станция, остановочный пункт Мартисово

 Бологое-Полоцкая дорога 

Историческая справка

   На карте 1915 года - станция. 203 верста от Бологое по расписанию лета 1917 года. Станция Мартисово до 1930 года  была в составе Псковской губернии и Псковского края. На карте 1943 года станция Мартисово Калининской дороги на 216 километре.  На картах 1944 - 1948 годов станция Мартисово  на 94 километре от Великих Лук.
 В Атласах 1966, 1971 и 1979 годов
станция Мартисово числится. В 1987 году станция в Атласе железных дорог СССР отсутствует.
 На схеме НОД-2 станции нет.
  "...От Торопца и до самого Бологое уложен бесстыковой путь. Скорость стала повеселее - 60 км/ч, а иногда и больше. Станция Мартисово упразднена, в траве виднеются остатки боковых путей. Вокзала не видно (разрушен ?)..." М. Иванов 6 августа 2005 года.
  "Каймин Павел Никифорович" 2006 год. Псковский железнодорожный музей.
  "
... По его же словам, вначале полотно должно было идти в непосредственной близости к деревне Сушино, месту моего рождения, и проходить через деревеньку Мартесово. Но, когда проводили прикидку и обследовали болотистую луговину неподалёку, щуп ушёл под землю более чем на 8 метров. То есть нужно было выбрать болотистую почву в Зыбучем логу или Касьянихе (так называлось в народе это место) на восьмиметровую глубину, подсыпав туда потом плотный грунт. Проектировщики предпочли менее затратный вариант, хотя дорога и удлинялась, её отодвинули на север. Она прошла уже через Мартисово, где и оборудовали железнодорожную станцию..."
  "... И даже станция Мартисово находилась в землянке. Вокзала не было. В большую гильзу вставляли кусок солдатской шинели, намоченный в керосине, и вот этим мы и освещались. И этим же освещали стрелочные посты. А керосин ездили получать в Осташков, в отделение № 3. Ездить приходилось часто, помногу не давали. Давали строго норму, чтобы мы его не пережгли. И ручной фонарь, с которым мы встречали поезд из такой же солдатской шинели был.
А потом меня уже назначили ответственной дежурной по станции Мартисово. Служба была напряженная. За 12-часовую смену приходилось обеспечивать прохождение, отправку до 24 эшелонов только с ранеными, не говоря о поездах с войсками, оружием, техникой и другими военными грузами..."
  "... На бывшей станции Мартисово в 2002 году было еще здание западного поста, а вокзал к тому времени уже сгорел. Правда, в последние годы станции здесь была ЭЦ для всех стрелок главных путей, и посты в горловинах не использовались. По трубе водопровода от станции Мартисово я ходил и ездил на телеге и санях, там насыпь по болоту в лесу..." Олег Ермилов. Москва. 2021 год.

  На схеме 2013 года остановка
Мартисово показана. 
  В 2022 году есть остановка на 214 километре.

Карты и схемы


Фрагмент современной карты

Участок Клястица - Осташков на 1 июля 1915 года. Фрагмент из Атласа "Железные дороги России. 1915 год". Полностью Атлас представлен на проекте http://around.spb.ru/.
Фрагмент карты Псковской губернии (Псковское Губернское Статистическое Бюро,1923 год)
Фрагмент схематической карты Псковского Края (Псковского и Великолукского округов), 1927 год.
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года  Торопец - Андреаполь от Сергея Спиридонова (Псков).
Фрагмент  карты Калининской железной дороги 1943 года от Дмитрия Фокина.
Фрагмент карты Калининской железной дороги 1944 года от Дмитрия Фокина.
Фрагмент карты Калининской железной дороги 1945 года от Дмитрия Фокина.
Фрагмент карты Калининской железной дороги 1948 года от Дмитрия Фокина. 
Участок Великие Луки - Бологое Калининской дороги 1955 года.
Участок Великие Луки - Бологое Октябрьской дороги 1962 года.
Дорога Бологое-Полоцк. Источник:" Железные дороги СССР. Направления и станции". 2 издание, Москва 1966 г. и 6 издание, Москва 1971 г.
Участок Алеща - Бологое. Источник - "Железные дороги СССР. Направления и станции", Москва, 1968 год
Фрагмент из Атласа схем железных дорог СССР 1979 года  Осташков - Полоцк.
Участок Великие Луки - Андреаполь на фрагменте карты масштаба 1:500 000 1979 года. Есть Мартисово!
Фрагмент из  Атласа железных дорог СССР 1987 года. Гладкий Лог есть, а Мартисово нет!
Схема расположения остановочных пунктов ОАО "МТ ППК". 17 мая 2013 года. Автор фотографии - Константин Меньшиков.
Схема движения пригородных поездов на участках Бологое - Великие Луки и Соблаго - Торжок в декабре 2018 года. 29 декабря 2018 года. Автор фотографии - Сергей Дмитриев.

Расписания

Расписание движения поездов на лето 1908 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1911-1912 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Бологое - Полоцк и обратно.
Расписание движения поездов в 1949 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции Бологое до Великих Лук) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1960 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции Бологое до Великих Лук) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1961 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции Бологое до станции Дретунь) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1962 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции Бологое до станции Дретунь) и обратно. Прислал Олег Алексеев.

Расписания на все направления Псковских железных дорог.  2003 год  Пассажирские поезда 1984 и 2006 годов.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS