|
Альтернатива Николаевской
О том, как важно
не прерывать строительство железных дорог,
говорит пример магистрали
Петроград – Орёл, которая могла бы стать конкурентом главного хода
Октябрьской, но не стала. Потому что её не построили.
Возведение этой 800-вёрстной дороги началось в 1916 году. Она должна была
служить для подвоза топлива в город на Неве, разгружая Николаевскую и Витебскую
линии. Самым сложным вопросом при проектировании стало присоединение к петроградским магистралям. Два проекта предусматривали примыкание линии с левой
стороны к Витебскому ходу за Павловском, однако при большом движении это было
небезопасно, и соединение перенесли на станцию Павловск-II. Отсюда в пределах
дороги линия на Орёл шла через Новгород до Валдая. Если её первая часть нам
хорошо известна, то о второй сведений осталось очень немного…
До революций 1917 года дорогу, естественно, не закончили. В октябре 1922-го её
строительство возобновила организация «Петрограджелдор» Северо-Западных железных
дорог. Через год заговорили о прекращении работ, но они продолжились. К 1926-му
было освоено 110 тысяч кубических саженей (более миллиона кубометров) насыпи и
2,5 тысячи – выемок. Рельсов, правда, не уложили. Намечались следующие
остановочные пункты: разъезды Кунино (за Спас-Нередицким городищем) и
Большое Лучно, станция
Нильская
(190 верста), разъезд Баложа, станция
Зайцево, разъезд
Мошня, станции
Крестцы,
Халова и
Еранья, разъезд
Чавница, станция
Горушка,
разъезд Алёшня, станция
Валдай. На первом участке – 157–194 вёрсты – построили
шесть мостов. Из них два железных, через Мсту (172 верста) и Волхов, остальные –
деревянные. Волховский был самым крупным, длиной более 150 метров, с четырьмя
быками, на двух из которых имелись ледорезы. На втором участке – до Крестцов
(194–236 вёрсты) – установили 23 моста, в том числе через Маялу с 5-саженной
фермой системы Боровика, Мошню (224 верста) с двумя ледорезами – все деревянные,
балочной системы на свайных опорах. Почти закончили казарму, полуказарму и два
жилых дома на 213 версте.
В том же 1926 году НКПС приказал работы прекратить. Что дальше? Одни предлагали
ликвидировать здания и мосты, продав их с торгов. Однако Центральное управление
железнодорожного транспорта запретило это делать, так как в 1929–31 годах линию
предполагалось достроить. В итоге в конце 1926-го «Ленинграджелдор» передал её
на охрану: построенную телеграфно-телефонную линию активно разворовывали, а
охрана обходилась не очень дорого.
Почему же дорогу так и не построили? Выскажем одно предположение, основываясь на
выводах Комиссии по новым путям сообщения. На своих заседаниях летом 1924 года
она признала доходными из всех участков линии Ленинград – Новгород и
Валдай –
Крестцы. Их в итоге и достроили.
Алексей Львов 29 ноября 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"
|