|
Солярка, сэр!
Преступление без наказания.
На российских железных дорогах действует хорошо отлаженная и масштабная система разворовывания топлива. Не является исключением и Псковская область. Всем, кто ездил в пригородных поездах, наверняка приходилось
быть свидетелями такой сценки. Состав стоит на одной из промежуточных станций минут двадцать, полчаса, час, пассажиры изнывают от ожидания. И в это время кто-нибудь обязательно выглянет в окно и авторитетно скажет: "Наверное, встречный ждем».
...В начале июля в отдел по борьбе с экономическими преступлениями линейного отдела милиции станции Псков поступил сигнал о том, что на
станции Карамышево бригады некоторых локомотивов при остановке грузовых поездов сливают топливо перекупщикам. Сотрудники ЛОВД выехали на место, чтобы изучить обстановку. И почти сразу же нашли идеальное для мошенников место: возле выходного светофора железнодорожная ветка подходит почти вплотную к дороге, есть насыпь, оборудован удобный подъезд. Было принято решение организовать засаду, и 27 июня усилия оперативников увенчались успехом.
В 22.20 на пути остановился тепловоз, а минут через 5-10 подъехал микроавтобус без государственных номеров. Водитель с товарищем достали из кузова канистры, о чем-то переговорили с машинистом и уехали. Через 25 минут машина вернулась, началась погрузка, прерванная неожиданным визитом оперативников. В машине оказалось 28 канистр по 30 литров, содержащих жидкость желтого цвета, позднее идентифицированную как солярка - дизельное топливо.
- Всего только с начала этого года нами выявлено пять таких случаев, - рассказывает начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями ЛОВД ст. Псков
Алексей Иванов.
- И это лишь малая часть от всего объема расхищаемого топлива. Как показывает практика, объем одноразового слива колеблется от 300 литров до тонны.
Схема этого "бизнеса" такова: в тепловоз при отправлении заливается около 6 тонн солярки. В определенном месте - как правило, на станциях, где возможен разъезд поездов, машинисты поджидают перекупщиков. В машину сливают часть топлива, бригада
локомотива получает по 7 рублей за литр и едет дальше. За один рейс получается навар от 2 до 7 тысяч
- неплохая прибавка к скромной зарплате машиниста (12-18 тыс. рублей).
При существующих нормах расхода топлива, утвержденных еще при красных комиссарах
и явно завышенных, у вороватых машинистов не только не получается перерасход, но, напротив, оказывается некоторая экономия.
Что дальше делают с соляркой? У перекупщиков, как правило, есть оборудованные базы возле трасс, где хранится топливо. Установлены контакты с дальнобойщиками, которые могут купить "у друзей" солярку по 9 рублей, вместо 12-14 на заправках. Таким образом, выстраивается цепочка, где в прибыли оказываются все - и машинисты, и перекупщики, и водители. Все, за исключением клиентов РЖД, которые, в конечном итоге, должны оплачивать прибавку к жалованью для мошенников.
Вот лишь некоторые случаи этого года, следствие по которым завершилось и дела направлены в суд. Так, 10 апреля около
станции Сольцы задержан по подозрению в хищении
солярки с локомотива работник станции А.А. Соломатин и работник
ТЧ-18 (Дновское депо) С.И. Спиридонов.
18 марта на станции Волот оперативники задержали бригаду машинистов
ТЧ-4
А.В. Андреева и А.А Шевердяева, которым также инкриминируется хищение топлива. Необходимо пояснить, что хотя оба этих случая произошли на территории соседней области, но данный участок дистанции входит в зону ответственности псковичей.
Не удивительно, что крупным транспортным компаниям, как, например,
БалтТрансСервису (БТС) такое положение дел уже давно надоело. Они, не скупясь с затратами, устанавливают на свои локомотивы топливные датчики и отслеживают расход солярки через спутник. В случае "исчезновения" крупной партии топлива на столе у руководства оказываются все данные - время, место, номер поезда, фамилия машиниста.
Казалось бы, первое, что приходит в голову, - изменить столь щедрые нормы расхода в сторону ужесточения. Но решить этот вопрос на местах невозможно, подобное решение может принять только ОАО РЖД, у которого то ли руки пока не доходят, то ли есть аргументы в пользу прежних норм. Кстати, уровень расхода топлива предусмотреть не так-то легко, он зависит от множества разных факторов - это и загруженность состава, и скорость ветра, и уклон пути.
Вторая здравая мысль, которая пришла в голову руководству ОЖД, столкнувшемуся с проблемой краж - пломбировать топливные баки. Но наши железнодорожники тоже народ не глупый, и четыре года, проведенные за партами
дновского ПТУ, не проходят даром. В дизеле для технически грамотного человека есть немало точек доступа - топливные фильтры, разнообразные клапаны, другие конструкционные узлы. Все не опломбируешь.
- Главное зло - это, конечно, перекупщики, - замечает Алексей Иванов. - Спрос рождает
предложение. Но особенность законодательства такова, что как раз перекупщики выходят сухими из воды. Чтобы привлечь "бизнесмена" к уголовной ответственности, нужно доказать, что он шел на
"заранее обещанное приобретение", то есть был уведомлен, что солярка краденая.
Но перекупщики, разумеется, об этом "не имеют никакого понятия". В кабинет к следователю они приходят с опытным адвокатом, который уже научил своих подопечных, что и как надо говорить, и заявляют, что, по их сведениям, топливо было "сэкономлено". Смешно, правда? Но факт остается фактом -
при таком раскладе перекупщики, как правило, проходят по делу как свидетели.
В других регионах России картина не лучше, если не сказать обратного. Там перекупщики уже диктуют железнодорожникам свои правила игры. Тормозят поезд в степи и говорят, сколько солярки требуется. "Хочешь жить - отдашь". Расколовшегося машиниста берут на карандаш, и после этого он превращается в постоянную дойную корову. У нас пока столь разветвленной и управляемой структуры нет. Более того, инициатива
зачастую исходит от самих машинистов, как и было в последнем случае. По словам машиниста, он сам вышел на бизнесменов, телефон узнал от товарищей, позвонил, договорились о встрече...
На состоявшемся совещании, в котором приняли участие
и.о. начальника Дновского локомотивного депо Вячеслав Стесик,
начальник Псковского цеха
Игорь Малинин и представители ЛОВД, было принято решение о дополнительных мерах контроля. Руководство депо планирует организовать особые группы для проверок и несения дежурства на наиболее тревожных участках. Рассчитывают сотрудники милиции также и на помощь населения. Телефон для связи: 97-508 (железнодорожный 25-08). Можно анонимно обратиться по телефону доверия 72-42-04.
1 августа состоялось рабочее совещание при начальнике Санкт-Петербургско-Витебского отделения Октябрьской железной дороги, на котором, в частности, рассматривались и вопросы хищения топлива. В итоге от занимаемой должности был отстранен начальник Псковского цеха Игорь Малинин.
4 августа 2005 года.
Илья Петров Газета "Псковская правда"
|