Луга -
Скангали
Псков - Нарва Псков - Полоцк Псков - Бологое Псков - Валга Валга - Тарту Тарту - Печоры Бологое - Полоцк Оредеж - Витебск Западная Двина - Посинь Луга - Новгород Новгород - Валдай Чудово - Старая Русса Пыталово - Опочка Печоры - Кудупе Станции Подвижной состав Фалеристика Прогулки автора Нежелезнодорожное |
В.И. Миронов Маршрут длиной в 100 лет [Назад] [Оглавление] [Вперед] ОСОБУЮ любовь и заботу проявлял В. И. Ленин о детях. В трудные годы гражданской войны и иностранной военной интервенции молодая Советская страна испытывала трудности с питанием. Трудовой народ присылал В. И. Ленину посылки с самыми лучшими продуктами, отрывая от своей семьи. Но Владимир Ильич не принимал подарков, а отправлял посылки в детские сады и ясли- Ленинская забота о детях служила хорошим примером.
В эти трудные военные годы в городе Дно было много детей сирот, были матери-одиночки, мужья которых
погибли на фронтах. И заботу о детях взял на себя поселковый Совет. Под руководством члена поселкового
Совета, жены машиниста паровоза коммуниста И. И.
Богданова, Агрипина Ивановна Богданова со своей подругой Антониной Ефимовной Михайловой и другими Женщины-активистки под руководством Агрипины Ивановны Богдановой в первую очередь приобрели кровати с постельными принадлежностями, необходимую мебель, обеспечили ясли хорошим питанием. В 1920 году с целью полной ликвидации беспризорности, поселковый Совет принял постановление о конфискации поместья Ноинского, где и организовали первый детский дом. Это было самое удобное и благоустроенное место для проживания и воспитания беспризорных детей — прекрасный двухэтажный особняк в окружении вековых дубов и кленов. Рядом был пруд, в котором водилось немало рыбы. Все это, в том числе огромный фруктовый сад и огороды, передали в пользование детскому дому. А постоянными шефами детского учреждения стали рабочие паровозного депо. Они постоянно навещали ребят, приносили подарки, а заработанные деньги на коммунистических субботниках и воскресниках перечисляли на специальный счет для содержания детей. В новом помещении беспризорным детям были созданы все условия, для того, чтобы они выросли настоящими советскими людьми. Первым директором детского дома по поручению райкома партии стал бывший котельщик паровозного депо Генрих Иванович Кальварий. Поистине материнскую заботу о воспитании и обучении детей проявляли О. И. Кириллова, О. И. Карлова, О. М. Маркова. И все-таки еще немало детей-сирот нуждалось в помощи. Надо было принимать срочные меры, чтобы собрать их всех вместе, предоставить жилье, накормить, обуть и одеть. В те годы это были очень трудные и ответственные задачи, ведь вокруг — нищета и разруха. В поселке не хватало хлеба, жилья, теплых вещей и многого другого. И выход был найден. Решили переоборудовать списанный пульмановский вагон под временное жилье. Над этой задачей трудились сами работники паровозного депо. Вагон оборудовали двойными нарами, изготовили столики, табуретки, поставили печное отопление, приобрели керосиновые лампы. Труднее всего было одеть и обуть детей, обеспечить их постельными принадлежностями, организовать питание. И вновь исключительную находчивость и заботу проявили женщины-активистки во главе с неутомимой Агрипиной Ивановной Богдановой. Очень многое сделал и Генрих Иванович Кальварий. Постоянную помощь детям оказывали партийная ячейка паровозного депо, профсоюзная организация, поселковый Совет. Первый детский дом "на колесах" поставили в железнодорожный тупик у паровозного депо. Поэтому Г. И. Кальварий детей постарше определил в железнодорожную школу, а с младшими занимались воспитательницы и учителя. В конце 1928 года детский дом был переведен в деревню Нестрино, а затем — в Порхов. В свою очередь, воспитанников из Порхова перевели в Детское Село под Ленинградом. Здесь они учились в общеобразовательной школе, а по ее окончании ребят направляли в Ленинград на завод "Красный пролетарий", где имелась своя школа ФЗУ. Мальчики учились на токарей и слесарей, а девочки получали специальности для легкой промышленности и шли на фабрики. Размещались детдомовцы в благоустроенном общежитии. Многие воспитанники пополняли ряды рабочего класса Ленинграда, но некоторые возвращались и в родные края, в наш поселок Дновского железнодорожного узла. Здесь тоже очень были нужны молодые рабочие руки. В паровозное депо прибыли и стали работать слесарями, токарями, помощниками, а затем и машинистами братья Александр и Сергей Устиновы, Виктор Филаретов. Петр Григорьев и многие другие. Комсомольский вожак, тоже бывший детдомовец, Борис Цветков впоследствии был выдвинут на руководящую работу в ЦК ВЛКСМ. Советская власть дала детям путевки в жизнь и они стали активными строителями социалистического общества. Мирный труд советского народа был нарушен вероломным нападением фашистской Германии. Закончилась она полным крахом захватчиков. Но и эта война принесла нашему народу неисчислимые бедствия и страдания. И как в прежние войны, прежде всего, пострадали дети, оставшиеся сиротами. В трудные послевоенные годы Коммунистическая партия и правительство вновь проявили отеческую заботу о детях. Для них строились детские дома, ясли, садики. Создавались суворовские и нахимовские училища, трудовые школы, оздоровительные лагеря. Здесь ребят воспитывали, обучали, готовили к самостоятельной жизни. В нашем Дновском районе, как и в других районах области, разоренных войной, много осталось детей без родителей. Сразу после освобождения Советской Армией в деревне Заклинье организовали детский дом, но случилось несчастье, и он сгорел. И тогда районный Совет выделил самые лучшие помещения, которые остались не разрушенными, в том числе и в деревне Белая. Здесь, в самом центре, у церкви, на берегу тихой речки Белки, еще до революции проживала в белоснежном двухэтажном кирпичном особняке помещица Воробьева. Вот это здание и отдали под детский дом. По традиции, детский дом закрепили за паровозным депо для осуществления шефской помощи. Первым его директором стал участник Великой Отечественной войны П. П. Павлов. Торжественным и праздничным было открытие детского дома, в котором принимали участие воспитатели, учителя, шефы-железнодорожники и сами дети. С детьми же проводили шефы и выходные дни. Проблемы детского учреждения всегда находились в центре внимания руководителей района, комсомольцев, работников культуры. Участники деповской художественной самодеятельности устраивали праздники, отмечали дни рождения, делали все для того, чтобы ребята не чувствовали себя забытыми и одинокими. Часто бывали здесь В. Абрамов, Н. Харламов. Т. Лейтис, В. Фуфаев. Н. Яковлев и другие. В отличие от детского дома 20-х годов здесь все было поставлено на самом высоком уровне. И дети ценили это. В шестидесятых годах детский дом в деревне Белая закрыли. Его питомцы разъехались. Многие поступили в школы ФЗО, получили специальности и влились в ряды рабочего класса, некоторые продолжали учиться в техникумах и институтах. В 70-е годы шефская помощь со стороны коллектива локомотивного депо осуществлялась над железнодорожными школами № 50 и №53.Многое было сделано и для вновь созданного в городе Дно СПТУ № 10. И это оправдано, ведь именно эти учебные заведения регулярно обеспечивали кадрами наше производство, И сегодня старшеклассники, учащиеся СПТУ № 10 частые гости в коллективе железнодорожников, постоянные посетители деповского музея боевой и трудовой славы. Для многих это и определило выбор будущих профессий.
|
[Участки
дорог] [Общая
карта дорог] [Предприятия
и учебные заведения] [Расписания]
[Дороги
узкой колеи] [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное] |