Дорога Москва - Виндава* (Вентспилс)

История дороги

   Рост внешнеторгового оборота царской России в конце прошлого столетия вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Латвии.  Линия  Москва- Виндава (Вентспилс) проходила по трассе Москва - Ржев - Великие Луки - Новосокольники - Митава - Тукумс - Виндава.
  Строительство колеи началось согласно Высочайшему Указу Николая II от 2 марта 1897 года и велось в нескольких местах. В августе 1999 праздновалось столетие железнодорожной станции Идрица, в августе 2000 года- столетие станции и города Пустошка, в августе 2001 года - столетие станции и города Новосокольники
  В книге "Пустошка" Сергея Бирюлина и Николая Масолова приводятся воспоминания сторожилов: "Был среди технического персонала строителей мастак давать прозвища и названия. "Думали мы, думали , как назвать станцию, - говорил он, - ничего не придумали. Вот и назовем ее Выдумкой. Много после этого мы маялись - перемаялись - вот и наречем новую станцию Маево." Дорога строилась в основном по малонаселенным местам, поэтому большинство станций имеют оригинальные названия.
   «Имею честь донести, что, осмотрев участок Себеж- Пустошка Московско- Виндавской линии протяжением 55 верст, мною разрешено открыть 9 сентября временное пассажирское и грузовое движение».(Из телеграммы инспектора технического отдела Управления по сооружению дорог А. СТРУВЕ министру путей сообщения в 1900 году).
   В июне 1901 г. в Москву пришел первый поезд из Ржева, и затем регулярно три раза в неделю началось пассажирское движение Москва II - Ржев.11 (24) сентября 1901 года отправился первый поезд до Крейцбурга.  Все сооружения Общества МВР железной дороги проектировались в соответствии с последними техническим достижениями. Линии имели устройства сигнализации стрелок производства Путиловского завода и фирмы Сименс и Гальске, блокировочные устройства того же Путиловского завода. На дороге работали паровозы заводов: Коломенского, Путиловского, Борзиг, Стюарт. 
  В 1906 году открылось движение поездов по линии Москва - Великие  Луки - Рига. В 1917 году дорога Виндава - Москва длиной 1103 км еще принадлежит Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской дороги. С 1918 года дорога принадлежит государству. В июле-августе 1920 года состоялось объединение Московско-Виндаво-Рыбинской и Северо- Западных железных дорог на базе последних. 
   В 20-е годы эта железная дорога, идущая к границе с Латвией, перевозила более 30 процентов экспортных грузов СССР. С 1929 года дороги входят в состав Октябрьских дорог. В 1940 году участок до Идрицы принадлежал Западной дороге, от Идрицы до Новосокольников – Ленинградской, ликвидированной в 1953 году, а от Новосокольников- Калининской дороге. До войны дорога была двухпутной. Здания станций были все деревянные темно-зеленого цвета. Почти на всех станциях были сооружены бетонные погреба- они до сих пор сохранились. Немцы перешили один путь на европейскую колею к весне 1942 года. 
   "Первая, главная магистраль берет свое начало от Новосокольников и идет на Идрицу, Себеж до границы с Латвией. Имеет общую протяженность 135 км, до Себежа - двухколейная и дальше до Латвии - одноколейная. Исходя из расчета длины одного рельса 12,5 м, на всей дороге имеется 39520 рельсов" ( Из доклада представителя ЦШПД на Калининском фронте т. Рыжикова 3 сентября 1943 года). После 3 августа 1943 года (начало "рельсовой войны"), когда было уничтожено 5635 рельсов, по 6 августа дорога не работала. К концу месяца партизаны подорвали 36632 рельса ( 229 км одной колеи). На восстановление пути были брошены 475 -й рабочий, 4-й железнодорожный батальоны. В конце августа на участок Лемно - Забелье приезжали два немецких генерала. Был восстановлен один путь. Больше дорога двухпутной не была (да и не будет, увы).
   С 20 июня 1945 года стал ходить ежедневный поезд №№71-72 Москва - Рига и четыре раза в неделю Москва - Новосокольники. С 17 июня 1953 года до Риги ходили два поезда №№71-72 и №№35-36. Также курсировал поезд Москва - Великие Луки. В 1954 году этот маршрут продлевали до Резекне. В 1946 году участок Ржев — Великие Луки — Себеж (до Зилупе) входит в состав Калининской дороги, с 1961- в состав Октябрьской железной дороги. В 1962 году Великолукское отделение было объединено с Псковским. В годы "застоя" летом за смену (12 часов) дорога пропускала 26-28 поездов. 
  По этому участку в послевоенное время перегоняли на восток электропоезда из Риги. Еще недавно по всей дороге через 4 -5 километров были казармы обходчиков, путевых бригад, будки охраняемых переездов. В 2000 году на участке Ржев - Себеж уложена линия волоконно-оптической линии связи. Однопутная, оборудована полуавтоматической блокировкой. 

Ссылки

   "Первое столетие" Книга Владимира Ипатова. Великие Луки, 1998 год.   
   Статьи об истории Общества Москово-Виндаво-Рыбинской дороги и  строительстве дороги Москва - Крейцбург из книги Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит". Великие Луки. 2002 год.
  "Выбор направления" 30 сентября 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль" о 110-летии магистрали.

Состав участка

 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS