станция Псков-II

 Псков - Валга  станция Псков-Пассажирский
  Варшавская дорога

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Рижский мост] [Западная горловина] [Подъездной путь к ТЭЦ] [Здание ДСП] [Восточная горловина] [Вокзальная улица]

Историческая справка

   Первым железнодорожным мостом через реку Великая был мост в Острове. В Пскове мостов через эту реку не было до 1886 года. Железнодорожный мост начали строить через три месяца после начала строительства дороги на Ригу. Место выбрали в Выползовой слободе близ церкви Святого Никиты. Подряд на строительство моста взял Петербургский металлический завод. В августе 1886 года построили временный деревянный мост. Заведовал постройкой моста С.В. Григорьев. Мост строился по чертежам Д.И. Журавского и С.В. Кербедза.  20 июля 1888 года прошла проба моста - три паровоза провели по нему 30 вагонов с камнем.
  "Еще в июле 1874 года Псковская городская Дума обратилась в столицу с просьбой о проведении железной дороги на Ригу. Однако только в апреле 1885 года Госсовет одобрил проект Псково-Рижской дороги с веткой от Валги к Дерпту (Тарту).Работы начались с весны следующего года, и 14 сентября в Пскове состоялась торжественная закладка моста через Великую. 20 июля 1888 года, завершив склепку железных арок, провели первую пробу моста тремя паровозами с 30 груженными вагонами. Через год – 22 июля – вся Псково-Рижская дорога была официально принята. При сооружении мостовых опор к ним подводили плавучий мост с рельсами для подвозки тяжестей. Толпы псковичей приходили смотреть, как в августе 1886 года опускали кессоны для закладки фундаментов быков."
  (Из книги Н.Ф. Левина "Псков на старых открытках". Выпуск 3.) 
  25 мая 1919 года Ян Фабрициус при отступлении взорвал правый пролет.
  8 июля 1941 года совершили подвиг саперы 50-го дорожного батальона 1-го механизированного корпуса во главе с младшим лейтенантом Семеном Байковым. Под огнем противника саперы подожгли перебитый осколками бикфордов шнур. Рижский железнодорожный мост взлетел вместе с ворвавшимися на него танками и мотопехотой. Командир минеров Байков погиб при взрыве. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза. Бойцы его группы- П.И. Алексеев, А.И. Анашенков, Д.П. Комляшов, П.К. Никитин, Н.И. Панов, И.И. Холявин- были награждены орденом Ленина. Немцы мост восстановили, но перед уходом взорвали его вновь. 
  22 июля 1944 года первыми вышли к реке Великой недалеко от моста бойцы 374 стрелкового полка под командованием майора К.А. Шестака. Мост восстанавливали подразделения 19 мостового железнодорожного батальона, мостопоезда №9, 64 отдельной эксплуатационной железнодорожной роты, 42 военно-железнодорожного батальона.
  Железнодорожный мост через реку Великую- объект стратегического назначения  и охраняется постовыми по охране искусственных сооружений стрелковой команды №6 Санкт-Петербургско – Витебского отряда ведомственной охраны Октябрьской железной дороги
  О Рижском железнодорожном мосте на страницах Псковской энциклопедии 2003 года.

Фотографии Рижского моста

  Первый мост состоял из трех арочных пролетов.
Мост через реку Великую (т.н. Рижский), отв. 90.00 сажень, на 1 версте от Пскова к Риге (начало строительства - закладка быков). Фотография из архива ПЖДМ.
Мост через реку Великую, отв. 90.00 сажень, на 1 версте от Пскова к Риге (завершающая стадия строительства). Фотография из архива ПЖДМ.
Мост через реку Великая, построенный в 1889 году. Фотография из архива ПЖДМ.
Мост через Великую - вид спереди. Фотография из архива ПЖДМ.
Мост через Великую - вид сбоку. Фотография из архива ПЖДМ.
Мост через Великую - вид из Корытово. Фотография из архива ПЖДМ.
Мост через реку Великая на эстонской открытке 1919 года. Пролет взорван Яном Фабрициусом 25 мая 1919 года. Временный пролет наводился бригадой эстонского бронепоезда. Фотографию прислал
tallart.

  После Гражданской войны мост приобрел другой вид - заменены центральный и правобережный пролеты. Причина - сильные повреждения времен Гражданской войны. В силу известных причин довоенные фотографии такого объекта оборонного значения в приграничной зоне найти трудно. Но есть фотографии немецких оккупантов.
Герой Советского Союза С.Г. Байков. В июле 1941 ценой своей жизни взорвал железнодорожный мост через реку Великая в Пскове. Фотография из архива ПЖДМ.
Начало восстановления немцами Рижского моста. "Временного пролета еще нет, но уже стоят две деревянные опоры". Михаил Тух. Найдено в Интернете.
Вид Рижского моста со стороны Корытово. "Упавшая правобережная ферма еще лежит. Уже виден временный пролет на трех опорах". Михаил Тух. Найдено в Интернете.
По новому пролет Рижского моста идет поезд. "Разрушенный пролет еще на месте". Михаил Тух. Найдено в Интернете.
Фотография Рижского моста периода оккупации. "На месте упавшей фермы сооружены какие-то помости. Опоры временного пролета обшиваются". Михаил Тух. Найдено в Интернете.
Фотография  Рижского моста периода оккупации. "Видны только левобережный и центральный пролеты. Возможно, фотография довоенная". Михаил Тух. Найдено в Интернете.
Фотография Рижского моста периода оккупации. "Вид только левобережного и центрального пролетов". Михаил Тух. Найдено в Интернете.

  При отступлении немцами Рижский мост был разрушен полностью без возможности восстановления. Военными саперами был построен временный деревянный мост.
Майор Шагаев В.А. –командир 19 отдельного мостового железнодорожного батальона. Фотография из архива ПЖДМ.
Карнаухов М.Л.- командир 30 железнодорожной бригады, восстанавливающей станцию Псков. Фотография из архива ПЖДМ.
1944 год. Слева - разрушенный фашистами железнодорожный мост через р. Великую в Пскове. "Видим, что правобережный пролет немцами был восстановлен в довоенном виде. Справа (в центре) - постройка подмостей для строительства нового железнодорожного моста через р. Великую. Ремонтные работы велись под огнем вражеской авиации воинами 30-й отдельной железнодорожной бригады". Фотография из книги "Псков. История в фотографиях. 20-50 г.г. ХХ века"
Восстановление в 1944 году Рижского железнодорожного моста. Фотография из архива ПЖДМ.
Восстановление  железнодорожного моста в 1944 году. Фотография из архива ПЖДМ.
Работы по восстановлению моста в 1944 году велись круглосуточно. Фотография из архива ПЖДМ.
Общий вид временного железнодорожного моста через р. Великая в Пскове, построенного за  девять суток воинами 30-й отдельной железнодорожной бригады в июле-августе 1944 года. Фотография из архива ПЖДМ.

  После войны Рижский мост приобрел нынешний вид.
Нынешний Рижский мост через реку Великая в Пскове. Июль 2001 года. Фотография Юрия Киселева.
Вид на Рижский мост с автомобильного моста. Проходит поезд с 2ТЭ116-732. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года
Вид на Рижский мост с автомобильного моста. Проходит поезд с 2ТЭ116-732. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года
Вид на Рижский мост с автомобильного моста. Проходит поезд с 2ТЭ116-732. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года
Вид на Рижский мост с автомобильного моста. Проходит поезд с 2ТЭ116-732. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года
Вид на Рижский мост с автомобильного моста. Проходит поезд с 2ТЭ116-732. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года
Рижский мост через р. Великая, запретная  зона, Псков, Псковская обл. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года
Рижский мост через р. Великая, запретная  зона, Псков, Псковская обл. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года
Вид Рижского моста с переезда. 2008 год. Фотография получена от Сергея Лопеса.
Вид Рижского моста с автомобильного моста. 12 апреля 2008 года. Фотография получена от Сергея Лопеса.
К Рижскому мосту с запада подходит 2ТЭ116-597. 2008 год. Фотография получена от Сергея Лопеса.
2ТЭ116-597 на Рижском мосту. 2008 год. Фотография получена от Сергея Лопеса.
Вид Рижского моста из-за забора. 2008 год. Фотография получена от Сергея Лопеса.
Вид Рижского моста с улицы 128-й Стрелковой дивизии с южной стороны. Июль 2010 года. Яндекс-Панорама.
Вид Рижского моста от переездной будки станции Псков II. Июль 2010 года. Яндекс-Панорама.
Вид Рижского моста с улицы 128-й Стрелковой дивизии с северной стороны. Июль 2010 года. Яндекс-Панорама.
Рижский мост за колючей проволокой. 18 сентября 2010 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS