|
Малеина Лидия Алексеевна
(из книги "Награжденные знаком «Почетному железнодорожнику»
и другими правительственными наградами")
Только две женщины на железных дорогах Советского Союза занимали
должность начальника дистанции пути. Одной из них была Малеина Лидия Алексеевна.
Родилась она в 1918 году в Тверской губернии в учительской семье. После смерти отца семья переехала в Волышово Псковской области. Здесь была средняя школа, конный завод, много молодежи. Лидии Алексеевне запомнилось увлечение художественной самодеятельностью. Театральный кружок ставил даже чеховские вещи. И Лида в свои 16 лет руководила кружком, многие участники которого были намного старше ее. В 1934 году Лида поступает в Ленинградский железнодорожный техникум и в 1938 году оканчивает его. После окончания техникума ее отправили на станцию Карталы Южно-Уральской железной дороги, где она работала техником в колонне по реконструкции пути. Вскоре Лидия Алексеевна выходит замуж и уезжает в Ленинград. Здесь у нее родился сын. К сожалению, семейная жизнь не сложилась, и Лидия Алексеевна уезжает работать дорожным мастером сначала на станцию Клин, а затем в Выборг. Войну встретила дорожным мастером пограничного околотка.
Мать, сын и брат Лидии Алексеевны были эвакуированы в тыл. Сама она осталась на службе и была командирована на прифронтовую станцию.
…первый день работы на станции прошел сравнительно спокойно. Бригада под руководством своего мастера Лидии Малеиной работала на путях, стараясь до наступления темноты сделать как можно больше. Засыпали воронки, исправляли переезды, меняли рельсы после бомбежки. На станции вечером устраивали светомаскировку.
Спокойно прошла ночь. А утром над станцией появились самолеты противника. Бригада на путях заканчивала ремонт последнего километра, когда невдалеке упала бомба. Оглушил грохот взрыва, выросла сплошная стена взлетевшей на воздух земли. На короткое мгновение сердца всех наполнились ужасом.
Но тревога за путь помогла побороть страх. Только что уложенные рельсы и шпалы были снова разрушены. К счастью от взрыва никто не пострадал.
-За работу! Не терять ни одной минуты! Несите запасные шпалы, рельсы, засыпайте воронку, - молодой мастер распоряжался уверенно, решительно. Не подчиниться ей было нельзя. Закипела работа, метр за метром оживал путь. И хотя со станции доносился гул разрывающихся снарядов, люди не отрывались от работы. Мастер Лида Малеина ободряла их своими толковыми спокойными распоряжениями, своим мужеством. Молодая двадцатидвухлетняя женщина не терялась в опасности, действовала смело, решительно.
Затем мастер Лидия Малеина участвовала в эвакуации важного завода в тыл. Необходимо было тщательно проследить за правильной погрузкой машин, установок, агрегатов, за тем, чтобы весь вывозимый груз не выходил из габарита.
Отступала Лидия Алексеевна с фронтом. Она помнит как вместе с бригадой помогала минировать входные стрелки и всю территорию станции. Эта работа требовала величайшей осторожности и была для молодой женщины уроком самообладания, хладнокровия, выдержки.
Лидия Алексеевна ехала на последнем паровозе, заменяя кочегара. Когда на станции Антреа немцы стали обстреливать поезд, был тяжело ранен машинист. Но все-таки они успели переехать через реку Вуакса, после чего мост был взорван. Втроем с механиком и его помощником они делали отцепку и прицепку вагонов, осматривали составы, а в пути следования дорожный мастер не спускала глаз с блестящей полосы рельсов, до боли напрягая зрение – все ли впереди благополучно.
Во время войны работает Малеина на Турксибе, в Казахстане под Алма-Атой. Вместе с ней была семья. Но тут пришла беда. Заболел корью трехлетний сын. Корь почти прошла, но случилось осложнение, и единственный ребенок умирает. Велико горе, но молодая мать не поддается отчаянию, жизнь продолжается.
Сразу после освобождения Пскова от немецких захватчиков Лидия Алексеевна возвращается. Уже в апреле 1944 года она работает на
станции Дно, затем на станции Луга. Отсюда ее направляют учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1948 году Лидия Алексеевна оканчивает институт (оканчивает досрочно, засчитывается ее работа на железной дороге вместо практики). Темой диплома было «Переустройство моста без перерыва в движении поездов». Тщательно изучала дипломантка передовой опыт, имеющийся на различных дорогах сети, интересовалась новыми методами надвижки пролетных строений, изготовлением блоков.
Проект был защищен отлично – на этой оценке единодушно сошлись все члены комиссии. А один из профессоров, пожимая руку молодому инженеру, пожелал воплощения проекта в жизнь.
После окончания института Малеину направили работать в Дно заместителем начальника дистанции пути по искусственным сооружениям. В Дно Лидия Алексеевна стала одним из инициаторов капитального восстановления своими силами малых мостов на Дновской дистанции пути. Ей поручили руководить четырьмя стройками, и многое из того, что так недавно наносилось на страницы дипломного проекта, теперь воплотилось в камень и железобетон. Так сбылась мечта молодого инженера.
Всего потом методом народной стройки под руководством инженера Малеиной Л.А. на
Дновской дистанции построено 34 малых моста и труб.
Хорошие организаторские способности Лидии Алексеевны были замечены. Ее выдвигают на партийную работу. С 1954 года она работает секретарем райкома в Дно, а затем секретарем горкома в Пскове.
В 1966 году Малеина возвращается на железную дорогу начальником
Псковской дистанции пути
. И здесь сразу же включилась в работу по экономии средств, хозрасчетной организации труда. На станции Сосынье надо было увеличить насыпь до моста. Лидия Алексеевна выезжает на станцию, тщательно изучает местность и решает удлинить насыпь не так, как запланировано, а в другую сторону.
Такое решение принесло немалую экономию средств. Год от года увеличивалось количество поездов. Повышалась также и скорость движения. На службе дистанции пути лежит постоянная забота об улучшении состояния железнодорожных путей. Малеина вместе со своими коллегами планирует, ищет способы более эффективно проводить предупредительный ремонт дороги. Сюда включались и улучшение использования механизмов, и обучение кадров, и разработка технологического процесса.
Вместо звеньев для ремонта были созданы постоянные укрупненные бригады. При таком варианте появились более благоприятные условия для повышения квалификации людей и более эффективного использования механизмов.
По инициативе Малеиной в помещении дистанции пути стала работать вечерняя школа. Немало работников дистанции окончили школу и получили среднее и высшее специальное образование.
При дистанции пути активно работала художественная самодеятельность, духовой оркестр, хор. Это тоже было предметом забот Лидии Алексеевны.
Малеина успешно справлялась с работой, которая до этого считалась чисто мужской. Сложное путевое хозяйство, только две женщины на огромном пространстве железных дорог Советского Союза выполняли обязанности начальника дистанции пути. На Всесоюзном совещании работников путевого хозяйства мужчины, отдавая дань уважения этим женщинам, стоя приветствовали их. А на совещании в Чехословакии мужчины на руках несли их к поезду.
В 1968 году Малеиной Л.А. было присвоено звание Почетного железнодорожника. Сейчас Лидия Алексеевна находится на заслуженном отдыхе.
Фотография Лидии
Алексеевны Малеиной
Совещание дорожных мастеров
ПЧ-26 в 1969 году
Р.Н.Королькова
Псковский железнодорожный музей
Псков 2004 год
|