|
Когда человек доволен, он и работает без прохладцы
Когда смотришь из окна поезда, даже и не подумаешь, что станция Валдай построена
в XIX веке в числе первых на дороге Псков – Бологое. О прошлом напоминает лишь
старая водонапорная башня. Её стены из красного кирпича, выщербленного временем,
вызывают ассоциации с башнями старинного замка.
Однако начальник станций
Валдай –
Крестцы –
Дворец Ольга Давыдова считает, что
история станции обязательно вызовет интерес у пассажиров.
– Хочу оформить музейный стенд, – говорит она, перебирая архивные справки и
вырезки из газет разных лет. Прикидывает, как будут смотреться фотокопии со
старинными изображениями на стене. – Поместим стенд в зале ожидания. У нас же
масса проезжающих, туристов: озеро, пансионаты и санатории, Иверский
монастырь...
Пассажиропоток по станции не уменьшается, несмотря на повышение тарифов. А вот
объём грузовых перевозок в связи с кризисом снизился примерно вдвое. В трудовом
коллективе прошло сокращение, хотя станция по-прежнему работает со всеми
городскими грузополучателями. Дела с ними ведут два приёмосдатчика и
один агент АФТО. Топливо, мука, комбикорма, уголь поступают в адрес ООО «Новгороднефтепродукт»,
Валдайский ТПП «Облпотребсоюз», ОАО «Валдайский механический завод», ООО «Теплоэнерго»,
воинской части. Валдай, в свою очередь, отгружает лес: примерно шесть вагонов в
месяц. Один такой как раз подготовлен к отправке
приёмосдатчиком груза и багажа
Натальей Гутман. Она говорит, что работа на железной дороге затягивает: «Живёшь
этим постоянным движением, и дома порой задумаешься над проблемой, даже во сне,
бывает…» Расстановкой вагонов на фронты выгрузки занимается один составитель, он
и один маневровый локомотив успевают обслуживать три станции. Осматривает вагоны
перед подачей на погрузку Игорь Афанасьев. Он на станции уже шесть лет, обстукал
своим молоточком, пожалуй, тысячу-полторы вагонов: «Меня, наверное, как всех
мальчишек, всегда дорога манила. Работа нравится, да и лучшие условия у нас в
области мало кто может предложить».
За пультом управления в этот день распоряжалась дежурная по станции Анжела
Сорока:
– Меня мама привела, услышав, что на железной дороге объявлен набор операторов.
Попала случайно, а работаю уже 14 лет. Просто сжилась с этой напряжённостью,
ответственностью за пассажиров, грузы, за тех, кто работает на станции и на
путях. Можно сравнить с ответственностью за семью. Да это почти семья – всё
время одна и та же смена, 12 часов рядом. В курсе всех событий личной жизни, и
детей знаем, и родственников. Двух девочек обучила – здесь работают. И ученик
есть, сейчас он служит в армии.
– За последние годы коллектив обновился, дежурные все молодые, – рассказывает
Ольга Николаевна. – Дорожат работой и держатся за место. Обучались заочно,
целенаправленно на эту должность. Из опытных – выпускницы Великолукского
техникума железнодорожного транспорта Ольга Григорьева с 20-летним стажем и
Наталья Зеленкова, работающая у нас 10 лет. Без нарушений трудовой дисциплины,
без замечаний по безопасности движения. Всё знают, умеют справиться с любой
ситуацией, к ним за советом молодые работники обращаются. Жизнь станции им
небезразлична: с какой просьбой ни обратишься к ним по работе или по
общественным делам, откликнутся.
На стене в дежурке размещена постоянно обновляемая экспозиция из жизни станции.
Каждый квартал на стенде появляются новые фотографии с рабочих мест: движенцы,
путейцы, связисты, электромеханики за работой, на линии, на снегоборьбе. А если
в коллективе состоялось какое-то событие – все интересные его моменты. Снятые со
стенда фотографии помещаются в альбом – на память. Сотрудники с удовольствием
проводят время вместе. И начальник станции мечтает о нескольких парах хороших
лыж. Улыбаясь, она показывает на виднеющийся невдалеке бор: «Обзаведёмся даже
5–6 парами, сможем совершать массовые прогулки: у кого-то – свои лыжи, у детей
есть у всех, так как в школе требуют, кто-то воспользуется общественными. У нас
места заповедные, воздух чистейший, солнце и сосны!» На станции есть небольшой
спортивный уголок с несколькими снарядами. Надо бы расширить, рассуждает
руководитель, сделать спортивный зал с тренажёрами, чтобы облегчить труд
персонала:
– От людей работа требует грамотности и ответственности. Надо постоянно
расширять кругозор, знать все изменения в своей области. Если нет
самообразования, техучёбы, то нет и результата. Но и работодатель должен что-то
делать для персонала. Чтобы зарплата была достойная и работать было удобно.
Когда человек доволен, он меньше устаёт, меньше болеет и к делу относится с
отдачей, без прохладцы. Считаю, в бюджет станции должны закладывать средства на
текущие нужды. Пусть бы даже две тысячи рублей в месяц. Но я бы знала, что через
два месяца смогу заменить сломанный стол, а в следующем – перегоревшие лампы. И
так, потихоньку, переустроить каждое рабочее место...
Условия труда на станции в последнее время заметно изменились в лучшую сторону.
Работники Санкт-Петербург-Витебской дистанции гражданских сооружений,
водоснабжения и водоотведения отремонтировали пост ЭЦ: приведены в порядок
помещение дежурных по станции, коридор, санузлы, заменены оконные блоки.
Заместитель начальника НГЧ-7 Анатолий Парфёнов, по отзыву Ольги Давыдовой,
всегда учитывает предложения администрации станции.
Провожая меня на поезд, Ольга Николаевна посетовала:
– Станционные рабочие перегребают тонны снега за зиму! Нам бы навес над перроном
или маленький трактор. Заместитель начальника ОЖД О. Валинский обещал помочь.
По широченному перрону, сгребая снег лопатами, ходили туда-сюда две женщины. Ни
ростом, ни мощью Галина Бокова и
Светлана Летюшева не отличаются: «Тяжело,
конечно. Но потихоньку делаем да делаем и справляемся». Без всякой механизации
горы снега вдоль перрона поднимаются уже выше человеческого роста. Ограничиться
дорожками вдоль платформы и вокзала не позволяет гордость: туристы ведь
прибывают...
Инна Сальникова
справка
Участок Валдай – Крестцы используется только для снабжения населённых пунктов.
Газета «Октябрьская магистраль» от 30 ноября 2008 года в статье «Альтернатива
Николаевской» писала о том, что параллельно главному ходу в начале ХХ века
началось строительство дороги Санкт-Петербург – Орёл. От Валдая в сторону
Новгорода уже было построено 58 километров до станции Крестцы, когда в 1926 году
работы остановили.
2 апреля 2010 года. газета"Октябрьская магистраль".
*** Примечание ПЖД.
Все-таки, не надо путать дорогу Петроград -
Орел и участок Валдай - Крестцы!
|