"Подарок" для диспетчера

   Ну и "подарок" получили к 8 марта диспетчеры Санкт-Петербург-Витебского отделения дороги, среди которых две трети - женщины! Весь узел и линейные станции до самого Дно забиты поездами, идущими в адрес Санкт-Петербургского морского торгового порта.
  - Порт не справляется уже месяца три с грузопотоком. Но такого, как сейчас, не помним, - говорят диспетчеры. - Как специально к празднику. Другие бы растерялись. Непросто держать все поезда в памяти, продвигать грузовые, выдерживать график пригородных, пассажирских... Не голова нужна, а ЭВМ. А у диспетчеров Ораниенбаумского, Оредежского и Псковского кругов в этой смене - очаровательные лица, дивные прически и мелодичные голоса. Они - женщины. Этим сказано все. И не сорвутся на крик, не пошлют матом, что бы ни случилось. Ровным приятным голосом командуют они целыми участками, работой десятков станций и локомотивных бригад, ведущих поезда по вверенным им перегонам.
  - Поезд на Шушары отправлять можно... Сборный на Дно придержите - он негабаритный. Ночью пропустим, когда электропоездов не будет.  - Словно самой себе напевно говорит диспетчер Оредежского круга Татьяна Галузина.
- Электропоезд на Оредеж по второму пути, грузовой - по первому, - командует рядом Светлана Пименова.
- Ограничение скорости по станции Сольцы до 15 километров в час. Там остродефектный рельс. Будьте внимательны.
Голоса приятные и даже застенчивые. Не команда, а музыка. Оредежский круг на Санкт-Петербург-Витебском отделении - самый трудный. Он единственный, где работают в смену сразу двое диспетчеров. Хотя, казалось бы, ни <окон>, ни реконструкции на участках нет. Зато протяженность - 245 км: до Вырицы и Дно. Оредежский - на диспетчерской централизации. С пульта в Петербурге Светлана и Татьяна задают все маршруты поездам, которые идут где-то между Новинкой и Дно.
  Редко берет на себя управление этими станциями их персонал, уже почти повсеместно сокращенный. Если маневры там производят, тогда только диспетчер <отдает> станцию на резервное управление. Ведь в тупиках централизации нет. Только на главных путях.
 - Сейчас на участке десятки поездов, - говорит Светлана, - и пригородные электропоезда, и грузовые, и пассажирские... А летом и больше бывает. Зимний график легче. Вначале не только Татьяна и Светлана, все специалисты опасались: как на безлюдном участке такой протяженности диспетчеры справятся? Ведь ни дежурных, ни стрелочников, ни путейцев нет, особенно ночами. Справляются.
 - Мужчины нас подстраховывают, - говорит С.Пименова. - Вчера был снег. Пока грузовой стоял на боковом пути, пропуская пассажирский, стрелки замело - не выехать. Пришлось просить локомотивную бригаду сходить, посмотреть: что там. Они не только посмотрели, но и стрелку почистили. Лишь бы их поезд скорее отправили. Перегоны пустеют год от года. Теперь вот закрыли еще одну малодеятельную станцию - Низы. Диспетчерам теперь стало еще труднее - удобное было место для скрещения поездов: пути на станции длинные, любой длины грузовой вмещался. Следующая в очереди на закрытие - станция Куклино.
  Светлана Пименова 15 лет проработала дежурной по станции Новый Петергоф и третий год - диспетчером. Ее коллега Татьяна Галузина здесь уже 12 лет. Потому и считается на этом большом круге <мозговым центром>. Все важные решения принимает она. Четыре года назад после объединения с Псковским отделением диспетчерский центр вырос почти вдвое. В Петербург переехали лучшие специалисты Пскова - чтобы руководить движением на участках, которые лучше их никто из питерцев знать не мог. В эту женскую смену на Псковском узловом круге работает Лариса Шуляк. У нее два международных стыка: Печоры-Псковские - с Эстонией, и Пыталово - с Латвией. Лариса Михайловна приняла утром 22 поезда, ожидающих отправки на Эстонию. Это при том, что в сутки обычно удается туда сдать 7-9 поездов. Остальные составы брошены и отставлены на всех участках от Печор до Пскова и от Пскова до Дно. Диспетчер уже приняла решение - 2-3 поезда отклонить от Печор на Нарву. Это немного разрядит ситуацию и к вечеру улучшит поездную обстановку. Хочется сдать смену "почище" - ведь ночью за этот пульт сядет Игорь Шуляк, муж Ларисы. Шуляк и еще пять семей псковских диспетчеров уже получили квартиры в новом доме. Никогда Лариса не думала, что будет петербурженкой. Ее мать была начальником станции Ливомяэ - почти у самой эстонской границы, сейчас на пенсии. В Пскове им нравилось жить и работать, да и мать близко. Но два года назад отпраздновали новоселье вместе с семьями других псковичей, переведенных сюда работать. В итоге получилось псковское землячество, в котором к тому же все соседки - коллеги по работе. Валентина Андреева - диспетчер Себежского круга, Галина Иванова - дежурная по дороге, другая Иванова - дежурная по станции в Гатчине, Валентина Быкова - в Дивенской...
   О чем говорят при встрече даже в праздники? Чаще всего о поездах. Не станет исключением и 8 марта. Железная дорога - часть их жизни и их нелегкого счастья. А кому-то из них в этот праздник придется работать. Так что эти миловидные диспетчеры, которых вы видите на фотографии, в этот день принимают поздравления от коллег-мужчин. Выслушивают комплименты и слова восторга. Кто, как не коллеги, понимают - как умны и сильны, как дипломатичны их подруги. Ведь им приходится не кастрюли на кухне переставлять, а поезда продвигать по участкам.
     Е.ЧУВАШЕВА  Газета "Октябрьская магистраль" от 7 марта  2004 года. №42-43(13219-13220)


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS