Псковские железнодорожники в Великой Отечественной войне
 (к 60-летию Великой Победы )
Выпуск 1. "Железнодорожники Псковщины – Герои Советского Союза"

    22 июня 1941 г. в 12 ч. 15 мин. миллионы советских людей услышали по радио заявление правительства о вторжении войск фашистской Германии в пределы СССР. Было воскресенье. Псковичи о нападении Германии узнали в полдень. Волнующими были в те часы многолюдные митинги и собрания, проходившие в городе. Начался первый день кровопролитной опустошительной войны, которая длилась 1417 дней…
      Большое внимание гитлеровское командование уделяло путям сообщения СССР, в особенности железным дорогам. В плане «Барбаросса» указывалось: «Русские железные дороги и пути сообщения, в зависимости от назначения для операции, должны перерезаться или выводиться из строя».
     Первая бомба упала на Октябрьскую железную дорогу на 11-й день войны. Это произошло 2 июля в 13 ч. 05 мин. Высоко в небе над перегоном Остров - Брянчаниново появился вражеский самолет. Он-то и сбросил небольшую фугаску, которая разорвалась в подступавшем к железнодорожному полотну болотце. Самолет чуть снизился и сделал второй заход. И еще одна бомба угодила в застоявшуюся зеленоватую жижу. Третья разворотила путь, вырвала опутанный проводами телеграфный столб.
     Неподалеку от этого перегона находился Псков – крупный железнодорожный узел. В последующие дни уже десятки фашистских стервятников стали обрушивать бомбовые удары на древний город.
     С первого же дня войны железная дорога Псковщины стала фронтовой. На железнодорожников станции Псков легла организация срочной отправки мобилизованных. Подвижного состава не хватало. На вокзале, особенно ночью, скапливались массы людей. Материальные ценности из Пскова начали вывозить 25 июня, а 3 июля приступили к эвакуации населения.
      Были эвакуированы Госбанк, оборудование заводов «Пролетарий», «Металлист», «Выдвиженец», основные ценности колхозов и совхозов. С 3 по 8 июля 1941 года из Пскова было вывезено 1457 вагонов груза. Через псковский эвакопункт было эвакуировано более 45 тысяч женщин, детей, стариков. Составы нередко формировались под непрерывными бомбовыми ударами авиации на разрушенных путях. Многие железнодорожники погибли в первые недели войны, а поезда шли, дороги работали безостановочно. Днем и ночью уходили к линии фронта воинские эшелоны и транспорты с боевой техникой, а на восток – составы с эвакуируемым населением и оборудованием промышленных объектов. Начальником станции Псков в это время был Васильев А.А.
    Пылал седой Псков… Дым пожарищ поднимался над узловыми станциями Великие Луки, Дно. И всюду человеческие жертвы, лежащие в руинах здания и сооружения. Важное место в оборонительных боях отводилось авиации. Героические подвиги совершили летчики Попов А.В. и Антоненко А.К. Им было присвоено звание Героев Советского Союза. Вечером 9 июля наши войска оставили Псков. Железнодорожники эвакуировались в Ленинград.
    В августе 1941 г. Ленинградский Обком партии и Штаб Северо-Западного фронта создали из железнодорожников Псковского и Дновского узлов диверсионные партизанские отряды. Им ставилась задача вести разведку и подрывную деятельность на железнодорожных магистралях в тылу врага. Командиром отряда псковских железнодорожников был М.Светлов, комиссаром – начальник политотдела Псковского отделения железной дороги С.Ф.Верязов.
    Без малого три года на Псковщине гремели взрывы на железнодорожных линиях, сходили с рельсов поезда с живой силой и техникой противника. Отряды партизан-железнодорожников действовали в составе партизанских бригад легендарного партизанского края, раскинувшегося на территории Калининской, Псковской, Новгородской областей и южных районов Ленинградской области. Не щадя жизни, дрались они с оккупантами.
   Железнодорожники помнят этих героев: разведчика 1-ой партизанской бригады, начальника станции Любятово М.Г.Нефедова, партизана 5-ой партизанской бригады начальника станции Гачки Тимофеева, бойца партизанской бригады «Смерь фашизму» И.П.Чекланова (после войны инженер локомотивного депо Великие Луки), организатора партизанского отряда, столяра локомотивного депо Новосокольники Н.А.Кудреца, за голову которого гитлеровцы обещали 10 тыс. марок, комиссара партизанского отряда секретаря партийного комитета Дновского паровозного депо Ф.А.Мельникова, проводницу Дновского резерва, руководителя Дновского железнодорожного подполья А.Бисениек, партизан-подпольщиков машинистов Дновского паровозного депо: В.Капустина, Ф.Давыдова, С.Скриповского, начальника разведки отряда партизанской бригады «Неуловимые» А.И.Валентика (после войны – старший инженер Псковского отделения) и многих-многих других.
     В сентябре 1942 года решением Государственного Комитета Обороны было создано 35 паровозных колонн особого резерва, располагающих 750-ю паровозами. В колонну обычно входили локомотивы тех депо, которые ранее обслуживали наши западные магистрали, временно оккупированные фашистами.
     Еще раньше, в 1941 году была образована 5-я головная колонна паровозов особого резерва Главнокомандующего, сформированная в основном из машин и рабочих Великолукского депо. Колонна прошла путь от Сталинграда и Ровно до Берлина, теряя в пути людей, меняя изуродованные бомбами паровозы. В этой колонне работали А.Бабочкин, А.Бабран, Ф.Зуев. Немало женщин работало в колонне. Наравне с мужчинами водила паровоз машинист К.С.Варфоломеева. Помощниками машинистов были Л.И.Лебедева, З.А.Ершова, Е.П.Иванова, А.Я.Гайдукова.
   Одной из первых в опустошенных войной районах начала действовать Октябрьская железная дорога. Всю ночь с 22 по 23 июля длился бой за освобождение г.Пскова. Восточная часть города и центр к утру были очищены от немцев. В 9 часов утра бойцы 128 дивизии заняли железнодорожный вокзал. Первоочередной задачей стало восстановление железнодорожного узла для обеспечения перевозки через него войск, техники и боеприпасов к фронту.
    25 июля 1944 года в Псков прибыли восстановители стальных магистралей. Это были части 30-й железнодорожной бригады: 37-й и 38-й отдельные железнодорожные батальоны, 43-й отдельный восстановительно-путевой железнодорожный батальон и другие части. Одним из главных объектов восстановления был железнодорожный мост через Великую. Восстановительные части нуждались в помощи. Мобилизуется все немногочисленное население города и окрестных деревень, в основном женщины и подростки 13-14 лет.
    В те дни, в июле-августе 1944 года работать было не только трудно, но и опасно. Фашисты неоднократно сбрасывали бомбы на строителей, но бойцы продолжали работать под огнем врага. За 10 суток были расчищены завалы, восстановлены пути и обеспечено движение через станцию Псков. На фронт пошли военные составы.

Литература: 
1. Архив Псковского железнодорожного музея
2. Арсеньев А.Я., Арсеньева А.П. «Псковичи – Герои Советского Союза». Л., Лениздат, 1983.
3. Газета "Великолукская Правда" №135 (16867) от 18.07.91
4. А.И. Валентик. «На Псковщине» ( в сб. «Октябрьская фронтовая»). Лениздат, 1970 год.
5. З.П. Иванова. «Начальник станции Псков». «Новости Пскова». 9 июля 1998 года.

Антоненко Алексей Касьянович
Алексеенко Георгий Афанасьевич
Антонов Николай Дмитриевич
Бисениек Анастасия Александровна
Буданов Феоктист Андреевич
Васильев Михаил Иванович
Васильев Павел Федорович
Егоров Владимир Васильевич
Лобанов Александр Васильевич
Павловский Алексей Андреевич 
Панов Дмитрий Петрович
Покрамович Дмитрий Семенович
Попов Александр Васильевич
Родителев Александр Михайлович
Рокоссовский Константин Константинович
Сухобский Николай Феофилович
Сиротин Николай Яковлевич
Сидорович Александр Николаевич
Сизов Василий Филиппович
Тихмянов Леонид Павлович
Шлюйков Петр Иванович
Кушнер Михаил Иванович

Р.Н.Королькова
Псковский железнодорожный музей
Псков  2004 год

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS