|
Плацкарт - народная дорога
Светлана ГАВРИЛИНА
18 июня 2004 года
На Октябрьской железной дороге можно изучить специфический диалект молдавского
языка, узнать, где водятся самые крупные раки, а также научиться смотреть на
жизнь философски.
"ВЫНЕС ДОСТАТОЧНО РУССКИЙ НАРОД - ВЫНЕС И ЭТУ ДОРОГУ ЖЕЛЕЗНУЮ..."
Недавно в одной из городских газет анонимный начальник поезда пожаловался: у
железной дороги куча проблем, в том числе зарплата у проводников маленькая,
поэтому петербуржцы в проводники не идут, а нанимаются провинциалы, поголовно
пьяные и ленивые... Я удивилась, потому что в последние годы сложились самые
лучшие впечатления от поездов Петербург - Петрозаводск и Петербург - Вологда,
где бригады проводников состоят сплошь из тех самых "провинциалов", но при этом
все чисто, прилично и вежливо...
Эта публикация стала лишь одним из мотивов, заставившим решиться меня на
репортаж из очередного железнодорожного вояжа. Цель его не огульная критика и "очернение".
Просто мы часто публикуем материалы, посвященные показательным мероприятиям на
ОЖД и вообще РЖД, а также различным проблемам реформирования отрасли, где звучат
макроэкономические термины и рассуждения о необходимости развития так называемой
повышенной комфортности. Словосочетание "плацкартный вагон" оказывается при этом
где-то на обочине жизни. А на самом деле - уверяю вас, впрочем, основную массу
читателей уверять и не стоит - когда где-нибудь в кассе на небольшой станции
говоришь: "Дайте мне билет до...", кассир автоматически дает билет плацкартный.
Все прочее - купе или, наоборот, общий ( то, что уже за гранью добра и зла) -
требует отдельного уточнения.
"А Я В РОССИЮ, ДОМОЙ ХОЧУ..."
Поздно ночью я оказываюсь на узловой станции Орша (Белоруссия). Белоруссия - это
вообще железнодорожная страна. Во все времена даже любая сверхсекретная
партийная информация распространялась здесь со скоростью звука, если не света,
посредством дорожных телефонов (таких допотопных, без диска с цифрами, снимаешь
трубку и говоришь на всю дистанцию), а начальник станции или дежурный передавал
сведения родственникам и знакомым, которые в свою очередь передавали дальше - у
железнодорожника кум в воинской части, где тоже есть специальный телефон без
диска с цифрами... Железные дороги, воинские части, исправительные учреждения...
Так и сейчас.
Оршанский вокзал ремонтируется. Это сейчас поветрие - огромные деньги брошены на
строительство и реконструкцию белорусских вокзалов. Проезжий человек обалдевает:
надо же, какое развитие, какая цивилизация вкупе с необычайной аккуратностью и
уютом - клумбочки с белеными камнями, цветы... Почему на российских станциях,
даже если денег нет, нельзя чуть-чуть подсуетиться и устроить подобие такого
уюта? Гашеная известь и анютины глазки - не бог весть какой расход.
Мне нужно домой. Прежде до Петербурга отсюда ходило множество поездов, особенно
ночью. Но тут выясняется, что я зависаю (собственно говоря, зависла еще в Гродно
- раньше было два прямых поезда, один из них варшавский, а сейчас один прицепной
вагон через день, и билетов не было, вот и вся "развивающаяся интеграция",
поэтому пришлось двигаться на перекладных). Первый поезд до Питера пойдет в 2
часа дня. В ночной киоск, где я покупаю сигареты, врывается мент за минералкой:
"Дайте воды, там убийство". - "Кого убили-то?" - "Да еще не знаю..."
Беру билет до Витебска. Там уже рядом российский
Невель. Два часа езды. Поэтому
общий вагон, смысла нет платить дороже. Прохожу, натыкаясь на ноги спящих, - эти
белорусы удивительно приспособлены к всякому экстриму, я бы в жизни не уснула в
этом вагоне, опасаясь за кошелек и мобильник. В Витебске выхожу - вокзал тоже
ремонтируется, висят наспех сделанные таблички - где кассы, где почта, где
интернет... (Охватывает злобное чувство: "Мы им кредиты даем, они не собираются
возвращать, может быть, лучше обустраивать свои дороги...") Расписание. Ура!
Через полчаса идет пригородный дизель до Невеля!
И тут я в ужасе соображаю, что в моих карманах ворох бумаги - белорусских денег,
немножко американских долларов и ни единого российского рубля... А обменник рано
утром в Невеле, надо полагать, проблема... Но объявляют о приходе какого-то
поезда из Москвы. Вспомнив повадки белорусских валютчиков, я бросаюсь к вагону с
воплем: "Россию продаете?" - мгновенно вычислив выгодный курс. "Россия" -
термин, обозначающий российские рубли. Москвич охотно продал "Россию", избавив
меня от макулатуры, часть которой оставила на билет в дизель.
Дизель был пуст. Я вспомнила времена, когда по тому же маршруту путешествовала в
те края. Двух долларов хватало на поездку до Питера, а назад уже было вдесятеро
больше. Толпы челноков с творогом и сметаной осаждали дешевые поезда, откупаясь
от белорусских таможенников. Я же ездила налегке и никого не боялась. А тут -
пусто, скука. Сейчас из Орши и Витебска ездят за сметаной в бедный российский
Смоленск.
УМИРАЮЩАЯ СТАНЦИЯ
Раньше поезда в Невеле стояли минут по 40. Сейчас - 10, максимум 15. Да и что
делать на станции Невель? Ржавчина. Запустение.
Навстречу мне идет мужичок в оранжевой рабочей куртке и, приблизившись,
произносит удивительно нелепую в контексте реальности фразу: "Такси не надо?" Он
вычислил меня среди шести-семи вышедших на станции пассажиров как теоретически
"богатую"... Здравствуй, Родина!
Но только я очень боюсь. На моих глазах хирели и погибали станции. Лоухи,
например, в Карелии. И если железнодорожные начальники узнают и вычислят, что на
каких-то станциях в день выходит меньше 10 человек, возьмут и закроют... И тогда
можно ставить крест на мечте о развитии и процветании того или иного древнего,
прославленного и в последние века экономически убыточного города?
"А вам куда надо?" - говорит дебелая кассирша. "Вообще-то в Петербург, но задача
- как можно быстрее добраться куда-нибудь поближе... Вот мурманский поезд - он
где и когда останавливается ближе к Петербургу?" - "Так что вам надо?" -
"Объясняю. Мне нужно в Петербург, но у вас написано, что ближайший поезд только
вечером. Так что мне нужна Ленобласть или Новгород - там автобусы ходят..."
Кассирша философствует: "Вот люди, на всю голову ударенные..." А я тоже
внутренне философствую: "Есть система "Экспресс", нажал клавиши, вычислил,
посоветовал..." Она прерывает мой внутренний монолог: "Билеты по прибытии
поезда..." И тут же что-то человеческое проявляется в ее взгляде: "Ну, обычно
места есть..." Камера хранения - автоматические ячейки - тут присутствует, но не
функционирует. Кому понадобится ставить сумку на хранение в Невеле? Но после
моих настоятельных просьб (видимо, наглых - бабуськи-то сидят при своем
неподъемном добре, которое везут невесть куда, и не входят в расход по поводу
камеры хранения) направляют в багажное отделение - примерно полкилометра. А там
тетя говорит, что сейчас уходит, но придет только в полчетвертого. "А у меня
поезд..." - "Так он без двадцати минут, успеете..." Воистину смел и силен
русский народ! В течение нескольких минут (включая "билеты по прибытии") сбегать
за сумкой в багажное отделение, с ней ломануться по путям... Так еще и тетенька
опоздала в итоге минут на 7... И еще хорошо, что все это было не ночью, а при
свете дня - а так, представьте себе, тишина, пустота, безлюдье. И ты, "богатая",
телефон на шее...
СОВРЕМЕННЫЙ МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК
Плацкарт мурманского поезда. Я наконец-то поняла, почему в купейных вагонах
поезда Петербург - Кишинев никогда нет проводников и чудом удается кого-либо из
них найти, чтобы открыли туалет (потом зато он открыт все время, невзирая на
санзоны). Потому что молдавские проводники, оказывается, имеют обыкновение всей
толпой собираться в полупустом плацкарте и разговаривать. Потому что поезд, в
котором я ехала, был из Молдавии. А моя попутчица ехала из Рогачева в
Оленегорск, то есть ей предстояли еще сутки. Я ей очень сочувствовала, потому
что мои несчастные 5 часов пути были выслушиванием громкой беседы на иностранном
языке. Вернее, язык был на 50 процентов вовсе не иностранный - но воспроизвести
его "великую и могучую" часть можно лишь с помощью многоточий. Нет, были и еще
цензурные слова - "старослужащий", "контракт", "понимаешь". И так нон-стопом
многие часы. О чае либо уборке вагона речи нет. Ничего, еще прогресс. Я опять
вспомнила, как лет 10 назад за неимением билетов в кассе я заплатила молдавскому
проводнику, а он решил, что за эти деньги вправе еще и потребовать от девушки
определенных услуг, вышла драка, и ситуацию разрешил молдавский бригадир, мудро
рассудивший: "Нет, если девушка не платит и хочет ехать, то проводник имеет
право. Но если девушка заплатила, то проводник уже не имеет права..." Нет, я все
понимаю, поезд молдавский, но ведь деньги за билеты мы платим в кассе нашей
дороги, стало быть, эта дорога должна как-то отвечать за продаваемый "сервис"
(например, за серое белье в запаянных пакетах), у меня был случай не так давно,
говорю молдавскому проводнику: "Белье же не стирали..." - "Зато запаяли..."
И почему, скажите, если я еду в плацкарте, я должна в течение нескольких часов
слушать кромешный мат? Ведь, в сущности, разница в цене за купе и плацкарт - это
лишь разница в обустройстве вагона, в купе ты можешь попросить попутчиков выйти,
чтобы позволить переодеться, а на ночь закрыться на замок. А в плацкарте идешь
со своими "трениками" в туалет. А все прочее - чай, уборка, белье - не должно
зависеть от категории вагона. Да и вообще: в цивилизованном мире принято считать
деньги. Если вам ехать пять часов днем - логично не брать дорогой спальный
билет. Но вынуждают - если вы не хотите слушать мат и сидеть в грязи.
МИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ "НА ДНЕ"
А вот станция Дно мне совершенно неожиданно понравилась. Там я оказалась к
вечеру. Голодная и уставшая. Очаровательные женщины - дежурная по вокзалу и
сотрудница справочного бюро - быстро вычислили, на каком поезде мне удобнее
ехать ("этот прибывает раньше, но идет дольше"). И никакого "билеты по прибытии"
- есть же система "Экспресс". Камера хранения работала. И круглосуточное кафе.
Туалет, правда, был проблемой - войти туда в босоножках было нелегко, какие-то
услужливо подставленные доски в огромной луже. Ну почему, почему путешествующий
по России человек среднего достатка обречен на грязь и антисанитарию!
...Потом стали подтягиваться женщины с ведрами, доверху наполненными красными
вареными раками. С укропчиком, лаврушкой. Это к очередному экспрессу - помельче
раки за пятерку, покрупнее - за десятку. (К слову, на приеме по поводу
экономического форума тоже подавались раки, но по сравнению с продукцией станции
Дно это было убожество.) И я села в очередной плацкарт.
На матрасах в полупустом вагоне (хотя строжайше запрещено пользоваться матрасами
и одеялами, не купив белья) спали путешественники. Проводник отобрал у меня
билет (новомодный, там же сейчас положено одну бумажку оторвать, другую -
идентичную - оставить пассажиру). Я заняла нижнюю полку и когда проводник
проходил, спросила, почему он не отдает мне билет, ведь мне отчитываться. И
услышала: "А паспорт покажите!" - "Так вы не спрашивали паспорта, когда я
садилась... Ну покажу, не жалко..." - "Вот и делай людям добро. В следующий раз
рассажу всех на верхние боковые..."
В вагоне нестерпимо воняло. О чае речи не было. Утром на Витебском вокзале
пришлось поругаться с представителем таксистской мафии, заявившим: "Нищая, раз
на троллейбус идешь" (он требовал 500 рублей до Охты). Я вспомнила невельского
мужчину в оранжевой куртке, и мне стало смешно...
НАПОСЛЕДОК
P.S. Хороший совет для отправляющихся в путешествие. Современная косметическая
отрасль располагает такими полезными вещами, как тоники для умывания,
косметические салфетки, одноразовые (пардон!) женские прокладки. И не будь всех
этих вещей, нормальному человеку было бы очень сложно ездить в наших поездах.
Потому что дурно пахнет, вода ржавая, на станциях комфорт ниже всего того, что
может представить человеческое воображение.
...Моя подруга, достаточно обеспеченная женщина, до недавних пор каталась только
в СВ. Но после пары-тройки ситуаций (когда платежеспособные нувориши заставляли
ее драться без возможности позвать кого-то на помощь) она стала выбирать
варианты подемократичнее...
Первоисточник - Петербургская ежедневная газета "Невское время"
|