Был такой бронепоезд: "Александр Невский"

  Под конец войны после длительного скитания по госпиталям я оказался в Великих Луках. В течение шести месяцев предстояло долечиваться в домашних условиях и только после этого думать о возвращении на фронт. Таков был вердикт военных медиков. Город предстал предо мной горами битого кирпича и головешек, в нем не осталось ни одного целого дома. За него шли жестокие бои -долгие и упорные. Потому мы, бойцы-фронтовики, по праву называли его малым Сталинградом, а вернувшиеся в него после изгнания врага жители - "Великими Муками". Нетрудно понять, какие это были условия для домашнего долечивания.
   Но, как известно, вскоре Великим Лукам повезло. Древний город вошел в число 15 русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. На это были брошены все возможные силы и средства, в том числе военные строительно-саперные части. Восстановительные работы находились под контролем местных и центральных газет. В эти дни в город даже прибыла выездная редакция "Комсомольской правды". Выпускаемая ею газета так и называлась "Комсомольская правда в Великих Луках". Выходила она почти ежедневно с 29 января по 10 апреля 1945 года (всего 94 номера) и сыграла большую роль в восстановлении города.
    У меня сохранились отдельные экземпляры "Комсомолки". В одном из номеров упоминалось о прибытии на ремонт локомотива бронепоезда "Александр Невский". Других номеров, рассказывающих что-либо об этом, у меня не оказалось и я, уже в наше время, будучи в Москве побывал в редакции "Комсомольской правды", где мне любезно предоставили подшивку газеты по Великим Лукам.
 В номере 81 от 31 марта вторая страница вышла под шапкой: "Вернем в строй бронепоезд "Александр Невский". Так начинались мои поиски материалов об этой боевой машине. Прежде я уточнил в Псковском горвоенкомате, что такой бронепоезд действительно существовал, входил в 25 отдельный дивизион бронепоездов и находился в действующей армии с 17 августа 1942 года по 1 сентября 1942 года и с 28 августа 1943 года по 11 мая 1945 года. Что касается великолукского периода, то локомотив бронепоезда прибыл с фронта в марте 1945 года и поступил в паровозосборочный цех завода имени Макса Гельца - так тогда назывался Великолукский локомотиворемонтный завод. Хотя завод еще сам восстанавливался, строил цеха, электростанцию, жилье для рабочих, столовую, клуб, но, кроме того, днем и ночью ремонтировал Александроневский локомотив.
   В цехах разгоралась борьба за быстрейшее выполнение фронтового заказа и в "Комсомолке" подробно рассказывалось, как энергично взялись за работу слесари сборочного цеха, призвавшие рабочих всех других цехов - литейщиков, кузнецов, котельщиков, токарей, арматурщиков не задерживать обработку и поставку деталей, чтобы их цех мог в срок закончить сборку локомотива. И вот первый рапорт: арматурщики досрочно отремонтировали арматуру паровоза. Они не считались со временем, не ведали усталости, часто уходили из цеха за полночь. Так работали все заводчане.
   Газета называет фамилии лучших тружеников завода, выполнявших фронтовой заказ. Их много, всех не перечесть. С ними вместе трудился и небольшой экипаж бронепоезда -фронтовики И. Медведев - старший машинист, Н. Дементьев - машинист, А. Болдин - воентехник, И. Петров - орудийный наводчик. Примечательно, что последний - великолучанин и до войны работал в паровозосборочном цехе завода. Эти воины и рассказали боевую историю бронепоезда.
  За годы войны "Александр Невский" прошел славный путь. Он участвовал в боях за Кривой Рог и Воронеж. Могучий огонь его артиллерии испытали немецкие захватчики в Сталинграде и Одессе, при освобождении Варшавы, в Восточной Пруссии. Всего лишь один эпизод: весна 1945 года, немцы засели в Аккермане... Они ни за что не хотели оставлять этот город, зубами держались за черноморское побережье. Несколько раз наши катера пытались перейти лиман, чтобы высадить десант. Но все попытки кончались неудачей. Вражеский огонь не прекращался ни на минуту. Фашисты яростно обстреливали залив. Вдруг раздался мощный грохот. Это вступил в бой "Александр Невский". Еще несколько залпов и вражеские орудия стали бить реже и глуше. Прикрытый огнем бронепоезда, на берег высадился наш десант, который обошел немцев с фланга. Аккерман был освобожден.
   Бойцы бронепоезда никогда не считались с опасностью, усталостью. Под обстрелом противника, порой по целым суткам не покидали поста кочегары, поддерживая огонь в топке. Был такой случай. Наши войска освободили город Ломжу. Упорно сопротивляясь, немцы укрепились невдалеке от него. Бронепоезд 14 часов не прекращал огня. Каждую минуту экипаж ждал команду о продвижении вперед. В это время обнаружилось, что в котлах мало воды и негде ее взять. Что делать? "Тушить" паровоз? Тогда нельзя будет продвинуться вперед за войсками и выполнить приказ командования. Будут обречены на бездействие мощные артиллерийские расчеты. Нет, этого допустить воины бронепоезда не могли. Они решили использовать снег. Набрали его под обстрелом врага, рискуя жизнью. Нужный запас воды был сделан.
    Коллектив бронепоезда получил не одну благодарность от Верховного Главнокомандующего, а бойцы и командиры - боевые награды. Вот так еще раз была увековечена память славного полководца земли русской Александра Невского. 
   Б.КУПРИЯНОВ, инвалид Великой Отечественной войны II группы.
   Р. S. Автор будет благодарен псковичам и гостям города, за новую информацию о бронепоезде "Александр Невский", о дальнейшей судьбе этой боевой машины.
  **5 апреля 1999 года (К сожалению, статья получена нами в ксерокопии. Поэтому название газеты неизвестно).  


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS