Виндавская дорога
дорога
Псков - Полоцк
[Историческая справка]
[Карты и схемы]
[Западная
горловина] [Грузовая
станция] [Вокзал]
[Восточная
горловина]
588 километр от Москвы или 552
верста по расписанию лета 1917 года.176 верста
от Пскова по дороге Псков - Полоцк.
Станция Идрица названа по имени
речки Идрия. Станция
Идрица праздновала свое столетие в День железнодорожника в
1999 году.
В гербе поселка на то время присутствует тепловоз.
В расписании лета 1903 года станция
Идрица на 552 версте от Москвы
и 193 версте от Крейцбурга, в расписании
зимы 1905-1906 годов на
том же расстоянии от Москвы и в 475 верстах от Виндавы.
В расписании 1922-1923
годов станция Идрица на 172 версте от Пскова.
По расписанию лета
1917 года пассажирские поезда по дороге Псков - Полоцк еще не
курсировали.
В расписании 1937 года станция
Идрица находится на 189
километре от Пскова и 107 километре от Полоцка. На карте РККА 1937
года можно разглядеть подробно железнодорожный узел
Идрица. Показан путепровод дороги на Полоцк над
Виндавской дорогой
близ озера Идрия, а также схематично пути оборотного депо.
Привлекает внимание подъездной путь к кирпичному заводу, начинавшийся за мостами
через реку Идрица. Как видим, дорога на Полоцк шла от
переезда сразу на юг. По бывшей насыпи проложена сейчас дорога. Немецкая карта
1944 года лучше показывает паровозный треугольник напротив
вокзала. Благодаря этому фрагменту мы также видим, куда в глубь поселка прямо от
вокзала шел подъездной путь. Пока не ясно, для чего.
На немецкой карте конца
1942 года кроме красного креста показаны подходы к станции недействующей дороги
Псков - Полоцк.
На советских картах 1941 и 1943 годов
станция Идрица
показана на 184 километре дороги Псков-Полоцк и на 588 километре
от Москвы. Станция относилась к Калининской железной дороге. Это был
достаточно крупный железнодорожный узел. Были железнодорожные мастерские
и дистанция пути. Идрицкая дистанция в конце 50-х годов была объединена
с Новосокольнической. Перед войной начальником станции был Семен Артемьевич Собровин.
Покидал станцию в последнем поезде, позже
погиб при бомбежке (Кстати, одна из его
дочерей стала женой Николая Масолова -
военного писателя, почетного гражданина
города Пустошка). Дежурными работали Романовский, Прокофьев Г.Я.
- будущие начальники станции Пустошка. Известны
довоенные стрелочники Степан Степченко,
Тимофеев, Дорошенко (работали стрелочниками и после
войны),
Исаак Пузанов.
После войны долгое
время начальником станции Идрица
работал Титов
Василий Павлович (его заменила дежурная со станции Заваруйка Низовцева Галина, работающая
в 2000-х годах в билетной кассе), дежурными по станции работали Анна Пахомова (Сидорова), Валентина Ивановна Заизерская, Иван Пузыня, Соянкова, Стукальцева (позже перешла работать в
багажное отделение), Стукальцев (позже работал связистом?),
Анна Юлова, Иван(?) Недошивкин (позже переведен
начальником станции Горушки Невельские).
Прокофьев работал дежурным и после войны до
1960(?) года, пока не уехал в Великие Луки
работать ревизором, а потом в Пустошку.
Послевоенные стрелочники: Ефросинья(?)
Шмелева, Клавдия
Кирпиченко, Дмитрий Мочалов, Козлова, Анна
Пузанова, Фаина Алинченко.
На станции Идрица установлен
бюст Герою Советского Союза лейтенанту Евгению Михайлову, повторившему
здесь подвиг Николая Гастелло. 17 марта 1944 года он направил свой горевший
ЛА-5 на железнодорожные составы, стоящие на станции. В честь героя названа
привокзальная площадь.
До перестройки на станции Идрица
работали мастерские по изготовлению железобетонных (лестницы,
ограждения переездов и т.п.) и других изделий для нужд службы пути.
В 90-е годы осуществлена электрическая централизация.
В Атласе Главного управления геодезии и
картографии при Совете Министров СССР
1971 года станция Идрица значится в числе узловых, в
Атласе 1987 года - в числе прочих. В
бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов
станция Идрица была промежуточной станцией 4 класса.
В феврале 2003 года Великолукский ОРС в очередной
раз напомнил, что не может продать
здание бывшего железнодорожного магазина
на станции Идрица (№19). Для заинтересовавшихся
сообщаем телефоны в Великих Луках: 91815 и 91823. газета "Вперед".
"В мае 2004 года забора вокруг вокзала нет, остались одни столбы. У
вокзала 4(!) пути (3 приемоотправочных). Со стороны Нащекино на въезде на станцию
на реке Идрица рядом с мостом видны боковые устои бывшего моста
второго пути. Станция имеет необычную конфигурацию. Кроме путей перед
вокзалом есть отдельно грузовая станция. Само здание вокзала и другие
станционные здания расположены необычно близко к восточной горловине. Кроме обычных 1 и 2 постов
рядом с вокзалом был пост №3, стрелочник которого неплохо жил при проходящих
поездах и много трудился при маневровой работе. Сквозные пути имели нумерацию к
вокзалу 2А, 1А, 1В. На посту №3 от 1В отходили на грузовую станцию 2В, 3В и т.д.
Это наследство узловой станции, которой была Идрица до войны.
На путях грузовой станции отстаиваются
рефрижераторы, идет погрузка леса. В
четырех километрах в сторону Себежа на 592
километре от дороги отходит (до этого она
идет параллельно)
двухкилометровая (?) ветка на север по трассе бывшей Полоцкой дороги до
карьера (песок и щебень отправляли в Великие Луки). Эта ветка в свое время и положила
начало железнодорожной станции.
Рельсы ветки в лес ржавые, но судя по
свежему песку пару лет назад менялись
сгнившие шпалы. Возят ли песок сейчас -
неведомо. Перед выездом со станции в
сторону станции Заваруйка опять мост."
Юрий Киселев.
"Впечатления от 19
июня 2005
года. Авария в Тверской
области (сход цистерн) повлияла на
курсирование пригородных поездов. 18 июня
пригородный, хотя и опоздал на 30 минут, но
прицепных московских вагонов не дождался.
Их тащили отдельно. 19 июня, на Пасху, пригородный с 2ТЭ116-039 (!)
впереди, опоздав на час, все-таки дождался прицепных московских вагонов. 20 июня
"Тройка" на Ригу опоздала на целых три часа. Грузовой работы на станции не
отмечено. Главный путь уложен с новыми креплениями. Второй у перрона
остался на деревянных шпалах. Два пути у вокзала остались в траве. Совсем
недавно восточная горловина станции перенесена на запад за переезд. Раньше на
переезд выходили три пути. Столбы бывшего забора вокруг привокзального сквера
демонтированы."
Юрий Киселев
"По данным СЗ УВДТ. Шестого октября в
дежурную часть поступило сообщение от сотрудника уголовного розыска на
станции Себеж о том, что на территории станции Идрица (переезд 589-го
километра) задержана автомашина ГАЗ-53 под управлением гражданина Д.
1979 года рождения. В кузове обнаружены 15 кусков рельсов различной
длины и газорезное оборудование. Похищенное изъято и передано на
ответственное хранение в дистанцию пути (ПЧ-45). Причиненный ущерб
устанавливается." 21 октября 2006 года.
Газета "Октябрьская магистраль"
"Впечатления от 27 мая
2007 года. Пакгауз грузовой станции разбирается по кирпичику.
Погрузки леса и другой грузовой работы нет. От брошенных двух путей перед
вокзалом остались только шпалы."
Юрий Киселев.
"Поездка в Идрицу на Троицу 27 мая 2007 года"
"Впечатления мая-июня
2008 года. Пакгауз не разобран, а превратился в два сарая. Погрузка леса в
больших объемах. Также появилась табличка "Граница подъездного пути". Внутри
здания вокзала началась стройка. Только что заметили, что от здания
кладовой, сфотографированного в сентябре 2005 года, не осталось и следа."
Юрий Киселев.
"10 июня
2010 года. Пассажиров много. Грузовая работа: видим две
кучи леса. Внутри здания вокзала появилась безымянная кладовая."
Юрий Киселев.
"8 июня 2014 года. Пассажиров очень мало. Здание вокзала закрыто."
Юрий Киселев.
"Готовится
к открытию новый
транспортно-пересадочный узел в
поселке Идрица" 12
сентября 2016 года.
Источник - Псковская Лента Новостей
"В
Идрице открылся
транспортно-пересадочный узел"
15 сентября 2016 года.
Источник
- Псковская Лента Новостей
"Женщина пострадала при столкновении грузового поезда и ВАЗ-2115 на переезде в Идрице" 20
августа 2017 года. Первоисточник
информации - "Псковская
Лента Новостей"
Расписания
Расписания движения поездов на лето
1903 года от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1904
года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму
1905-1906 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1908
года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму
1911-1912 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания движения
поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина.
Участок
Москва - Виндава (от Ново-Сокольников)
и обратно.
Расписания движения
поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания
на все направления
Псковских железных дорог.
1924 год.
2002 год
от Владимира Дукина
2003 год
от Владимира Дукина
Расписание
движения поездов на дороге Псков - Полоцк в 1937 году
от Дмитрия Фокина.
Расписания по станции
Идрица.
2005 год.
До 24 мая 2008 года.
С 25 мая 2008 года.
Расписание
движения с 25 мая 2008 года пригородного поезда
№№6501-6502 Великие Луки - Себеж.
Пригородные поезда на лето 2009 года
Великие Луки - Нелидово №№6804-6803 и
Великие Луки - Себеж №№6505-6506 от Евгения Гацака.
Расписание курсирования пригородных поездов
по станции Идрица с 1 июня 2010
года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
Расписание поезда №№6501-6502 Великие Луки - Посинь
10 июля 2010 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
Расписание поездов
№№6505/6506 Великие Луки - Себеж 12 мая 2011 года.
Автор фотографии - Юрий Киселев.
Расписание поезда №№6501-6502 Великие Луки -
Посинь 3 июня 2012 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
Расписание курсирования пригородных поездов
по станции Идрица 8 июня 2014 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.