станция Псков-Пассажирский

Псков-Товарный  Варшавская дорога 
Псков-II  Псков - Валга и Псков - Бологое 
  Псков - Нарва и Псков - Полоцк 

[Состав Псковского узла] [История станции] [Подразделения] [Хроники] [Карты и схемы] [Работники] [В городе] [За пешеходным мостом] [Через пути напротив вокзала] [Район вокзала] [Здание вокзала] [От вокзала до путепровода] [За путепроводом] [Разное]

История станции Псков и Псковского отделения

  В июле 1857 года газета "Псковские губернские новости" писала:" Теперь нельзя не порадоваться вместе с псковичами близости к городу железной дороги и скорости окончания ее строительства. Насыпь, как известно, сделана давно от столицы до Пскова. Рельсы и прочее деятельно приготавливаются в разных местах. Мосты строятся день и ночь. Около пересечения "чугунки" с шоссе (Крестовское шоссе, прим. автора) предполагают устроить вокзал для пассажиров, это в полутора верстах от городской заставы, недалеко от военного штаба. Насыпь от Пскова очень широка: на ней могут разместиться два ряда рельсов разъездами".
  Нынешний вокзал станции Псков - Пассажирский построен в 1857-58 годах. Здание первого вокзала впоследствии было перестроено в жилой дом ( оно не сохранилось). Новый был построен по типу вильнюсского по проекту французского архитектора Пиреля в 1858-1863 годах. 
  21 сентября 1858 и 17 октября 1859 на Псковском вокзале побывал император Александр II. 
  10 февраля 1859 года "Псковские губернские ведомости" сообщили об открытии пассажирского движения через станцию Псков. 
  В 1867-1868 годах станция Псков являлась станцией 1 класса с пассажирским зданием 1 класса, имела паровозное здание на 20 паровозов, мастерские малого ремонта и находилась в 256 верстах от Санкт-Петербурга. Водоснабжение Псковской станции из реки Пскова двумя паровыми машинами в 5 и 6 сил.
  В 1886 году на станции Псков каменное паровозное здание на 20 стойл и паровозная мастерская на 4 стойла.

  Начальником станции Псков 1 в 1890-хх годах был Эдмунд Адольфович Килман, помощниками И.И. Барановский и А.А. Сушков. 

   "3-я дистанция службы пути на станции Псков С.П.Б. Варшавской железной дороги.
    Начальник дистанции – Вячеслав Иванович фон-Ремер, помощник его – Василий Васильевич Белявский, письмоводитель – Станислав Францевич Рогинский, счетовод – Егор Дементьевич Соколов.
   Станция «Псков» С.-Петербургско-Варшавской железной дороги.
    Комендант станции «Псков» - штабс-капитан Сергей Николаевич Измайлов, начальник псковского жандармского отделения С.Петербургско-Варшавского жандармского полицейского управления железных дорог - ротмистр Андрей Михайлович Аифимов, начальник станции «Псков» С.-Петербургско-Варшавской железной дороги, он же и начальник станции того же наименования Псково-Бологовской железной дороги - Георгий Робертович Бек, его помощники – Семен Александрович Курланов, Федор Федорович Новиков, Александр Сильвестрович Константинов.
    Псковское железнодорожное почтовое отделение.
    Начальник отделения – к. сов. Николай Павлович Пашков, Псково-Перновской железной дороги разъездные чиновники второго разряда: н. сов. Евгений Диомидович Орлов, к. секр. Аркадий Евдокимович Бебевский, к. р. Борис Викентьевич Парфененков, н. ч. Михаил Назарович Шубин, н. ч. Смен Дмитриевич Ляшенко, Псково-Бологовской железной дороги разъездные чиновники второго разряда: н. сов. Сергей Семенович Гусевич, к. ас. Николай Александрович Мастренко, тит. сов. Василий Иванович Матвеев, к. секр. Сергей Александрович Ораевский.
    Телеграф станции «Псков» С.-Петербургско-Варшавской железной дороги.
   Контроллер-механик телеграфа третьего участка от станции Белой до Пыталова, Константин Евгеньевич Меглицкий, ревизор Псковского участка службы движения С.-Петербургско-Варшавской железной дороги от Луги до Жогово, Иосиф Генрихович Щведер."
   (Памятная книжка Псковской губернии на 1901 год)
  Был здесь и последний император. 6 августа 1903 года в помещениях вокзала императора приветствовали пять депутаций: от городской думы, Псковского общества сельского хозяйства, купцов, мещан и волостных вершин. 9 августа здесь были представлены Императору высшие должностные лица губернии, а Императрице- их супруги и дочери. Только после этого началось знакомство с городом. 
  По состоянию на 1 января 1910 года коренное депо Псков I, депо Псков II и депо Корсовка Северо-Западных железных дорог относились ко 2 тяговому участку длиной 311 верст. Число приписанных паровозов - 90, число стойл - 52. Если в Корсовке в 1886 году было 12 стойл, в Пскове 20 в "старом" плюс 12 в "новом" плюс 4 в мастерской при депо = 36 стойл, то получается, на станции Псков 2 было депо на 4 стойла. Если посмотреть этот фрагмент аэрофотосъемки 1943 года, то можно увидеть депо на 4 стойла. В мастерской при депо работало 130 рабочих, площадь крытых помещений 250 м2, было 17 станков, сила всех паровых машин 12 лошадиных сил. В среднем ежегодно в 1907-1909 годах производился один большой ремонт и 110 средних ремонтов паровозов, производился технический осмотр одного пассажирского вагона. Мастерская специализировалась на текущем ремонте паровозов с подъемкой их.
  Кроме того назначены к постройке в Псковском узле две соединительных ветви: а) от поста Березки до станции Псков I Сортировочная протяжением 2,94 вер.  и б) от разъезда Запсковье вер. 2 линии Псков - Нарва до соединительной ветки Березки - Псков II, протяжением 1,5 вер. Т.е. осенью 1915 года был построен перегон до разъезда Запсковье с мостом через реку Пскова и нынешний перегон Березки - Псков-Пассажирский. Судя по расстоянию, Псков I Сортировочная - это современный Псков-Пассажирский.
  Был здесь Император и в марте 1917 года. 3 марта на привокзальной площади состоялся митинг солдат и железнодорожников. 4 марта на вокзале очередной митинг.
В августе 1917 года псковские железнодорожники не пропустили корниловские эшелоны и распропагандировали 5000 казаков.
    26 октября 1917 года железнодорожный узел был захвачен по приказу Военно-революционного комитета вооруженными солдатами. Накануне в Псков приехал Керенский. С 27 по 31 октября Военно-революционный комитет вел бои с войсками Керенского и Краснова за Псковский вокзал, который в течение этого времени пять раз переходил из рук в руки.  Керенского и Краснова пропустили без остановки, когда те ехали из Острова на Петроград с войсками. Правда, машинистов не дали, и паровозом управлял командир конвоя генерала Краснова есаул Коршунов, бывший когда-то помощником машиниста паровоза.
   О боях за станцию Псков в феврале 1918 года более подробно можно почитать в статьях о станции Череха и станции Торошино.
  " В ночь на 24 февраля на вокзале взорвался вагон снарядов. Вначале огонь вспыхнул в вагоне-цейхгаузе, где загорелись бензин и смесь для автомобилей. Затем огонь перебрался на соседний вагон со снарядами, которые начали рваться. Всего сгорело вместе с вагоном, груженным снарядами, 5 вагонов. Здание вокзала совершенно не пострадало. Поврежденные пути уже исправлены. Осколками стекол несколько человек легко ранены. По поводу пожара ведется следствие" (Из газеты "Псковский набат" от 25 февраля 1919 года).
    В 1924 году у железнодорожников был клуб.
    В 1924 году рабочие мастерской при железнодорожной станции Псков предложили превратить в Музей революции дом, где в 1900 году жил В.И.Ленин, основать детдом им. Ленина, отлить бронзовую доску и бюст Ленина.
    В 1926 году началось строительство поселка для железнодорожников при станции Псков-2.
    В 1932 году состоялся первый выпуск школы ФЗУ, организованной на станции Псков в здании паровозного депо. Первый выпуск школы ФЗУ можно увидеть на этой фотографии. Лица некоторых обезображены, как врагов народа. Репрессии не обошли стороной псковских железнодорожников. 
  В декабре 1937 года расстреляны как группа латвийских агентов главные кондукторы Жуков Иван Васильевич, Корнильев Василий Корнильевич, старший кондуктор Петров Ананий Васильевич, поездной смазчик Мартынов Василий Федорович и сторож Колосов Пантелей Нифонович.  В 1937-1938 годах расстреляны работники локомотивного депо Псков братья Поплавские: Александр Ильич, Николай Ильич и Сергей Ильич.  
  В 1937 году железнодорожный узел построил каменный двухэтажный дом для железнодорожников.
  Начальником станции Псков в 1937-1941 годах и первые послевоенные годы был Васильев А.А.  
   Летом 1939 года началось строительство стадиона "Локомотив".
   22 июня 1941 года "...из личного состава формирований МПВО явились:...на ж.-д. узле - 64 человека... В паровозном депо станции Псков на митинге выступил помощник машиниста тов. Нечаев с призывом к паровозникам водить поезда строго по графику, не допускать захода в депо паровозов на межпромывочный ремонт, ремонтировать и обслуживать паровозы по-лунински. Во всех службах ж.-д. узла на митингах присутствовало свыше 400 человек..." (из докладной записки Секретаря горкома ВКП(б) А.В.Гущина).
   9 июля город был оставлен.  Большинство железнодорожников было эвакуировано в Ленинград. 
   В годы Великой Отечественной войны на Псковском железнодорожном узле действовала крупная группа подпольщиков. В группу, действовавшую в паровозном депо, входили: И. Абрамов, ученик токаря Б. Бобиков, В. Альшевский, М. Абрамова, Н. Бровкин, машинист А. Грасс, В. Дмитриев, паровозный диспетчер А. Иванов, Н. Киркиш, машинист А. Круглов, В. Немцов, Е. Петров, И. Смирнов, машинист- инструктор П. Шаповалов. 
   В конце 1941 года под Псковом столкнулись два состава с немецкими солдатами. Несколько позже было сожжено здание Псковского вокзала. Эти и другие диверсии были делом рук патриотов железнодорожного узла, которыми руководил машинист Л.С. Акулов и начальник политотдела Псковского отделения железной дороги С.Ф. Верязов. Большинство этих патриотов погибло в конце 1941 года. 
      Вскоре появилась новая организация от 1 ЛПБ, которой руководили И.С. Иванов и проводник поездов Л.И. Устинов. В организацию входили  Е.Н. Афанасьева, слесарь Н.Е. Богданов, Е.И. Богданова-Бельченко, А.И. Быстров, И.И. Быстров, составитель поездов М.Т. Гусев, сцепщик Н.С. Деткин, В.М. Дидрихсон, А.И. Иванов, Е.И. Иванова, Е.П. Ильина, Л.А. Комарова- Евдокимова, М.М. Михайлова, слесарь В.Д. Немцов, мастер депо В.П. Петров, Н.И. Семенова- Панова, Л.Д. Спиридонова- Павлова, А.И. Спиридонова. В середине 1942 года псковское подполье было почти ликвидировано.
    " 12.1.44 г. Специальная диверсионная группа в гор. Пскове во главе с Авдеевым А.П. с 23.12 по 26.12. 1943 г. путем подрыва котлов, вывела из строя 2 паровоза на ст. Псков. Первый простоял в ремонте 9 дней. Второй паровоз совсем вышел из строя. Кроме того, с 23.12 по 26.12.43 г. на станции Псков этой же группой произведено изъятие и уничтожение частей у 6 паровозов, в результате чего паровозы простаивали от 6-ти часов до 2-х суток" (Из журнала учета боевых действий 1 отдельного полка 1-й ЛПБ от 17 января 1944 года).
   Летом 1943 года немецкое командование заменило рабочих службы пути и службы движения станции Псков на своих военных железнодорожников. 
   В августе 1943 года на станции застряло около 50 составов. Станция подверглась сильнейшей бомбардировке.
   В ночь на 19 февраля 1944 года на город был совершен удачный налет 111 самолетами 1 гвардейского и 7 авиационных полков. Уничтожены все эшелоны, зафиксировано 50 пожаров.
   Материалы немецкой аэрофотосъемки от 22 августа 1943 года: общий вид путей станции Псков-Пассажирский от Крестовского шоссе примерно до нынешнего входного светофора НЛ, общий вид путей станции Псков от нынешнего светофора НЛ до нечетного семафора 30-40 годов, восточный мост через реку Ремонтка сейчас в границах станции (но основание послевоенного (м.б. и довоенного) семафора западнее моста), восточная горловина станции (два пути от Луги и два пути от станции Березки, переход с дновского хода на лужский, к одному из дновских путей примыкает подъездной путь к складам, а второй расходится в 4 (!) пути), общий вид подъездных путей к складам, перед западным мостом на реке Ремонтка два лужских пути и вновь два дновских (слева соединились пути от станций Гдов и Березки), территория от Крестовского шоссе до вокзала Псков-пассажирский, вокзал станции Псков-Пассажирский, территория напротив вокзала, западная часть станции Псков-Пассажирский.  Полностью фотографии аэрофотосъемки можно было посмотреть на проекте www.pobeda-info.ru.
    В 9 часов утра 23 июля 1944 вокзал освободили бойцы 741 стрелкового полка, командиром которого был майор Г.И. Чурганов. При восстановлении вокзал был реконструирован. Узел восстанавливали 30 железнодорожная бригада, 37 и 38 отдельные железнодорожные батальоны, 43 отдельный восстановительно-путевой железнодорожный батальон. Через 10 суток было обеспечено движение через станцию Псков. 
   5 августа 1944 года пришел из Ленинграда первый эшелон со строительными материалами, а в начале сентября началось движение пассажирских поездов до Ленинграда и Дно. 
   В марте 1945 года приступила к обслуживанию населения железнодорожная баня.
   В апреле 1945 года через Псков открылось пассажирское движение по четырем направлениям.
   В 1946 году были организованы Псковское, Дновское, Новосокольническое и Великолукское отделения дороги. К ноябрю 1947 года путь был восстановлен. Инициатором работ по оздоровлению пути выступил дорожный мастер Дедовической дистанции пути А.П. Фадеенков. 
    В 1952 году Псковское отделение входило в состав Ленинградской дороги. Доказательством этого является технический бюллетень "Изобретатель и рационализатор" №3(17) апреля 1952 года, орган техсовета и ячейки ДорНИТО Псковского отделения Ленинградской железной дороги. Этот бюллетень можно увидеть в Псковском железнодорожном музее.
   15 мая 1955 года Дновское отделение присоединили к Псковскому.  
   В 1962 году Псковское отделение было объединено с третьим Великолукским отделением Октябрьской дороги. 
   В 1968 году изменились границы Псковского отделения. Ржевскому отделению были переданы станции Русаново, Торопа, Барсово, Улин, Скворцово. В январе 1972 г. станция Луга отошла к Ленинград-Балтийскому отделению. 
   В апреле 1975 г. в Ленинград-Московское отделение были переданы станции Заклинье, Батецкая, Бахарево, Передольская, Кчеры, Уторгош, Низы, Сольцы, Куклино, Леменка, Гачки. В Бологовское отделение отошли станции Полонка, Морино, Старая Русса, Волот, Тулебля. 
   К середине 70-х годов в Псковское отделение входили 26 хозяйственных единиц, в т.ч. Псковский, Дновский, Великолукский и Новосокольнический железнодорожные узлы. 
   В июне 1978 года открыта первая дорожная школа новаторов.
  В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года станция Псков значится в числе важнейших, в Атласе 1987 года - в числе крупных узловых станций.
   К началу 1990-х годов Псковское отделение Октябрьской железной дороги представляло собой сложное хозяйство, преимущественно было транзитным, сложной конфигурации. 11 станций отделения были стыковыми, причем 5 из них находились на границе с другими дорогами. Эти обстоятельства затрудняли точное прогнозирование и планирование работы. 
   К 1990 году эксплуатационная длина железнодорожных путей Псковской области составляла 1104 км - в 9 раз меньше автомобильной сети. Тем не менее ж.д. транспорт справлялся с задачами народного хозяйства области: железнодорожники перевезли 19 млн. пассажиров; 3,6 млн. тонн груза. 
   К 1994 году объем перевозок на ж.д. транспорте сократился на 35 % и грузооборот - на39 %. Такие тенденции наблюдались и в деятельности Псковского отделения. 
   Ряд работников отделения был награжден орденом Ленина. Это начальник отделения Мельников Н.Л., инженер Михаленко В.И., главный кондуктор станции Псков- Товарный Иванов М.И., заместитель начальника материального склада отделения Дубровский В.В., помощник ревизора по безопасности путевого хозяйства Борисов М.А., заместитель начальника отдела движения Андреев А.А., ревизор по безопасности движения поездов Хейфец М.Л., работники станции Псков Васильев Г.В, Почаев П.В. и др. Полный список кавалеров высшей награды Родины можно посмотреть здесь.  
   31 июля 1996 года Псковское отделение было ликвидировано. На его базе образован Псковский подотдел. Как участковая станция 1 класса станция Псков входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах.
    В 2000 году Псковский подотдел был также упразднен. Станция Псков непосредственно подчиняется СПб- Витебскому отделению дороги. 
    7 августа 1998 года в газете «Вечерний Псков» были опубликованы «основные направления развития железнодорожного транспорта» в области, в т.ч. ликвидация Морозовской ветки с последующим строительством прямого выхода со станции Березки в направлении на Даугавпилс в обход станции Псков-Пассажирский. Морозовская ветка идет от станции Березки к станции Псков-Пассажирский и названа в честь строившего ее в дореволюционное время инженера Морозова.
  В настоящее время происходит массовая "перестройка" железнодорожного узла Псков, которая превратит его в недалеком будущем в заурядную станцию. Это наглядно видно на примере судьбы государственных предприятий.
 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS