[Историческая справка] [Карты
и схемы] [Северная горловина]
[Витебск-Пассажирский] [Жлобинский
парк] [Орловский парк]
5 октября 1866 года было открыто движение
по Динабурго-Витебской железной дороге. Одновременно было построено
пассажирское здание. Дорога строилась на деньги англичан. В конце
1868 года было построена Орловско-Витебская железная дорога. При
следовании поездов через Витебск менялось направление движения. Локомотивное
депо было построено в середине 1870-х годов,
вагонное депо - в 1886 году. В декабре
1902 года открылось движение на участке Витебск - Жлобин. В
1904 году был открыт участок Новосокольники - Витебск
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Станция Витебск находится на
568 км Витебской
дороги. В расписании 1917 года станция Витебск
на 533 версте от Петрограда. В 1943 году станция
Витебск на 568 километре от
Ленинграда. В 1952 году станция
Витебск Западной дороги
находится в 102 км от
станции Невель II. В 1955 году это участок Витебского
отделения Калининской
дороги.
Локомотивное депо Витебск (ТЧ-16) является
ремонтно-эксплуатационным предприятием. Оно обслуживает движение грузовых
поездов на участках до станций Полоцк, Орша, Осиповичи, Новосокольники,
пассажирских - на участках до станций Орша, Полоцк и пригородных - на участках
до станций Орша, Езерище, Полоцк, Смоленск. Депо выполняет капитальные и текущие
ремонты тепловозов ТЭП60 и 2ТЭ10М в объеме текущего ремонта (ТР-3), капитального
ремонта (КР), а также ремонт электрических машин тепловозов ТЭП60, ТЭП70, 2ТЭ10
в объеме КР.
Вагонное депо входит в состав УП «Витебское
отделение Белорусской железной дороги». Имеет разрешения на производство
следующих видов ремонта: деповский и капитальный ремонт 4-осных и 8-осных
цистерн для перевозки нефтепродуктов, специализированных цистерн для перевозки
сжиженных газов, химических продуктов, цистерн-цементовозов; капитальный
ремонт 4-осных цистерн с продлением срока полезного использования на 16 лет
(КРП); окраска 4-осных и 8-осных цистерн.
Витебский пассажирский участок
осуществляет продажу железнодорожных билетов; подготовку в рейс - техническое
обслуживание, экипировка углем, инвентарем, постельными принадлежностями и
чайной продукцией и оказание услуг пассажирам на вокзалах и в поездах.
"Интересно, что многие поезда на Оршу идут через
станцию Лучёса, а не через станцию Медвёдка. Дело в том, что ст.
Витебск-Пассажирский разделена тракционными путями (4 и 5) на две части, и
с 1-3 путей не выйти на Медвёдку, а с 6-9 - на Лучёсу. С Медвёдки тоже можно
выехать на Смоленский ход, что иногда используется, в частности для грузовых
поездов.
Ст. Витебск-Пассажирский имеет два грузовых парка, внешне похожих на
отдельные станции: Смоленский (Орловский) и Жлобинский (Оршанский), между южными
горловинами которых есть переход и заброшенный обходной путь на Полоцк через
Гришаны (не знаю, где он кончается, но дрезины по нему курсируют).
В интернете в расписании в поиске три станции Витебск, хотя на обоих
товарных парках пригородные поезда не останавливаются (на Оршу часто ходят через
Орловский парк, в Лучёсе сворачивая на обводную ветку).
Считаются они парками, причём Жлобинский такой же товарный, как и
Орловский: сортировочная горка от Пассажирского ведёт в Жлобинский парк. Часть
путей из него ведут к заброшенной ветке на Полоцк и на Оршу по ним не выехать.
Там же примыкает территория депо, но локомотивы с Пассажирского туда едут как на
Орловский парк, т.к. разделены они путём горки (5-й путь на Пассажирском).
С Орловского тоже туда же ведут вроде несколько путей системы депо.
Действующий переход с южной горловины Орловского парка, где ещё одна горка,
переходит в заброшенную ветку на Полоцк, к которой дальше примыкает ещё одна со
Жлобинского парка (отходит возле километрового знака 2/3 км).
Орловский и Смоленский, Оршанский и Жлобинский - как бы синонимы, но
Орловский и Жлобинский правильнее - так принято."
Сентябрь-ноябрь 2010 года.
Алексей Лакомов.
"Станция Медвёдка находится на
дороге Витебск – Орша - Жлобин в 7 км от Витебска. С неё ведёт обводной путь на
Лучёсу и Смоленск.
Южнее на 10 км находится блокпост Медвёдка-2
(остановочный пункт Крестьянка), куда выходит ветка со станции Лучёса. Здесь же
начинается (с ПК97 до ПК186) двухпутный участок. После станция Замосточье в 22
км. С 25 км до станции Можеевка двухпутная дорога, а после станции Можеевка
движение "реверсивное", т.к. грузовые поезда часто идут по неправильному пути на
Оршу-Восточную.
Гришаны - пригородные поезда останавливаются. Путь на
Витебск есть только через Чепино. В сторону Жлобинского парка путь разобран, есть
платформа.
Станция Лучёса находится на дороге Смоленск - Брянск -
Орёл, и от неё налево по ходу из Витебска идет ветка на Журжево (отходит немного
дальше, и два перегона идут как двухпутная дорога)."
Алексей Лакомов.
Расписания
Расписания движения
поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина.
Участок Петроград - Витебск (от Сущево) и
обратно.