|
Трагедия у разъезда Шубино
"Этой катастрофе в январе 2002 года исполнилось 86 лет! Произошла она
23 января 1916 года на перегоне
Шубино
- Киселевичи в
пределах ныне действующего Новосокольнического района. Столкнулись лоб в лоб два скорых поезда Петербург
- Одесса.
Как свидетельствовало заключение правительственной комиссии, работу которой возглавлял независимый эксперт начальник службы тяги
Риго-Орловской дороги К. Н. Микульский, крушение можно было избежать, если бы была исправлена тормозная система поезда № 2, державшего
курс на Петербург. Ответственность за безупречную работу тормозов тогда возлагалась полностью на поездную бригаду: машиниста паровоза,
его помощника, тормозных кондукторов. Но они в силу непонятных причин сразу после Новосокольников притупили свою бдительность.
Иначе чем объяснить, что на подъезде к
разъезду Шубино, воздуха в тормозной системе не оказалось. Этот факт получил широкую огласку,
даже за рубежом. Надо было найти виновных. Не случайно, что на скамью подсудимых угодил весь обслуживающий коллектив численностью в 14
человек. Архивные документы сохранили имена виновников трагедии, а также биографические данные пострадавших. Оказывается, что
машинистом того рокового поезда был Николай Федоров из Петербурга. Имел звание Почетного гражданина города. При крушении он погиб.
Машинист второго паровоза Станислав Солотко при столкновении вывалился из кабины на землю, был сильно травмирован, но остался живым.
По сословному признаку он принадлежал к дворянскому роду. Тормозные кондукторы Василий Бобров, Адам Середа, Федор Сазонов, Василий
Смирнов, Иван Михайлов, Федор Ершов, Яков Чупров, Иван Мишкевич — выходцы из крестьянской среды. Петр Антипов — мещанин. Николай
Сейфет — дворянин. Это по их вине число жертв в двух поездах достигло 32-х человек. Одиннадцать из них скончались на месте.
Остальные получили увечья разной степени.
Не доехал до места назначения машинист паровоза поезда № 1 Петербург — Одесса Иван Михеев. Он скончался на месте от черепно-мозговой
травмы. Вместе с ним ушли из жизни по такой же причине и пассажиры, которых он вез. Это: чиновник Управления по устройству беженцев
Николай Зубчанинов, сестры милосердия Ольга Клюшонок и Вера Гриневич. Из поездной бригады заживо сгорел в заблокированном багажном
вагоне кондуктор Петр Крылов, а также смазчик букс Матвей Красиков и железнодорожный сторож Андрей Рущенков.
Остались в живых, но стали инвалидами 21 человек. Семеро из них были членами поездной бригады. Остальные — пассажиры поездов. Судя
по анкетным данным, многие из них до трагедии в Шубине занимали высокие посты: Владимир Кушич, Иосиф Киборт, Николай Иванов, Владимир
Берников, штабс-капитан Николай Паткуль, почтово-телеграфный чиновник Павел Трепачко.
Иск за ущерб здоровью пассажиров был направлен Великолукским окружным судом в Управление Московско — Виндаво — Рыбинской дороги.
Из материалов следствия не видно, понесли ли какое-либо наказание виновники. Зато в «Деле об обвинении...» сохранился документ,
по которому можно было судить, насколько совершенным было в ту пору правосудие. В ту злополучную ночь в поезде № 1 ехала в
салон-вагоне знатная дама Татьяна Федоровна Тон и ее муж капитан второго ранга Александр Карлович Тон, место службы которого
линейный корабль «Гангут» Балтийского флота. Она погибла. Он уцелел. Вдовец не пожелал вступать в судебную тяжбу и принял условия
Управления дороги. За смерть Татьяны Тон оно выплатило капитану 59722 рубля 40 копеек! Из записки, адресованной великолукскому
следователю О. С. Александрову видно, что пострадавший капитан Тон отказался от этих денег и таким образом уладил конфликт с
Обществом миром!
Источник информации Великие Луки, Госархив. Фонд 624 оп. 1 ед. хр. 198 «Дело по обвинению поездной бригады поезда •№ 2»".
"ТРАГЕДИЯ У РАЗЪЕЗДА ШУБИНО" Из книги Николая Казюлина "Самовар в
упряжке ходит". Великие Луки. 2002 год.
|