Путешествие по железнодорожному треугольнику Псковских железных дорог

 В середине августа 2002 года мне выпала возможность проехать по железнодорожному треугольнику юга Псковской области, образованному тремя магистралями: Москва - Рига, Санкт-Петербург - Витебск и Бологое - Полоцк. Мой маршрут пролегал в следующем направлении: Великие Луки - Новосокольники - Невель-1 - Невель-2 - Великие Луки

  Итак по порядку: Из Великих Лук я отправлялся на пригородном поезде 6503 Великие Луки - Полоцк (так он описывается на великолукском вокзале). Но билеты на него в Великих Луках продают только до Новосокольников. Итак, поехали... Поезд вел ТЭП70-0339 ТЧ-31. От Великих Лук вагоны были заполнены примерно на 90%. До Новосокольников доехали примерно за 1 ч. 10 мин. Загруженность участка от Великих Лук до Новосокольников в дневное время видимо небольшая, т.к. ни в Воробецкой, ни в Гущино скрещения ни с какими поездами не было. За сим и прибыли в Новосокольники на Московскую сторону вокзала. В Новосокольниках я видел на спинах оранжевых жилетов вагонников надпись ВЧД-24, а на всех пассажирских вагонах поездов великолукского формирования есть обозначение: "приписан ВЧД-25". Так что мне кажется, что ВЧД-25 - это депо в Великих Луках. 

    При подъезде к станции Новосокольники обратил внимание на пути, где отстаиваются законсервированные локомотивы. Среди примерно восьми ТЭП-60 (были видны 1012 и 1175) и пяти 2М62 (точно сосчитать очень трудно) удалось увидеть 5 паровозов, но номера и серии у двух паровозов были закрыты щитами, а остальные стояли за другими локомотивами (видно было только у одного - Э-767-56, стоял он далеко, поэтому не знаю чистый это Э или имелся какой-нибудь индекс).Также в отстойнике находятся около трех ТЭП70. Приписка всех тепловозов ТЧ-31. Далее поезд проследовал мимо вереницы пассажирских вагонов. На некоторых из них нанесены надписи ОПМС-8. Причем у одного вагона в центре прикреплена табличка: "Лев Толстой Москва-Хельсинки". Показалось локомотивное депо. Около поворотного круга стоял ТЭП60-0429 белорусской раскраски. В качестве парогенераторов в депо находятся 2 паровоза. Номер одного из них Л-4245 (согласно "списку уцелевших паровозов" он должен находиться в Великих Луках). Маневровую работу на станции осуществляли ТЭМ2М-208 и ЧМЭ3-6776.

   Мой пригородный остановился около вокзала. Большая часть пассажиров, как оказалось, ехала до Новосокольников. На станции идет ремонт вокзала, стоят леса. Правда, красят вокзал в какой-то как мне кажется неприличный светло-желтый цвет. На Московской стороне шел ремонт третьего от платформы пути. Работал комплекс путевых машин (как не специалист не очень в них разбираюсь, на одной была надпись ВПР-320, а на пассажирском вагоне в составе этого комплекса -ОПМС-8). За время стоянки на Санкт-Петербургской стороне прошел грузовой состав в направлении Дно и отправился пригородный Новосокольники - Дно. Пригородный представлял из себя ТЭП70-0240 (ТЧ-31) и один пассажирский вагон. Весьма прикольное зрелище! По платформам прохаживаются люди в форме с нашивками "МПС РФ. Ведомственная охрана". В Великих Луках я такого пока не видел. В Новосокольниках около вокзала находится фонтан, чем не каждый вокзал может похвастаться. Правда он в не рабочем состоянии. При изучении расписания оказалось, что поезд 6503 Великие Луки - Полоцк в Новосокольниках "превращается" в два разных поезда :) в 6503 Великие Луки - Новосокольники и 6561 Новосокольники - Полоцк. За 40 минут стоянки тепловоз перецепился из головы в хвост состава и в 16.10 с Московской стороны по соединительной ветке поезд перешел на соседнюю и отправился в направлении Невеля. 
  Вагоны были заполнены процентов на 10. Прошла проводница с проверкой и продажей билетов. У всех, кто покупал билеты в вагоне были взяты деньги, но билеты не были никому выданы, несмотря на их наличие у нее в чемоданчике :).

 Первая станция Власье - 3 работающих пути. 2 станционных здания. Первое старинное, наверное с "паровозных" времен - закрыто. Но зато есть какая-то архитектурная индивидуальность в отличие от второго типового блочного, как на всех раздельных пунктах этой дороги. 

  Изоча - 4 пути. С вокзалами аналогичная ситуация. На перегоне Изоча - раз. 451 км насыпь вплотную подходит к берегу озера Большой Иван (есть одноименная водка - производство города Невель, может кто и пробовал). Вид на водный простор ничем не загорожен - получается довольно красиво. На о.п. местные жители приплывают на лодках. Здесь же выгрузились люди с рюкзаками и удочками. 

  Разъезд 451 км - 3 пути. Причем есть довольно накатанный путь, уходящий куда-то в сторону от станции.(на 2-х километровой карте он не указан). Было скрещение с пригородным Невель II - Новоскольники (ТЭП70-0158 ТЧ-14) .

  Каратай - данный раздельный пункт законсервирован. Было 2 пути. Сейчас от второго пути остались только шпалы и кое-где ржавые рельсы. Выходные светофоры не работают. Прямо в середине станции на главном пути установлена пара светофоров автоблокировки, т.е. станция превращена в путевой пост. Окна двух зданий вокзалов забиты щитами. 

  Горушки - 3 работающих пути. Видны остатки 4-го. Было скрещение с одиночным локомотивом 2М62. По выезду со станции поезд перешел на соединительную линию к станции Невель-I Бологое- Полоцкой дороги.  На здании вокзала станции Горушки не обнаружил приставки -Невельские. На картах она тоже обозначена, как просто Горушки.

   Невель-I. Станция имеет 5 - 6 разъездных путей. Стрелочные переводы на ручном управлении. Два пути заняты отстаивающимися составами: рефрижераторным и с хопперами. Здание вокзала довольно значительное для такой небольшой станции и выполнено в едином стиле с Бологое- Полоцким. В сравнении с нынешней незамысловатой архитектурой смотрится весьма симпатично. Прибытие и отправление поездов объявляется дежурным. При изучении расписания оказалось, что в Невель-I заходят даже пригородные поезда Новосокольники- Невель-II. База запаса локомотивов со всех сторон огорожена бетонным забором с колючей проволокой, так что номера не сильно и разглядишь. В ней собраны: ВЛ10У (удалось увидеть 758,894,907,581, остальные стояли в следующем от забора ряду и были закрыты другими локомотивами. На электровозах надписи "В-Сиб. Ж.Д."), несколько ТЭП60 (0864,1115 и др. приписка ТЧ-31), было видно около пяти тепловозов 2М62 с надписью на бортах "Петрозаводск". Большую часть базы составляют тепловозы 2ТЭ10У и 2ТЭ10М. Удалось увидеть 8 локомотивов.(есть 2ТЭ10М-0714 выпуска 1983 года и 2033 выпуска 1984 года). На бортах надписи "Петрозаводск" и "Волховстрой" Далее мой путь лежал на соседнюю одноименную станцию.

  На станции Невель-II рядом с входным светофором со стороны Новосокольников стоит неработающий входной семафор с двумя крыльями - это для любителей железнодорожной экзотики. Сама станция Невель-II имеет путевое развитие в примерно 10 путей. Из них заняты были всего 3 (на двух стояли грузовые вагоны, а на третьем активно шла погрузка в вагоны леса. Маневровую работу выполнял ЧМЭ3-6314 ТЧ-31. Управление стрелочными переводами осуществляется при помощи ЭЦ. Вокзал в Невеле-II по архитектуре проще чем в Невеле первом, однако довольно аккуратный и чистый. Как оказалось, грузовое движение сейчас от Петербурга в Белоруссию по этой дороге не сильно интенсивное (хотя может быть все зависит от времени суток). Но за 5 часов здесь прошло всего 2 грузовых состава. Кстати, интересно, чьими тепловозами осуществляется грузовое движение от Новосокольников в Белоруссию, т.к. в Невель-II грузовой состав привел 2ТЭ116-457 ТЧ-31, а пассажирское движение осуществляется белорусскими тепловозами. За 3 часа нахождения в Невеле-II транзитом прошло 3 пассажирских состава: 384 Хмельницкий - СПб (ТЭП70-0286) и 190 Львов - СПб (ТЭП70-0428), 189 СПб - Львов (ТЭП70-0314). Приписка всех тепловозов - депо Орша. На каждом тепловозе внизу бокового окна машиниста имеется надпись "отв. машинист - ..." с указанием фамилии. На тепловозе 0314 на борту была надпись крупными буквами фамилии и имени человека. Забыл какая точно, но фамилия по-моему Защенко. Пригородный 6563 Великие Луки - Невель-II привел ТЭП70-0092 ТЧ-31. Он же и повел его в обратную дорогу. 6563-й был принят в Невеле-II на третий путь, не имевший платформ. Представляю, насколько "удобно" пожилым пассажирам осуществлять посадку и высадку. Вообще удивляет, что на станциях с интенсивным пассажирским движением, как тот же Невель-II или Новосокольники, где пассажирские поезда зачастую скрещиваются, никак не могут построить вторые платформы. В обратный путь пригородный 6564 Невель-II - Великие Луки отправился с опозданием в 20 мин. Не знаю что случилось, но после объявления отправления по звуку тепловоза было слышно, что несколько раз он пытался стронуть состав, но ничего не получалось. Через некоторое время вдоль состава прошли "люди в оранжевых жилетах". Послышалось шипение отпускаемых тормозов и после состав тронулся как ни в чем не бывало. В Невеле-I встречает и дает команду на отправление дежурный по станции. В Невеле-II дежурный по станции на перроне не появлялся.

   В Опухликах количество работающих путей не уменьшилось - 4. Из них на двух отстаиваются рефрижераторные вагоны и хопперы. Идет ремонт вокзала, т.е. станция пока что живет. Через час езды по длиннющему перегону Опухлики - Великие Луки я был в конечной- начальной точке моего путешествия. 

      Константин Максимов (Великие Луки)

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS