|
Дорога Москва - Виндава* (Вентспилс)
История дороги
Рост внешнеторгового оборота царской России в конце прошлого столетия
вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к
незамерзающим портам Латвии. Линия Москва- Виндава (Вентспилс) проходила по трассе
Москва - Ржев - Великие Луки - Новосокольники - Митава - Тукумс -
Виндава.
Строительство колеи началось согласно Высочайшему Указу
Николая II от 2 марта 1897 года и велось в нескольких местах. В августе
1999 праздновалось столетие железнодорожной
станции
Идрица, в августе 2000 года- столетие станции и
города
Пустошка, в августе 2001 года - столетие станции и города
Новосокольники.
В книге "Пустошка"
Сергея Бирюлина и Николая Масолова приводятся воспоминания сторожилов:
"Был среди технического персонала строителей мастак давать прозвища
и названия. "Думали мы, думали , как назвать станцию, - говорил он,
- ничего не придумали. Вот и назовем ее
Выдумкой. Много после этого мы
маялись - перемаялись - вот и наречем новую станцию
Маево." Дорога
строилась в основном по малонаселенным местам, поэтому большинство станций
имеют оригинальные названия.
«Имею честь донести, что, осмотрев участок
Себеж-
Пустошка Московско-
Виндавской линии протяжением 55 верст, мною разрешено открыть 9 сентября
временное пассажирское и грузовое движение».(Из телеграммы инспектора технического отдела Управления по сооружению дорог
А. СТРУВЕ министру путей сообщения в 1900 году).
В июне 1901 г. в Москву пришел первый поезд из Ржева, и затем регулярно
три раза в неделю началось пассажирское движение Москва II - Ржев.11 (24) сентября 1901 года отправился первый поезд до
Крейцбурга. Все сооружения Общества
МВР железной дороги проектировались в
соответствии с последними техническим
достижениями. Линии имели устройства
сигнализации стрелок производства
Путиловского завода и фирмы Сименс и
Гальске, блокировочные устройства того
же Путиловского завода. На дороге
работали паровозы заводов: Коломенского,
Путиловского, Борзиг, Стюарт.
В 1906 году открылось движение поездов по линии
Москва - Великие Луки - Рига. В 1917 году
дорога Виндава - Москва длиной 1103 км еще
принадлежит Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской
дороги. С 1918 года дорога принадлежит государству.
В июле-августе 1920 года состоялось объединение Московско-Виндаво-Рыбинской и Северо- Западных железных дорог на базе последних.
В 20-е годы эта железная дорога, идущая к
границе с Латвией, перевозила более 30
процентов экспортных грузов СССР. С 1929 года дороги входят в состав Октябрьских дорог.
В 1940 году участок до Идрицы принадлежал Западной дороге, от Идрицы до Новосокольников
– Ленинградской, ликвидированной в 1953 году, а от Новосокольников- Калининской дороге.
До войны дорога была двухпутной. Здания
станций были все деревянные темно-зеленого
цвета. Почти на всех станциях были
сооружены бетонные погреба- они до сих пор
сохранились. Немцы
перешили один путь на европейскую колею к весне 1942 года.
"Первая, главная магистраль
берет свое начало от Новосокольников и
идет на Идрицу, Себеж до границы с Латвией.
Имеет общую протяженность 135 км, до Себежа
- двухколейная и дальше до Латвии -
одноколейная. Исходя из расчета длины
одного рельса 12,5 м, на всей дороге имеется
39520 рельсов" ( Из доклада представителя
ЦШПД на Калининском фронте т. Рыжикова 3
сентября 1943 года). После 3 августа 1943
года (начало "рельсовой войны"),
когда было уничтожено 5635 рельсов, по 6
августа дорога не работала. К концу
месяца партизаны подорвали 36632 рельса ( 229
км одной колеи). На восстановление пути
были брошены 475 -й рабочий, 4-й
железнодорожный батальоны. В конце
августа на участок Лемно -
Забелье
приезжали два немецких генерала. Был
восстановлен один путь. Больше дорога
двухпутной не была (да и не будет, увы).
С 20 июня 1945 года стал ходить ежедневный
поезд №№71-72 Москва - Рига и четыре раза в
неделю Москва - Новосокольники. С 17 июня 1953
года до Риги ходили два поезда №№71-72 и
№№35-36. Также курсировал поезд Москва -
Великие Луки. В 1954 году этот маршрут
продлевали до Резекне. В 1946 году участок Ржев — Великие Луки — Себеж (до Зилупе) входит в состав Калининской дороги, с 1961- в состав Октябрьской железной дороги.
В 1962 году Великолукское отделение было
объединено с Псковским. В годы "застоя" летом за смену (12 часов) дорога
пропускала 26-28 поездов.
По этому участку в послевоенное время перегоняли на восток электропоезда из Риги.
Еще недавно по всей дороге через 4 -5
километров были казармы обходчиков,
путевых бригад, будки охраняемых переездов.
В 2000 году на участке Ржев - Себеж уложена
линия волоконно-оптической линии связи.
Однопутная, оборудована
полуавтоматической блокировкой.
Ссылки
"Первое
столетие" Книга Владимира Ипатова.
Великие Луки, 1998 год.
Статьи об
истории Общества Москово-Виндаво-Рыбинской
дороги и строительстве дороги Москва -
Крейцбург из книги Николая Казюлина
"Самовар в упряжке ходит". Великие
Луки. 2002 год.
"Выбор направления" 30
сентября 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль" о 110-летии магистрали.
Состав
участка
|