|
"Подарок" для диспетчера
Ну и "подарок"
получили к 8 марта диспетчеры
Санкт-Петербург-Витебского отделения дороги,
среди которых две трети - женщины! Весь узел и
линейные станции до самого Дно забиты поездами,
идущими в адрес Санкт-Петербургского морского
торгового порта.
- Порт не справляется уже месяца три с грузопотоком. Но такого, как сейчас,
не помним, - говорят диспетчеры. - Как специально к празднику. Другие бы растерялись. Непросто
держать все поезда в памяти, продвигать грузовые, выдерживать график пригородных,
пассажирских... Не голова нужна, а ЭВМ. А у диспетчеров
Ораниенбаумского, Оредежского и Псковского
кругов в этой смене - очаровательные лица,
дивные прически и мелодичные голоса. Они - женщины. Этим сказано все. И не
сорвутся на крик, не пошлют матом, что бы ни случилось. Ровным приятным голосом командуют они целыми
участками, работой десятков станций и локомотивных бригад, ведущих поезда по вверенным им перегонам.
- Поезд на Шушары отправлять можно... Сборный на
Дно придержите - он
негабаритный. Ночью пропустим, когда электропоездов не будет.
- Словно самой себе напевно говорит диспетчер Оредежского круга
Татьяна Галузина.
- Электропоезд на Оредеж по второму пути, грузовой - по первому, -
командует рядом Светлана Пименова.
- Ограничение скорости по станции Сольцы до 15 километров в час. Там остродефектный рельс. Будьте внимательны.
Голоса приятные и даже застенчивые. Не команда, а музыка.
Оредежский круг на Санкт-Петербург-Витебском отделении - самый трудный. Он
единственный, где работают в смену сразу двое диспетчеров. Хотя, казалось бы, ни <окон>, ни
реконструкции на участках нет. Зато протяженность - 245 км: до Вырицы и Дно. Оредежский - на диспетчерской
централизации. С пульта в Петербурге Светлана и Татьяна задают все маршруты поездам, которые идут
где-то между Новинкой и Дно.
Редко берет на себя управление этими станциями их персонал, уже почти
повсеместно сокращенный. Если маневры там производят, тогда только диспетчер <отдает> станцию на
резервное управление. Ведь в тупиках централизации нет. Только на главных путях.
- Сейчас на участке десятки поездов, - говорит Светлана, - и пригородные
электропоезда, и грузовые, и пассажирские... А летом и больше бывает. Зимний график легче.
Вначале не только Татьяна и Светлана, все специалисты опасались: как на
безлюдном участке такой протяженности диспетчеры справятся? Ведь ни дежурных, ни стрелочников, ни
путейцев нет, особенно ночами. Справляются.
- Мужчины нас подстраховывают, - говорит С.Пименова. - Вчера был снег. Пока
грузовой стоял на боковом пути, пропуская пассажирский, стрелки замело - не выехать. Пришлось просить
локомотивную бригаду сходить, посмотреть: что там. Они не только посмотрели, но и стрелку почистили. Лишь
бы их поезд скорее отправили. Перегоны пустеют год от года.
Теперь вот закрыли еще одну малодеятельную
станцию - Низы. Диспетчерам теперь стало еще труднее - удобное было место для скрещения поездов: пути
на станции длинные, любой длины грузовой вмещался.
Следующая в очереди на закрытие -
станция
Куклино.
Светлана Пименова 15 лет проработала дежурной по станции Новый Петергоф и
третий год - диспетчером. Ее коллега Татьяна Галузина здесь уже 12 лет. Потому и считается на этом
большом круге <мозговым центром>. Все важные решения принимает она.
Четыре года назад после объединения с Псковским отделением диспетчерский
центр вырос почти вдвое. В Петербург переехали лучшие специалисты
Пскова - чтобы руководить
движением на участках, которые лучше их никто из питерцев знать не мог.
В эту женскую смену на Псковском узловом круге работает Лариса Шуляк. У нее два международных стыка:
Печоры-Псковские - с Эстонией, и
Пыталово - с Латвией.
Лариса Михайловна приняла утром 22 поезда, ожидающих отправки на Эстонию.
Это при том, что в сутки обычно удается туда сдать 7-9 поездов. Остальные составы брошены и
отставлены на всех участках от Печор до Пскова и от Пскова до Дно. Диспетчер уже приняла решение - 2-3
поезда отклонить от Печор на Нарву. Это немного разрядит ситуацию и к вечеру улучшит поездную
обстановку. Хочется сдать смену "почище" - ведь ночью за этот пульт сядет Игорь Шуляк, муж Ларисы. Шуляк и еще пять семей псковских диспетчеров уже получили квартиры в новом
доме. Никогда Лариса не думала, что будет петербурженкой. Ее мать была
начальником
станции
Ливомяэ - почти у самой эстонской границы, сейчас на пенсии. В Пскове им нравилось
жить и работать, да и мать близко. Но два года назад отпраздновали новоселье вместе с семьями других
псковичей, переведенных сюда работать. В итоге получилось псковское землячество, в котором к тому
же все соседки - коллеги по работе. Валентина Андреева - диспетчер
Себежского круга, Галина Иванова - дежурная по дороге, другая
Иванова - дежурная по станции в Гатчине, Валентина Быкова - в Дивенской...
О чем говорят при встрече даже в праздники? Чаще всего о поездах. Не станет
исключением и 8 марта. Железная дорога - часть их жизни и их нелегкого счастья. А кому-то из них в
этот праздник придется работать. Так что эти миловидные диспетчеры, которых вы видите на фотографии, в этот
день принимают поздравления от коллег-мужчин. Выслушивают комплименты и слова восторга.
Кто, как не коллеги, понимают - как умны и сильны, как дипломатичны их подруги. Ведь им
приходится не кастрюли на кухне переставлять, а поезда продвигать по участкам.
Е.ЧУВАШЕВА Газета "Октябрьская магистраль" от 7 марта
2004 года. №42-43(13219-13220)
|