|
Отыскался номерок аж 1939 года!
В середине
лета со
станции Валдай стартовала экспедиция под
названием «Перегон»
Целью экспедиции было изучение истории перегона
Валдай –
Крестцы. В
её состав вошли организатор этого мероприятия
машинист тепловоза
Вячеслав Амосов, отработавший
на данном участке 21 год, начальник станций
Валдай,
Дворец,
Крестцы
Нина Волкова и
представители Ростовского университета
железнодорожного транспорта –
Андрей Шаламов и
Виктория Рыбас, приехавшие погостить в
Новгородскую область.
В ходе своего путешествия его участники
восстановили основные события истории этого
перегона. Определили места нахождения
остановочных платформ, станций и разъездов,
переездов, гидравлических колонок для заправки
паровозов водой, а также казарм, где раньше жили
работники железной дороги. На 17 км действующего
перегона Валдай – Крестцы существовали
станция
Горушки и два разъезда:
Ерынья (на 36 км) и
Уралец (на 47 км).
Жизнь перегона также можно было проследить по номеркам на шпалах,
указывающим на год их укладки. Оказывается,
деревянные шпалы сохранились здесь ещё с
довоенного времени. Самый старший номерок
отыскался аж 1939 года! А самый младший –
1977-го.
На перегоне – пять мостов, в том числе два деревянных и один
каменный. Последнее время скорость движения по
деревянным мостам была ограничена до 15 км/ч.
Каменный арочный мост на 33 км участка является
самым высоким из всех – 18 метров. Раньше на
перегоне располагались семь семафоров, теперь
остался только один – на
станции Крестцы.
Курсировал пригородный поезд сообщением
Бологое
– Крестцы – Бологое, который отменили в марте
1992 года. На станции Крестцы для разворота
паровозов имелись пути треугольника, которые
частично сохранились и до сегодняшних дней.
Помимо пригородных перевозок основной
деятельностью перегона в послевоенное время была
отправка леса из Крестецкого леспромхоза. В
сутки отгружалось 5–6 поездов по 20 вагонов
каждый. В ходе экспедиции был использован
архивный материал, посвящённый крушению поезда в
1955 году на 24 км перегона
Крестцы – Горушки
тогда ещё Калининской железной дороги. Согласно
архивным материалам, крушение произошло из-за
излома рельса под тендером паровоза. Поезд
состоял из 21 вагона: 13 двухосных и 8
четырёхосных, всего 58 осей, вес – 694 тонны.
В настоящее время перегон Валдай – Крестцы закрыт для движения
из-за состояния пути. Экспедиция по его изучению
заняла четыре дня и три ночи, было пройдено
почти 60 километров.
Энтузиасты дошли до конечной точки –
станции Крестцы, где каждому
из них организатор вручил памятный сертификат об
участии в мероприятии.
После этого краеведы разъехались по домам, полные впечатлений и
новых знаний.
Елена Смирнова, № 33 13 сентября 2013 года.
Газета "Октябрьская магистраль"
|