Бронепоезда на Псковских Железных Дорогах

  Когда в 1917 году Председатель Временного правительства Керенский А. Ф. бежал в Псков к генералу Краснову, у того, кроме всего прочего был один бронепоезд. Краснов был разбит под Пулковым, судьба бронепоезда неизвестна.
  25 февраля 1918 года немцы захватили Псков под прикрытием бронепоезда. При обороне Пскова участвовал в боевых действиях Первый революционный бронепоезд, который входил в состав Псковского отряда. 27 февраля бронепоезд т. Зенкевича был на станции Торошино. Кстати , когда в 1970 году снимали фильм «Красная площадь» об этих событиях, то был изготовлен бронепоезд покруче исторического. Вот только снимали не под Псковом, а в Латвии. 
  В 1918-1919 в Великих Луках, куда временно переносился центр губернии, рабочие завода формировали бронепоезда и бронелетучки. Так, с 15 мая по 18 июня 1918 здесь был сформирован бронепоезд в 50 человек, переданный в Псковскую дивизию.
   Бронепоезд №17«Себежский» был построен за 6 суток в Великих Луках. Он состоял из двух четырехосных платформ с откидными бортами. Вооружение: 3- дюймовое орудие и пулеметы. Первый бой у города Себеж. Командирами на нем были Е.У. Полетаев, Павел Буре, комиссарами- А.Ф. Рогачев, М.П. Моисеев. Позже бронепоезд участвовал в подавлении контрреволюционных выступлений в Опочке. В этом уезде белолатышские войска пытались перерезать шоссе Петроград- Киев и Псковско- Полоцкую железную дорогу. В 1920 году бронепоезд расформирован под Брянском.
   В 1918 году к началу октябрьского наступления на Петроград Северо- Западная армия белых под командованием Юденича имела 4 бронепоезда ( в т.ч. легкие "Псковитянин" и "Талабчанин", экипажи которых состояли из жителей Пскова и Талабских* островов), кадр железнодорожного батальона и бригаду по эксплуатации железных дорог .
 О строительстве бронепоездов (например, №213 "Вихрь") и бронелетучки в депо Дно читайте здесь.
   В ноябре 1918 года при освобождении Пскова нашим войскам бронепоезд под командованием С.П. Волкова, который своим огнем подавил артиллерийскую батарею противника в районе псковского пригорода Кресты.
   24 мая 1919 красные отступали через железнодорожный мост, и у них был бронепоезд.
   В сентябре- октябре 1919 года при наступлении на Петроград Западная Добровольческая армия белых имела в своем составе три бронепоезда. Им противостояли три бронепоезда большевиков. 29 сентября части белых вышли к станции Струги Белая и перерезали железную дорогу на Петроград. В 1919 году красные освободили станцию при поддержке бронепоезда (бронелетучки) и переименовали станцию на свой лад- Струги Красные. В августе 1919 года эта бронелетучка под командованием Г. Томчука участвовала в освобождении Пскова от войск Булак- Балаховича.
   В боевых действиях на Псковщине два месяца участвовал питерский бронепоезд №6 «Путиловцы» имени тов. Ленина, где комиссаром был Иван Газа, а командиром- Авраалий Шмай. Это наиболее известный бронепоезд Красной Армии, главным образом из-за своего бронепаровоза. В марте 1919 года ему понадобился ремонт орудий на Путиловском заводе. После ремонта он и "задержался" на Псковском участке Северо-Западного фронта. Известна  фотография этого бронепоезда  на станции Карамышево.
  По некоторым данным, был в Пскове и бронепоезд «Туча». В железнодорожном музее есть фотография команды возле Псковского вокзала.
   "В ноябре 1918 года при наступлении на Псков Южная группа 7 армии красных имела легкий (слабый) бронепоезд «Красный финляндец», Северная же армия (т.е. Псковский отдельный добровольческий корпус) имела только команду бронепоезда без самого бронепоезда. В мае1919 года между станциями Низы и Гдов курсировали три бронированных советских поезда (№49 и 26). 23 августа 1919 года по приказу Юденича во Псков прибыла карательная экспедиция под командованием Б.С.Пермыкина, которая имела три бронированных поезда." (Николай Корнатовский «Борьба за красный Петроград» 1929 год.)

  В 20-30 годах по приграничной дороге Гдов- Полоцк патрулировали бронепоезда войск НКВД по охране границ. Незаконные военные формирования бродили в тех местах до 1926 года. Известен бронепоезд “Стерегущий”, контролировавший железные дороги в зоне ответственности Псковского пограничного отряда.
   23 июня 1941 года бронепоезд №51 внутренних войск НКВД прибыл в Псков. 21 июля поддерживал наступление наших частей в районе станции Плюсса, артиллерийским огнем уничтожил три танка и две минометные батареи. Огнем счетверенной зенитно-пулеметной установки сбил самолет Ю-88, который с экипажем сгорел. 22 июля поддерживал действия 177 стрелковой дивизии восточнее станций Плюсса, Серебрянка. Подавил артиллерийскую и минометную батареи. 23 июля поддерживал огнем 3 мотострелковый полк в районе станции Серебрянка, уничтожил 15 автомашин с пехотой и командный пункт противника. 24 июля в том же районе уничтожил почти роту пехоты.
   26 июля после шестидневных боев противник прекратил атаки на оборону 3 полка в районе станции Плюсса и приступил к перегруппировке своих сил. Бронепоезд №51 оставил здесь самоходную бронеплощадку (мотоброневагон) под командованием младшего лейтенанта С.В. Гребенюка, сам ушел на соседнюю станцию за пополнением боеприпасов. В 18 часов 40 минут мотопехота врага неожиданно атаковала мотоброневагон. Но экипаж не растерялся. Артиллерийским огнем он уничтожил четыре танка и десять автомобилей. Атака была отбита… младший лейтенант С.В. Гребенюк награжден орденом Ленина, наводчик Я.П. Володин и корректировщик М.Н. Шистеров- орденами Красного Знамени.
  Материальная часть бронепоезда №51 состояла из небронированного паровоза, двух мотоброневагонов, шести контрольных платформ, одной бронемашины с пушкой и ручным пулеметом. Всего имелось шесть 76- миллиметровых орудий, 12 пулеметов и три зенитки.
  …Командиром бронепоезда был Я.С. Грушелевский, комиссаром- Н.Д. Неделя. Бронепоезд №51 погиб 24 октября 1941 года при обороне Тихвина.
Яков Саввич Грушелевский родился в 1902 году на Украине. С 1932 года командир бронепоезда войск НКВД по охране железных дорог. Весной 1942 года 31 Особый  Горьковский дивизион бронепоездов под командованием Грушелевского прибыл в Тулу для поддержки 3 армии. В состав дивизиона входили бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец». 12 мая 1942 года майор Грушелевский погиб на станции Чернь ( Тульская область).
   29 декабря 1942 года на станцию Великополье в распоряжение командующего 3 ударной армии были переброшены 57 и 62 (бронепоезда №№ 686, 701,653) дивизионы бронепоездов. Предстояли бои за Великие Луки. Треугольник Великие Луки- Невель- Новосокольники был связующим звеном между Демьянской и Ржевской группировками фашистов. Железная дорога Витебск- Дно снабжала группировку «Север». Великолукское сражение длилось 48 дней. Немцы потеряли 60 тысяч убитыми, 279 танков и бронемашин, 881 орудие, 63 самолета.
   В сентябре 1943 года на Невельском направлении действовала группа в составе 56,57 и 62 ОДБП. Командиром объединенной группы был командир 62 ОДБП подполковник И.З.Алхазашвили.16 сентября были начаты работы по восстановлению участка Чернозем- Дубовая Грива. С 7 по 17 октября 1943 года бронепоезда поддерживали наступление 1319 полка 185 стрелковой дивизии. В районе станции Опухлики действовали № 653 «Мичуринец» 62 ОДБП и №750 56 ОДБП.
   В боях за освобождение Новосокольников в январе 1944 года участвовали бронепоезда №653 и №701 62 ОДБП. Новосокольники были освобождены 29 января .3 февраля приказом Верховного Главнокомандующего 62 ОДБП было присвоено почетное наименование «Новосокольнический».
С осени 1943 года до лета 1944 здесь в районе станции Клястица дислоцировался 60 отдельный дивизион бронепоездов («Салават Юлаев», «Уфа»). Он участвовал в боях за город Полоцк, который был освобожден 4 июля.
   В 945 году в депо Новосокольники ремонтировалась железнодорожная техника, в том числе бронепаровоз бронепоезда «Александр Невский».
    Во время оккупации на местных дорогах отмечены перемещения и немецких бронепоездов. 
  3 сентября 1941 года после перешивки Варшавской дороги в Пскове появился немецкий бронепоезд 18 армии Panzerzug 6 колеи 1435 мм. Вначале он патрулировал так называемую "Зеленую линию" - дорогу на Дно. С декабря 1941 года до мая 1942 года он патрулировал дорогу Дно- Новгород, потом после тяжелых повреждений ушел в ремонт.
  Panzerzug
3 зимой 1941-42 годов патрулировал в районе Невеля, а в мае 1942 года подорвался на мине.
  Panzerzug
26 16 армии вначале был советской колеи, в июне 1941 года появился в районе Идрицы, потом прибыл в Новосокольники. Всю зиму патрулировал участок Новосокольники- Дно. В апреле 1942 года был переделан на европейскую колею. В мае 1942 года убыл в район Старой Руссы. Бронепоезд еще дважды побывал на Псковских дорогах: в мае 1944 года - в районе Невеля, а в июле 1944 - на дороге Полоцк- Идрица. 
    Panzerzug 30 той же 16 армии и тоже советской колеи уже летом 1941 года появился в Пскове. Продолжительное время он патрулировал дорогу на Лугу. С марта по осень 1942 года он находился на участке Невель- Великие Луки, после чего убыл в район Гатчины.
 Дислоцированная в Острове немецкая дивизия имела в своем составе бронепоезд. О его наличии сообщила группа Назаровой - Филипповой.
 О составе и вооружении одного из импровизированных немецких "бронепоездов", курсировавших на перегоне Зилупе - Себеж.
  О действиях партизан против немецких бронепоездов   можно почитать в разделе «Партизаны на Псковских железных дорогах».
 
После войны некоторое время на станции Псков стоял "бронепоезд на запасном пути".
  *Талабские острова сейчас переименованы в честь утопленных рыбаками комиссаров в острова Залита и Белова.
Признателен Н.А. Горбачеву за любезно предоставленные материалы. Буду благодарен за дополнения.

  Литература. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров. "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945". Москва. "Транспорт",1992 год.

Ссылки

    "Сухопутные броненосцы" на Псковщине. "Псковские хроники", №8 (18) 2000 год.
    "Был такой бронепоезд: "Александр Невский". 5 апреля 1999 года.
    "Псковская энциклопедия" 2003 года о бронепоезде "Себежский"
    О бронепоезде "Великолукский" в книге Владимира Ипатова.
    О судьбе двух псковичей, проходивших службу на бронепоезде "Псковитянин".
    "Себеж" Путеводитель. Лениздат, 1973 год. Сканировал для проекта Виталий Рычков.

Фотографии

 Бронепоезд №6 "Путиловцы" имени тов. Ленина на станции Карамышево летом 1919 года.
 Личный состав бронепоезда "Буря". "Псковские хроники", №8 (18) 2000 год.
 Личный состав бронепоезда "Буря" на станции Псков в 1922 году.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS