|
На перекрестке направлений
Ночная смена тянется
долго - время в это время суток как будто
замедляется. Самыми трудными, сонными часами
дежурные по станции обычно называют с четырех до
пяти утра. Сейчас как раз такой период. За
окнами темно и тихо, как будто все на свете
умерло. А внутри, в "дежурке" на петербургской
стороне
станции Новосокольники, тоже пока тихо. Только едва слышно шуршат листы журнала, в который
Екатерина Петровна записывает все проходящее и происходящее в смену.
- Мы уже привыкли за столько лет работы не спать по ночам, - отвечает на вопрос дежурная по станции, поднимая голову от журнала. - Дремать некогда, поездов пропускаем много. Сегодня еще и одна разборка была. Хотя станцию исключили из планов формирования, часто дают приказы на отдельные поезда.
Пассажирский за пассажирским, да еще и грузовые в короткие промежутки проходят через станцию в ночное время. Только успевай команды на приготовление маршрута отдавать. Недавно отправили киевский на петербургской стороне, а уже минская "Звезда" на подходе, потом - львовский.
Новосокольники - такой своеобразный железнодорожный международный перекресток вблизи российской границы. На четыре направления расходятся пути: на Себеж, Москву, Невель и Питер. Хотя пассажиропоток нынче не тот, что был когда-то, тем не менее за ночную смену набралось 14 поездов, да еще шесть грузовых отправили.
Екатерина Петровна Козлова работает на станции 24 года и помнит времена гораздо более напряженные, когда Новосокольники были выше классом. В 80-90-е годы здесь перерабатывалось 30-35 процентов проходящего грузопотока. По мере сокращения объемов перевозок в годы перестройки денег на техническое обустройство выделялось все меньше. Пришлось закрыть приемоотправочные, вытяжные и подъездные пути, на капитальный ремонт которых не нашлось средств. А сейчас, когда экспортные грузы рекой хлынули в сторону сухопутных границ, а Великие Луки не в состоянии переработать весь поток, Новосокольники немногим могут помочь. Инфраструктурный ресурс исчерпан, да и тяги нет. Один маневровый тепловоз на все прицепки, отцепки и формирование: - На нас всегда денег не хватало, - замечает Екатерина Петровна. - Обратите внимание на пульт управления, он
1953 года выпуска, почти музейный экспонат. А еще у нас -
ручные стрелки. Дежурным стрелочных постов очень тяжело работать, особенно на 9-м. На приготовление маршрута отпущено 5-10 минут, нужно перевести от трех до пяти стрелок на разных направлениях, а расстояние между ними до семисот метров доходит. А в снегопад их еще и расчистить нужно. В прошлую смену такая вьюга мела, что в отпущенные нормы трудно было уложиться.
Нужно согласиться, что сильный снегопад - уважительная причина задержек поездов для станции с ручными стрелками. По другим причинам стоянки пассажирских сверх расписания в Новосокольниках случаются нечасто. Интересно, что реконструкция этой станции трижды включалась в планы капвложений. Как минимум два проекта было подготовлено на удлинение путей и электрическую централизацию стрелочных переводов, а их здесь - около 80. За сто с лишним лет существования станция не только не приобрела более совершенного вида, но, как ни прискорбно это констатировать, и деградировала. "Как Вы думаете, зачем царь здесь двухпутку построил, если всего два поезда в сутки ходили?" - спросил меня начальник станции
Александр Александрович Гайдашев.
А действительно, зачем? "Он созидал для детей и внуков, жил завтрашним днем России". А мы что же - вчерашним живем, если у нас по перегону
Новосокольники - Выдумка всего два поезда в час может пройти? В целях экономии расходов несколько лет назад закрыли
Абово, которое было посередине между этими станциями. Пропускная способность участка снизилась, участковая скорость движения поездов на себежском направлении уменьшилась. И это не единственный пример закрытия станций на Октябрьской, который сегодня особенно аукается. Грузов к перевозке по железным дорогам предъявляется все больше, главный ход закрывается для пропуска товарняков. А как теперь взять те 22 пары поездов, которые смотрят из Шаховской на южное направление?
Эти вопросы ставятся сейчас на более высоком, чем станционный, уровне. А у станции - свои задачи. Пропустить по графику все проходящие поезда, подать вагоны под те объемы погрузки и выгрузки, которые планируются, обеспечить безопасность движения и маневровой работы. Кстати сказать, формированием и расформированием теперь приходится заниматься на главных путях, с применением торможения, а раньше это делали на вытяжном, специально спрофилированном для работы с толчка. От того, насколько четко и оперативно организует работу смены дежурная по станции
Екатерина Козлова, зависит и общий эксплуатационный результат Октябрьской. А она считается одним из лучших командиров смены. Кстати, не только вчерашний и сегодняшний день у Екатерины Петровны связан с транспортом, но и завтрашний. Есть кому продолжать семейную традицию: сын Александр закончил Великолукский железнодорожный техникум и учится сейчас на помощника машиниста. Пошел по стопам отца -
Юрия Анатольевича, который после двадцати лет работы машинистом трудится сейчас мастером по ремонту в цехе
Новосокольники
Великолукского локомотивного депо. А если наши дети еще идут на "железку", значит, будущее у нас есть.
Г.Морозова Фото автора
17 марта 2005 года. Газета "Октябрьская
магистраль"
|