Аист на крыше
Будни псковской глубинки

   Питерский поезд приходит в Новосокольники рано утром. Вокзал – символ города, приветливый, есть где скоротать время: в буфете, например. Правда, на единственном столике красуется табличка «Для инвалидов», зато в моём распоряжении стойка. Странно, неужели нельзя установить ещё 3–4 стола?..
  Только взошёл на пешеходный мост – перед глазами открылась чарующая картина станции и окрестностей. Город лежит на реке Малый Удрай, на юге Бежаницкой возвышенности. Сверху видно, как железнодорожник спешит перевести балансир ручной стрелки: электрическую централизацию на станции ещё не построили.
  Часам к восьми в Новосокольниках на ведущей к вокзалу Партизанской улице разворачивается «бабушкин» рынок. Старушки по бросовым ценам сбывают домашние огурцы, яблоки, сливы. К полудню торговля сворачивается, а «шанхай» из разномастных ларьков и прилавков, предлагающих во всех российских городах примерно одно и то же (джинсы, обувь, китайский трикотаж), гудит во всю. Если в створе Партизанской, главной улицы города, взглянуть на вокзал – самое величественное здание с полуколоннами и аттиком, – то контраст с трущобами вещевого рынка станет ещё разительнее. Но до этого никому нет дела.
  Новосокольники появились в 1901 году как станция на вновь построенной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге. Тогда воздвигли и прелестный, сметённый войной, деревянный вокзал в духе неоготики.
  Война многое перечеркнула в этом крае. Немцы стояли два с половиной года. О том времени напоминают Аллея памяти и братская могила железнодорожников, погибших в ходе массированной бомбардировки в августе 1944 года. Неподалеку – паровоз. Немало их по России, только такого не видывал: 9П имеет всего четыре оси и без тендера. Тянущаяся вдоль железнодорожного полотна улица Воровского заполнена деревянными бараками, построенными когда-то для железнодорожников. Рядом – всё необходимое: добротная школа – сюда ходили дети тех, кто работает на железной дороге. Тёмно-розовая баня. Хм-м! Работает лишь по выходным, а вот в пристроившихся с другого входа «Ритуальных услугах» двери открыты все дни недели.
  Военное прошлое в Новосокольниках почти на каждом шагу. Памятники возле ДК им. Воровского, Алие Молдагуловой, танк в Летнем саду. На главной площади восемь лет назад соорудили мемориал с именами погибших и вечным огнём. Удачным акцентом комплекса стала характерная для Псковщины звонница. Правда, огонь зажигают только по праздникам, в будни на плите возле горелки сидят мамы, наблюдающие за шалунами-ребятишками.
  Площадь, как и весь город, украшают вазы, клумбы с цветами. На скамье мирно беседуют двое пожилых: женщина и мужчина с палочкой. Знакомлюсь.
  – Анатолий Ефимович, 40 лет проработал в вагонном депо, – представился собеседник. – Сын сейчас машинистом работает.
  Шесть лет ветеран строил вагоноколёсные мастерские. Помнит 50-е, когда в городе было всего два автомобиля: грузовик ЗИС-5, на котором работал дядя Ваня Захаров, да легковушка «Москвич» – у машиниста, что на баяне играл. В депо запчасти для вагонов возили на лошадях. Сам Анатолий Ефимович по молодости ходил в Великие Луки пешком (это 27 км). Сейчас ему до вокзала не дойти.
  – Больницу узловую закрыли в апреле. Каково ветеранам? Весь район лечится теперь в одном месте.
  Когда-то великолучане приезжали в Новосокольники за сметаной. Брали пятилитровыми бидонами. Нынче молочный завод, как и радиозавод, стройуправления, закрыли. Более половины активного населения работает на железной дороге. Если до войны число жителей района перевалило за 60 тысяч, то теперь насчитывается чуть больше 20. Население города снизилось до 8 тысяч. За покупками многие ездят в Великие Луки. Ряд учреждений укрупняют, переводят в соседний город, так что мотаться приходится не только пенсионерам – и бизнесменам тоже.
  Вторая собеседница, Надежда Васильевна, также железнодорожник, работала на станции в товарной конторе. Муж до сих пор трудится в ПЧ.
  – С больницей отвратительно сделали, – говорит она. – Город люблю, но стало хуже. Молодёжь уезжает, работы нет. У продавщиц заработок 5–6 тысяч – куда это годится?
  Ныне легко в одночасье получить срез общественного мнения – достаточно зайти в Интернет. Нашёл немало патриотов. «Не перестаю удивляться красотой и духовным притяжением. Советую каждому побывать там», «Живу здесь 46 лет, нисколько не жалею. Обожаю свой город», «Здесь своя особая аура». Есть и другие комменты: «Как жители терпят похоронные бюро? Ул. Матросова надо снести, дома-руины, непригодные для жилья».
  В маленьком городе – и события такого же масштаба. В железнодорожном детском саду «Солнышко» два года назад соорудили гимнастический городок и бассейн. Убрали стоявшие рядом гаражи, сделали пристройку. В «Солнышко» хотят многие, выстраиваются в очередь.
  Ещё состоялся в городе парад детских колясок. Победителям вручили детские игрушки.
  Не первый год приход церкви Св. Николая и отец Иоанн Ильницкий устраивают православно-трудовой лагерь. Проводят пасхальный фестиваль, соревнования «Рождественская лыжня». Саму церковь разместили в одной из пристроек к магазину. Отделали изнутри, поставили на крыше барабан, луковку, выкрасили в лазоревый цвет. Радуйтесь, люди!
  А ещё есть в городе краевед Юрий Алексеев, который через Интернет помог многим найти захоронения погибших во время Великой Отечественной войны родственников. Он даже организует приезд близких, желающих поклониться родимой могиле. Низкий поклон щедрости и бескорыстию!
  Всемирная паутина донесла и ещё одно мнение: «Дно и Невель в более плачевном состоянии». Тоже псковские края.
  Перед отъездом прошёлся по освещённому вечерним солнцем городу. В дорогу меня провожал не изображённый на гербе Новосокольников сокол – провожал аист на печной трубе. А согласно русским народным поверьям, это птица, приносящая счастье. Знать, Новосокольникам жить и жить, пусть даже трудно.
  Владимир Саблин. Фото автора.
  11 октября 2013 года. Газета "Октябрьская магистраль".

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS