станция Пыталово, Яунлатгале, Абрене

  Варшавская дорога 

  линия Иерики - Пыталово
линия Пыталово - Опочка 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Южная горловина] [Западная горловина] [У вокзала] [Северная горловина]

   368 километр Варшавской дороги, 94 километр от Пскова. Город Пыталово вырос из поселка железнодорожных рабочих, возникшего во время строительства телеграфного поста на железной дороге Санкт-Петербург – Варшава.  В 1880 году по различным источникам это  станция. Так в 1881 году пассажиропоток по станции Пыталово был в два раза меньше, чем на станции Пондеры,  и в пять, чем на станции Жогово.
  Статистика движения пассажиров и товаров на станции "Псков" Санкт- Петербурго- Варшавской железной дороги в 1881 году. Есть версия, что полустанок Пыталово стал станцией в 1884 году.
 В расписаниях 1895-1897 годов присутствует лишь телеграфный пост Пыталово. Правда, не указана верста до Санкт-Петербурга. В расписании лета 1903 года это безоговорочно телеграфный пост, в расписании зимы 1905-1906 называют и телеграфным постом и опускают это "обидное прозвище". Роль Пыталово изменилась в конце 19 века, когда начали строить железнодорожную ветку Пыталово - Марачево - Иерики. Окончательное движение по ветке Пыталово - Иерики началось в 1916 году после сдачи участка Иерики- Гулбене. В это время начальниками станции работали С.М. Путилов и О.Р. Гофман
   "...За год до первой русской революции здесь был выстроен каменный вокзал... (не позже 1901 года). Перед первой мировой войной жизнь в Пыталово несколько оживилась. Это было вызвано тем, что началось строительство (ветку стали строить в конце 19 века!) новой железнодорожной ветки Пыталово - Ирики (Иерики!). Тогда же было возведено каменное здание товарной конторы. ...По рижскому договору 1920 года Пыталово вошло в состав Латвии. В этом же (1919!) году оно было переименовано в Яунтлатгале1938 г. - Абрене). ...Станция Абрене попала под бомбовые удары гитлеровцев уже на пятый день войны. А 30 июня Абрене было занято врагом. На железнодорожной станции оккупанты начали строительство депо и прокладку (перешивку под европейскую колею!) второго пути в направлении Пскова. Абренский уезд стал основным районом партизанского движения. Весной 1942 г. сюда был направлен диверсионный отряд, который входил в состав партизанского полка "За Советскую Латвию". После освобождения от гитлеровцев в 1944 г. город вернул себе исконное название Пыталово. Станция еще долго называлась Абрене."
 
 (Материалы из книги В.В. Васильева - "Пыталово" - Лениздат, 1978 года прислал Константин Максимов)
  В расписании лета 1917 года присутствует и станция Пыталово и пассажирское движение от этой станции до Крейцбурга.
 "Современное название города произошло или от русской фамилии Пыталов или же, согласно латышской версии, означает в переводе "около Талавы". Талава - название средневекового государства на северо-востоке современной Латвии. Хотя и напрашивается наиболее очевидное происхождение названия села от глагола "пытать"." - именно такие версии можно найти в различных книжках.
  На самом деле название  станции дало сельцо Пыталово, на землях которого была станция и построена. На карте 19 века, помещенной ниже, есть и сельцо, и станция. В 1933 году поселение получило статус города. В то время город входил в состав Латвии и назывался с 1925 года Яунлатгале (Новая Латгалия). 
  С 1938 до 1963 года (по сведениям от Дмитрия  Фокина станция называлась  Абрене; с 1963 года - Пыталово. Городу же название вернули в 1944 году. В 1944 и 1945 годах станция Абрене в составе Латвийской дороги, в 1948 году станция Абрене - стыковая станция Латвийской и Ленинградской дорог.
  "165 километр линии Даугавпилс - Ритупе. С 25 ноября 1919 года Pitalova, с 1 сентября 1921 года Jaunlatgale, с 1 мая 1938 года Abrene." Toms Altbergs.
  На немецкой карте 1944 года станция называлась Abrehnen - Abrene. Из этой карты. кстати, следует, что двухпутка была только до Абрене. Далее в сторону Пскова одна колея. Это весьма странно. Видимо показано, что перешит на европейскую колею только один путь.
  "В списке станции 1942 года указывается станции Абрене (Abrehnen) I и Абрене II. Я слышал, что южнее теперешней станции Пыталово немцы построили сортировочную станцию".  Toms Altbergs.
  На картах в июне 1944 года показана дорога Абрене - Опочка, а еще на картах ноября 1943 года нет даже намека на нее.
  До распада СССР станция Пыталово входила в сеть Прибалтийской железной дороги. На Атласах железных дорог СССР 1971-1986 годов в категории крупных узловых станций.
  "В телеграмме от 25 декабря 1991 года МПС СССР в связи с образованием самостоятельных государств объявило следующие пограничные пункты между Октябрьской железной дорогой и железной дорогой  Латвийской республики: включительно для Октябрьской железной дороги - станция Пурвмала (3,2 км), разъезд Скангали (3,3 км), разъезд Посинь (7,7 км), включительно для железной дороги Латвийской республики - станция Вецуми (8,5 км), станция Карсава (4,9 км), станция Зилупе (3,6 км). 24 января 1992 года в соответствии с указанием МПС от 25 декабря 1991 года об установлении границ произведена передача хозяйства станции Пыталово и прилегающих участков и станций, расположенных на территории России - Пурвмала, Пундури и раздельных пунктов Скангали и Белкино на баланс Псковского отделения.". Toms Altbergs.
  Как участковая станция 2 класса Пыталово входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах.

Схема станции в 2002 году

  "Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы автоблокировкой.  Назначение путей:
  1. Приемо-отправочный для четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  2. Главный для приема и отправления четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  3. Приемо-отправочный для четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  4,5,6. Приемо-отправочный для четных и нечетных  грузовых поездов.
  9, 20. Для отстоя вагонов.
  10,11,13. Погрузочно-выгрузочный.
  12,16,18. Вытяжной.
  14, 17. Предохранительный.
  15. Для ремонта вагонов."
 
 "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно". 
 
В конце июля 2002 года гостями станции Пыталово в течение суток были туристы из Австралии и Новой Зеландии, которых никто не предупредил о введенных Латвийской стороной визах для иностранцев. Из газеты "Псковская правда"
    "Любопытный случай вандализма зарегистрирован на железнодорожной станции Пыталово. Вечером 29 октября 2003 года  местный житель, 13-летний подросток, гулял по железнодорожным путям, рискуя попасть под поезд. К счастью, трагедии не произошло, но в темноте мальчик споткнулся и сильно ударился. Разозлившись, он разбил несколько обычных светофоров и один мачтовый. Возможно, погром световой сигнализации продолжался бы и дальше, если бы паренька не задержали сотрудники транспортной милиции.
   Свой поступок он объяснил тем, что очень обиделся на железную дорогу.  По информации из Линейного отдела внутренних дел на станции Псков, за последний год на железной дороге резко увеличилось число различных правонарушений, совершенных подростками. Например, в этом году количество случаев боя стекол в поездах достигло 20 (в 2002-м - 10), задержано 65 несовершеннолетних (в 2002-м - в 2 раза меньше) в пьяном виде и 18 токсикоманов. Последних, по официальным данным прошлого года, было только шестеро."

   Из статьи "Мальчик обиделся... на железную дорогу" газета "Псковский калейдоскоп" "№2 от 5 ноября2003 года 
  "Лидер грузоперевозок" 2 февраля 2006 года. Газета "Вече".
  "Лучшие агенты рассекречены" 23 декабря 2006 года. Газета "Октябрьская магистраль"
  "Из Пыталово в Петербург теперь – с пересадками" 20  января 2007 года. Газета "Октябрьская магистраль"
  "Казенный дом" 28 апреля 2007 года. Газета "Октябрьская магистраль" о жизни пыталовских вагонников в Северной столице.
  "За большой вклад в бесперебойную работу железнодорожного транспорта, обеспечение безопасности движения поездов, улучшение культуры обслуживания пассажиров,
внедрение передовых методов труда и технологий большая группа работниц ОЖД получила награды в преддверии Международного женского дня 8 Марта.
Знаком «Почетный работник Октябрьской железной дороги» награждена Татьяна Петровна Кулакова, дежурный по станции Пыталово."
    8 марта 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"

  "Проверки на границе" 28 июня 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль" 
   "... Наш железнодорожный вокзал в Пыталово заждался продолжения начатого было косметического ремонта. Более двух лет назад облупили стены зала ожидания, да так всё и оставили. Как нам объясняют, на ремонт в настоящее время нет средств. Но требуются ведь не такие уж и большие средства. Мы не претендуем на евроремонт со стенами, облицованными плитами под мрамор, как, к примеру, на вокзале в Пскове. Можно и попроще, лишь бы было чисто и прилично. А то стыдно ведь просто и за наш город, и за железную дорогу. Вокзал, как известно, лицо города. Получается, что у нашего – облупленное лицо." З. Шакирова, г. Пыталово "Какое у города лицо?" 13 декабря 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"
 
"
Обаятельные и привлекательные" 6 марта 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль" о работниках ПТО станции
   Существует линейный пункт милиции.
  "Без брака и травм. В текущем году более 600 тысяч вагонов прошли технический осмотр в депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский. Хозяйство предприятия простирается от Северной столицы до пограничных пунктов пропуска Печоры-Псковские, Пыталово, Ивангород..." 2 июля 2010 года. Газета"Октябрьская магистраль".
  "Решением правления ОАО «РЖД» № 13 от 25 апреля 2011 года победителями отраслевого соревнования по итогам первого квартала признаны 15 структурных подразделений полигона Октябрьской железной дороги ... Второе место: ... - Бологовская дистанция пути; - дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении «Псков-пригород» дирекции пригородных перевозок «Транском» ... Третье место: ... - железнодорожная станция Пыталово Октябрьской дирекции управления движением; - Новосокольническая дистанция пути Октябрьской железной дороги..." "Победители отраслевого соревнования". 13 мая 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
 
Схема станции Пыталово в 2012 году. Прислал на проект Grabber.
 
"С праздником!" "Наша жизнь" №59(8618), Пыталово, 2 августа 2013 года об инженере по охране труда Елене Михайловой.
 
"Ими гордится профессия. Дежурный по станции" Газета "Наша жизнь", Пыталово, ? 2013 года о дежурном по станции Ольге Жерздевой.
 
"Пригородный поезд: быть или не быть?" Газета "Наша жизнь", Пыталово, 3 декабря 2013 № 94-96.
  "К 70-летию Великой Победы. На рельсах партизанской войны". 16 сентября 2014 года. Газета "Наша жизнь" № 71 (8734).
 
"Представительница династии" 14 октября 2014 года. Газета "Наша жизнь" №80 (8743) о дежурном по станции Натальи Урбанович.
 
"Потомственные железнодорожники" 30 декабря 2014 года. Газета "Наша жизнь"  №103-104 (8766-8767) о династии Хитровых.
 
"За последнее время уменьшилось число грузоперевозок, но работа выполняется серьезная и ответственная"  3 февраля 2015 года. Газета "Наша жизнь", №7 (8774) о работе ПТО на станции Пыталово.
  "Молодежь: нам здесь жить. В родном городе" 20 февраля 2015 года. Газета "Наша жизнь" №12 (8779) об осмотрщике-ремонтнике ПТО Е. Степанове.
 
"На их плечах - большая ответственность" 31 июля 2015 года. Газета "Наша жизнь" об осмотрщике-ремонтнике вагонов ПТО В.В.Ложкине.
  "Преемственность поколений семьи Статута" 10 ноября 2015 года. Газета "Наша жизнь".
 
"Ими гордится профессия. Дежурный по станции" "Наша жизнь" №15 от 1 марта 2016 года о дежурной по станции Наталье Шептяковой.
 

Железнодорожная ветка Пыталово - Иерики

  В расписаниях лета 1903, лета 1904  и зимы 1905-1906 годов временное движение одной пары пассажирских поездов Пыталово - Сита осуществлялось ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Станции этой ветки: Пыталово - Марачево (8 верста) - Мариенгаузен (19) - Купрова (38) - Боловск (58) - Сита (63).
  В расписании лета 1917 года одна пара поездов курсировала ежедневно уже от Пыталово до Крейцбурга. Станции следующие: Пыталово - Марачево (8) - Мариенгаузен (19) - Купрова (38) - Боловск (57) - Сита (63) - разъезд 12 верста - Альт-Шваненбург (84) - Ней-Шваненбург (100) - Зельцау (113) - Сесвеген (120) - Модон (134) - Марцен (146) - Альт-Кальценау (152) - Ней-Кальценау (158) - Штокмансгоф (176) - Крейцбург (192).
 

Ссылки

"Пыталово - город, где мы живем, город, который нам дорог"

 

Расписания

Расписание движения поездов Санкт-Петербург - Вильно в 1895 году (часть 1 и часть 2) от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов Санкт-Петербург - Вильно в 1897 году от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1903 года от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1904 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1905-1906 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1908 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1911-1912 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Петроград - Вильна (до Режицы) и обратно: Вильна - Петроград (от Режицы). Участок Пыталово - Крейцбург и обратно.
Расписание курсирования поездов Иерики - Гулбене - Ритупе в 1940 году. Первоисточник - Latvijas dzelzceļa līnijas.
Расписание поезда Рига - Пыталово №№ 662-661: 1979 1989-1990. 1990-1991. 1991-1992.
Расписание поезда Рига - Пыталово №№ 686-685: 1979

Служебное расписание локомотивного депо Псков лета 1996 года
Пыталовское направление
Четное направление. Нечетное направление.
Расписания на все направления Псковских железных дорог. 2002 год от Владимира Дукина.  2004-2005 годы 2005-2006 годы.  2006 год. 
Расписание поездов Псков - Пыталово - Псков №№6801/6802 и №№6807/6808 на зиму 2008-2009 годов.
Расписание поездов №№6801/6802  Псков - Скангали - Псков и №№6807/6808 Псков - Пыталово - Псков летом 2010 года.
Расписание пассажирских и пригородных поездов 6 декабря 2012 года. Прислал Виталий Рычков.
Расписание движения пассажирских поездов по станции Пыталово по состоянию на 2 февраля 2013 года. Автор фотографии - Виталий Дементьев.
Расписание движения поездов по станции Пыталово. 26 февраля 2014 года. Автор фотографии - Grabber.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS