ни Иркутских казарм, ни военного плаца, ни конюшен, ни складов на нем уже не было, и сам Бог велел отдать нам эти стены. Увы! Властолюбивые мужчины слишком непрактичны в таких делах, да и ломать - не строить.
     Таким образом, псковские железнодорожники вот уже более пятидесяти лет обходятся без своего Дома культуры, которые имеются на всех узловых станциях отделения дороги. Библиотеки из-за отсутствия родного помещения без конца переселяют с места на место. В новом веке вопрос неожиданно разрешился: отделение дороги ликвидировали, крупные предприятия - тоже, людей уволили и... Так и тянет на грубость в адрес умников из МПС. Дом культуры теперь без надобности - не до веселья.
      На Вокзальной улице довоенного времени было несколько ж.д. казарм, как их именуют, в которых жили ж.д. чиновники, машинисты и другие работники транспорта. После войны сохранился только один такой дом, в котором поселился начальник отделения движения Савицкий С. Г. По другую сторону улицы находился льдопункт, куда в марте свозили на лошадях прямоугольные глыбы льда из Великой и укладывали в штабеля, обсыпая опилками, сохранявшими лед до следующего сезона. Рядом высилась эстакада. Лед разбивали ломами и загружали в вагоны-ледники. На этой же улице, напротив Вокзальной площади, находилось кольцо городского трамвая, чуть дальше - ж.д. магазин, который называли почему-то Виленской лавкой. На площади проходила запасная маневренная ветка, остаток от Гдовского направления, путь которого немцы разобрали и вывезли на металл. При въезде на площадь, между зданием детских яслей и льдопунктом, стояла будка переезда и шлагбаум. Когда завод «Выдвиженец» стал расширяться, пути и шлагбаум сняли и площадь заасфальтировали.
     Склад топлива и депо были обнесены высоким забором, но мы, детвора, лазали под него за цветами на полянах и глазеть на бронепоезд, стоявший на запасном пути, как в песне. Это было громоздкое и нелепое сооружение на колесах, с торчащими пушками и обслугой в синих фуражках.
      Была у железнодорожников и своя баня, которую все любили за натуральную парилку. В семидесятые годы нерадивые чиновники из НГЧ закрыли ее. (До войны баня была рассчитана на 50 человек. Немцами была разрушена, но в марте 1945 года восстановлена. Примечание А.В.Филимонова)
     Вообще у железнодорожников, отделенных от города, как церковь от государства, было все свое: школы, больницы, магазины, детские сады и т.п., в том числе и жилье, поэтому ж.д. район - в пасынках у города и по строительству, и по благоустройству. Так, печально знаменитый поселок «болото» более походит на резервацию, где ничего, кроме магазина, нет. Город строится, ремонтируется, хорошеет, а его лицо - привокзальный район - с каждым годом хиреет и мало походит на лицо областного центра...
    Вокзал был восстановлен снаружи к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина в июне 1949 года. До войны центральный корпус был трехэтажным, на втором этаже располагались: кондукторский резерв, ревизоры НКПС, редакция узловой газеты «Ленинский ударник», узловой партком. При восстановлении корпус сделали сквозным, уменьшив таким образом намного метраж полезной площади. Вестибюль и залы ожидания были отделаны темным дубом и обставлены такой же темной тяжелой мебелью. В ресторане, как тогда было модно, стояли искусственные пальмы и чучело медведя. Лицевая сторона вокзала имела навес во всю длину, защищая пассажиров от непогоды.
      Больничный комплекс до 1941 года состоял из поликлиники из старинного красного кирпича, уцелевшей в лихие годы, и двух деревянных зданий - больницы и родильного дома, - расположенных в небольшом сосновом лесу. Больница не сохранилась, роддом разобрали, а лес при строительстве нового комплекса зачем-то вырубили. Меж тем, комплекс расположен между двумя грузовыми станциями, и больные дышат загрязненным воздухом...
  В конце сороковых между Вокзальной улицей и ж.д. Летним садом был котлован метров пятьсот длиной, в виде амфитеатра, склоны которого густо зарастали репейником. Внизу котлована, на поле, играли в футбол, цыгане раскидывали свои шатры и что-то мастерили, а зимой ребятня каталась с откосов на лыжах. В этом котловане можно было обустроить спортивный комплекс со стадионом. В конце сороковых его засыпали обломками войны и разбили сквер. Теперь там построены автовокзал и АЭС.
     Ходила легенда, что этот котлован в далекие времена являлся частью канала, якобы прорытого к реке Великой для захода торговых судов.
     В конце Вокзальной улицы была ж.д. школа № 40, а напротив несколько домов барачного типа. В войну школа сгорела, а вот бараки уцелели до сего времени. Зато построенные в послевоенные годы восемь капитальных восьмиквартирных домов снесены (кроме двух) под строительство очередного завода... Когда летишь над городом, хорошо видно это средоточие заводов в центре города. Стратегия, черт возьми!
       Уютные улочки и переулки предвоенного ж.д. района, где детвора играла в лапту, в казаки-разбойники и прыгала в классики, были заселены в основном небольшими частными домиками, утопавшими в садах. Сейчас эти места выглядят совсем не так, и становится жаль незабываемых лет детства...
    "ПСКОВСКИЕ ХРОНИКИ"  №5 (24) 2001 год  Т. Е. ЯРМОНЧИК 

 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS