станция Псков-II

 Псков - Валга  станция Псков-Пассажирский
  Варшавская дорога

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Рижский мост] [Западная горловина] [Подъездной путь к ТЭЦ] [Здание ДСП] [Восточная горловина] [Вокзальная улица]

   276 километр от Санкт-Петербурга, 1 километр от Пскова. В 1882 году началось строительство Псково-Рижской железной дороги. Начальником этих работ выступил инженер Гетте. Станция этой дороги, названная Псков II,  была построена  западнее Варшавского узла на берегу реки Великой  у нынешнего железнодорожного моста. Движение по дороге открыто 22 июля 1889 года. Рабочее движение было уже в июне. А в 1887 году эти две станции соединили, и поезда на Ригу отходили c двух путей, примыкавших к правому крылу вокзала Варшавской дороги (т.е. пути со стрелками №№26 и 27 проходили по нынешнему скверу, слева нынешнего 17 поста в сторону современного автовокзала). Судя по расписанию 1889 года на движение между двумя этими станциями отводилось 6 минут. 
  Начальником станции Псков II Рижской и Балтийской железных дорог в 1890-х годах был Алексей Павлович фон Глазенап.
  "Станция «Псков II» Псково-Рижской железной дороги. Начальник станции – Иван Егорович Трамберг, помощники начальника станции: Мориц Зигфридович Ределин, Петр Сергеевич Ефимов, Федор Дмитриевич Иванов." (Памятная книжка Псковской губернии на 1901 год).
 
По состоянию на 1 января 1910 года коренное депо Псков I, депо Псков II и депо Корсовка Северо-Западных железных дорог относились ко 2 тяговому участку длиной 311 верст. Число приписанных паровозов - 90, число стойл - 52. Если в Корсовке в 1886 году было 12 стойл, в Пскове 20 в "старом" плюс 12 в "новом" плюс 4 в мастерской при депо = 36 стойл, то получается, на станции Псков 2 было депо на 4 стойла. Если посмотреть этот фрагмент аэрофотосъемки 1943 года, то можно увидеть депо на 4 стойла.
 
Известен еще один помощник начальника этой станции Федор Каринский, умерший в 1913 году.
  В годы первой мировой войны от трамвайного депо по Великолуцкой и Алексеевской улицам исключительно для военных целей сюда был проложен и трамвайный путь.
  В расписании 1922-1923 годов станция Псков II присутствовала  на Гдовском (!) направлении  в 1 километре от станции Псков I. Получается, что для отправления поезда на Гдов использовались платформы станции Псков-Пассажирский. Поезд вытягивался на станцию Псков II, где паровоз перецеплялся, а направление движения поезда менялось.  После этого поезд переходил на Старорусскую дорогу и по нынешней улице Вокзальной и прямому выходу уходил на Гдов. А вот в сторону эстонской границы пассажирского движения в 20-30-х годах  не было.
  "На плане Пскова 1926 года Старорусская дорога соединяется с Псково-Рижской дорогой в районе нынешней ПЧ-26. Есть и прямое соединение с путями Варшавской дороги. У моста погрузочно-разгрузочная платформа с подъездным путем. Еще между станцией и улицей Вокзальной непонятные двое изолированных путей. С другой стороны станции тоже не соединяющийся с Псково-Рижской дорогой путь, от которого два пути (предки прямого выхода?) идут в район станции Псков-Товарный." Алексей Старков. "Забытые крепости ХХ века"
  На довоенных картах 30-х годов за Рижским мостом два подъездных пути (описаны в разделе перегон Полковая - Псков II). Сохранились они и на немецких картах. Кроме того, немцами подъездной путь к ТЭЦ продлен через Ольгинский мост до станции Полковая.
  "На немецкой карте военных лет  показан прямой выход на станцию Псков-Товарный, подъездной путь нормальной колеи Псков II - ТЭЦ, продленный немцами до станции Полковая, а также параллельный ему подъездной путь на нынешний завод ЖБИ." Алексей Старков. "Забытые крепости ХХ века"
 
Материалы немецкой аэрофотосъемки 27 августа 1943 года: Западная горловина станции Псков 2. Интересны здание депо станции Псков Псково-Рижской дороги, используемое, судя по всему для ремонта вагонов, путь к Псковской ТЭЦ и длинный погрузочно-выгрузочный путь, идущий вдоль улицы Вокзальной. Центральная часть станции Псков 2: девять  путей, веера погрузочно-выгрузочных в северной части станции и отходящих от выхода на станцию Псков-Товарный. На фотографии восточной горловины видим, что ходовых путей только три, которые превращаются в два, идущие на улицу Вокзальную (на Гдов) и на станцию Псков-Пассажирский. Выше еще два подъездных пути к складам между путями станции и улицей Вокзальная. Тупиковые пути идут до дороги. На фотографии от 22 августа 1943 года хорошо видно, как идут пути от станции Псков 2 по улице Вокзальной, к путям станции Псков-Пассажирский, и где заканчиваются тупики станции Псков 2. Полностью фотографии аэрофотосъемки можно было посмотреть на проекте www.pobeda-info.ru.
 
На советской карте 1943 года станция Псков II  отсутствует. "Забыта" она и на картах 1944 - 1948 годов.
  Нынешняя станция Псков II расположена в километре от станции Псков-Пассажирский в сторону Рижского моста  на месте той станции дороги Псков- Рига.
  7 августа 1998 года в газете «Вечерний Псков» были опубликованы «Основные направления развития железнодорожного транспорта» в области,  в том числе предусматривалось строительство пассажирской станции пригородного сообщения на улице Вокзальной напротив предприятия АО «АВАР». Т.е. на месте станции Псков II.  
  "Вчера в 2 часа 45 минут на станции Псков II Октябрьской магистрали, рядом с мостом, под которым проходит автомобильная дорога (здесь журналист напутал - там только один мост через реку Великая, т.н. Рижский мост - прим. URAKIS), с рельсов сошли три цистерны с дизельным топливом. Грузовой состав из 58 цистерн столкнулся с переходящим из парка в парк порожняком из 56 цистерн. До сих пор неясно, почему машинист тепловоза Андреев не остановился у светофора с запрещающим сигналом. К счастью, всё обошлось без жертв. Да и удар был не слишком сильным, иначе цистерны наверняка плавали бы в реке Великой - до другого железнодорожного моста через неё тоже было рукой подать. Уже к 10 утра вагоны подняли, и движение возобновилось."    Игорь Дубровин  Газета «Гудок»  13 апреля 2000 года.
  "В начале 21 века четыре приемо-отправочных пути (на одном часто стоит техника ПЧ-26), два погрузочно-разгрузочных (главным образом, грузится лес и выгружаются шпалы и брусья для ПЧ-26), соединительный путь на Псков-Товарный с тупиком базы ОРСа бывшего НОД-6, подъездной путь в сторону ТЭЦ, обрубленный в начале 90-х годов 20 века на улице Кузнецкой. По этому пути после войны лет 40 возили торф по улице Калинина почти до центра города. Сейчас путь не доходит даже до ДСК, т.к. на улице Вокзальной он залит асфальтом. На улице Калинина осталось несколько метров рельсов, залитых бетоном (здесь был переезд). Эти рельсы пропали в 2004 году после очередного ремонта. Зато появились из-под песка деревянные шпалы с костылями. Еще существуют подъездные пути на территорию ПЧ-26 и территорию ДСК (есть переезд на улице Вокзальной). Маленький служебный домик для дежурного по станции. Длинные заборы дистанций пути и гражданских сооружений по одну сторону и корпуса железнодорожных больницы и поликлиники по другую, второй на Псковском узле пешеходный переход через пути." 2001-2004 годы. Юрий Киселев
  

Схема станций Псков-Товарный и Псков-2 в 2002 году

  " Участок Псков-2 - Полковая - однопутный, автоматическая блокировка без проходных светофоров.  Участок Псков-2 - Псков-Пассажирский однопутный, полуавтоматическая блокировка. Назначение путей:
  1. Главный для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  2. Приемо-отправочный для  четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  3. Погрузочно-разгрузочный и отправочный для  четных  грузовых поездов.
  4. Ходовой, а также отправочный для четных и нечетных грузовых поездов.
  5,6. Погрузочно-разгрузочный.
  11. Соединительный для пропуска пассажирских и грузовых поездов на станцию Псков-Товарный
".
  "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно".
  "Впечатления от 22 апреля 2006 года. В недавнем прошлом на станции существовали два длинных тупика. Один, идущий вдоль складов ОРСа, железнодорожных поликлиники и больницы, здания стрелковой команды и доходивший до переезда, разобран наполовину. Окончание тупика на этой фотографии. На оставшейся его части иногда грузят лес или выгружают шпалы для ПЧ-26, стоит временный домик. Между этим тупиком и путями станциями когда-то был еще погрузочно-разгрузочный тупик, остались местами деревянные шпалы. На ближней к железнодорожному мосту горловине станции есть еще один погрузочно-разгрузочный, на нем грузится лес. В этот же день отмечены маневровые работы с бочками на путях ДСК. Ворота открылись, вышел маневровый тепловоз с тремя бочками на Вокзальную улицу и снова зашел, ворота закрылись. Кроме ТЭМ2-923 там есть еще один локомотив.  Юрий Киселев
  "Репортаж Псковского телевидения от 19 мая  2010 года об учениях ведомственной охраны Октябрьской дороги"
  "В августе 2010 года при ремонте подъездного пути к ДСК окончательно ликвидирована крестовина отходящего когда-то от него пути к предприятиям между станцией и улицей Вокзальной. Кроме того, демонтирована стрелка бывшего подъездного пути к ТЭЦ. На пути №3 несколько лет лежали демонтированные рельсо-шпальные решетки. Когда их убрали, оказалось, что пути №3 нет. Юрий Киселев
 

Расписания

Выписка из расписания движения поезда №3 Псков- Рига и поезда №4 Рига- Псков. 6 июня 1889 года.
Расписание движения поезда  Псков - Валк в 1897 году от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1903 года от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1904 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1905-1906 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1908 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1911-1912 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина.  Псков- Валк  I и обратно.
Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Служебное расписание локомотивного депо Псков лета 1996 года
Печорское направление.
Лето 1996 года.
Расписания на все направления Псковских железных дорог. 2002 год от Владимира Дукина.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS