|
Аист на крыше
Будни псковской глубинки
Питерский поезд приходит в
Новосокольники рано
утром. Вокзал – символ города, приветливый, есть
где скоротать время: в буфете, например. Правда,
на единственном столике красуется табличка «Для
инвалидов», зато в моём распоряжении стойка.
Странно, неужели нельзя установить ещё 3–4
стола?..
Только взошёл на пешеходный мост – перед глазами
открылась чарующая картина станции и
окрестностей. Город лежит на реке Малый Удрай,
на юге Бежаницкой возвышенности. Сверху видно,
как железнодорожник спешит перевести балансир
ручной стрелки: электрическую централизацию на
станции ещё не построили.
Часам к восьми в Новосокольниках на ведущей к
вокзалу Партизанской улице разворачивается
«бабушкин» рынок. Старушки по бросовым ценам
сбывают домашние огурцы, яблоки, сливы. К
полудню торговля сворачивается, а «шанхай» из
разномастных ларьков и прилавков, предлагающих
во всех российских городах примерно одно и то же
(джинсы, обувь, китайский трикотаж), гудит во
всю. Если в створе Партизанской, главной улицы
города, взглянуть на вокзал – самое
величественное здание с полуколоннами и аттиком,
– то контраст с трущобами вещевого рынка станет
ещё разительнее. Но до этого никому нет дела.
Новосокольники появились в 1901 году как станция
на вновь построенной
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге.
Тогда воздвигли и прелестный, сметённый войной,
деревянный вокзал в духе неоготики.
Война многое перечеркнула в этом крае. Немцы
стояли два с половиной года. О том времени
напоминают Аллея памяти и братская могила
железнодорожников, погибших в ходе массированной
бомбардировки в августе 1944 года. Неподалеку –
паровоз. Немало их по России, только такого не
видывал: 9П имеет всего четыре оси и без
тендера. Тянущаяся вдоль железнодорожного
полотна улица Воровского заполнена деревянными
бараками, построенными когда-то для
железнодорожников. Рядом – всё необходимое:
добротная школа – сюда ходили дети тех, кто
работает на железной дороге. Тёмно-розовая баня.
Хм-м! Работает лишь по выходным, а вот в
пристроившихся с другого входа «Ритуальных
услугах» двери открыты все дни недели.
Военное прошлое в Новосокольниках почти на
каждом шагу. Памятники возле ДК
им. Воровского, Алие Молдагуловой, танк в Летнем
саду. На главной площади восемь лет назад
соорудили мемориал с именами погибших и вечным
огнём. Удачным акцентом комплекса стала
характерная для Псковщины звонница. Правда,
огонь зажигают только по праздникам, в будни на
плите возле горелки сидят мамы, наблюдающие за
шалунами-ребятишками.
Площадь, как и весь город, украшают вазы, клумбы
с цветами. На скамье мирно беседуют двое
пожилых: женщина и мужчина с палочкой.
Знакомлюсь.
– Анатолий Ефимович, 40 лет проработал в
вагонном депо, – представился собеседник. – Сын
сейчас машинистом работает.
Шесть лет ветеран строил вагоноколёсные
мастерские. Помнит 50-е, когда в городе было
всего два автомобиля: грузовик ЗИС-5, на котором
работал дядя Ваня Захаров, да легковушка
«Москвич» – у машиниста, что на баяне играл. В
депо запчасти для вагонов возили на лошадях. Сам
Анатолий Ефимович по молодости ходил в Великие
Луки пешком (это 27 км). Сейчас ему до вокзала
не дойти.
– Больницу узловую закрыли в апреле. Каково
ветеранам? Весь район лечится теперь в одном
месте.
Когда-то великолучане приезжали в Новосокольники
за сметаной. Брали пятилитровыми бидонами. Нынче
молочный завод, как и радиозавод,
стройуправления, закрыли. Более половины
активного населения работает на железной дороге.
Если до войны число жителей района перевалило за
60 тысяч, то теперь насчитывается чуть больше
20. Население города снизилось до 8 тысяч. За
покупками многие ездят в Великие Луки. Ряд
учреждений укрупняют, переводят в соседний
город, так что мотаться приходится не только
пенсионерам – и бизнесменам тоже.
Вторая собеседница, Надежда Васильевна, также
железнодорожник, работала на станции в товарной
конторе. Муж до сих пор трудится в ПЧ.
– С больницей отвратительно сделали, – говорит
она. – Город люблю, но стало хуже. Молодёжь
уезжает, работы нет. У продавщиц заработок 5–6
тысяч – куда это годится?
Ныне легко в одночасье получить срез
общественного мнения – достаточно зайти в
Интернет. Нашёл немало патриотов. «Не перестаю
удивляться красотой и духовным притяжением.
Советую каждому побывать там», «Живу здесь 46
лет, нисколько не жалею. Обожаю свой город»,
«Здесь своя особая аура». Есть и другие комменты:
«Как жители терпят похоронные бюро?
Ул. Матросова надо снести, дома-руины,
непригодные для жилья».
В маленьком городе – и события такого же
масштаба. В железнодорожном детском саду
«Солнышко» два года назад соорудили
гимнастический городок и бассейн. Убрали
стоявшие рядом гаражи, сделали пристройку. В
«Солнышко» хотят многие, выстраиваются в
очередь.
Ещё состоялся в городе парад детских колясок.
Победителям вручили детские игрушки.
Не первый год приход церкви
Св. Николая и отец Иоанн Ильницкий устраивают
православно-трудовой лагерь. Проводят
пасхальный фестиваль, соревнования
«Рождественская лыжня». Саму церковь разместили
в одной из пристроек к магазину. Отделали
изнутри, поставили на крыше барабан, луковку,
выкрасили в лазоревый цвет. Радуйтесь, люди!
А ещё есть в городе краевед Юрий Алексеев,
который через Интернет помог многим найти
захоронения погибших во время Великой
Отечественной войны родственников. Он даже
организует приезд близких, желающих поклониться
родимой могиле. Низкий поклон щедрости и
бескорыстию!
Всемирная паутина донесла и ещё одно мнение:
«Дно и
Невель в более плачевном состоянии». Тоже
псковские края.
Перед отъездом прошёлся по освещённому вечерним
солнцем городу. В дорогу меня провожал не
изображённый на гербе Новосокольников сокол –
провожал аист на печной трубе. А согласно
русским народным поверьям, это птица, приносящая
счастье. Знать, Новосокольникам жить и жить,
пусть даже трудно.
Владимир Саблин. Фото автора.
11 октября 2013 года. Газета "Октябрьская магистраль".
|